Термин морфема восходит к древнегреческому μορφή – форма, вид. Так называется минимальная единица языка, отличительные признаки которой:
- значимость – каждая морфема в слове несёт определённое значение,
- неделимость – членение приводит к утрате значения.
Например, слово подводный включает:
- корень вод, семантически связанный с понятием воды – бесцветной и безвкусной жидкости заданного химического состава,
- приставка под, выражающая значение «нахождение ниже»,
- суффикс н, служащий для образования прилагательных, то есть вносящий значение признака,
- окончание ый, указывающее на грамматические признаки (падеж, число, род).
В целом складывается единое толкование: признак по отношению к воде, выражающий расположение ниже её поверхности и принадлежащий предмету, наименование которого употреблено в начальной форме (муж. род, ед. число, им. пад.).
Классификация морфем
Корневые
Категория включает единственный элемент, по наименованию которого и названа.
Отличительный признак корня – обязательность. Слов, где он бы отсутствовал, не существует, хотя встречается слово с нулевым его выражением.
Вторая отличительная черта – способность существовать в слове индивидуально, без присоединения некорневых элементов (шоссе, вдруг, через, из и пр.)
Существующие определения корня не содержат исчерпывающей характеристики, каждое предполагает наличие исключений.
Морфема, содержащая базовое лексическое значение – исключает варианты с внеморфемной семантикой (беседка – садовое архитектурное сооружение, состав слова не отражает смысла).
Общая часть родственных слов – недействительно для случаев отсутствия таковых (шимпанзе, отнюдь и пр., как и непроизводные вспомогательные слова, родственных не имеют).
Корни делятся на:
- свободные, не предполагающие ограничений в употреблении или отсутствии добавочных элементов (лес – лесной, подлесок),
- связанные, выделяемые в словах, содержащих аффиксы, но вне соединения с ними не встречающиеся (надеть – раздеть – одеваться).
Некорневые морфемы
Функционально этот тип делится на словообразу́юшие и формообразу́ющие.
Название | Вид | Место в слове | Примеры |
Приста́вка (пре́фикс) | Словообр. | В начале (или в начале второй части сложного слова). | нагрузка самонаводящийся |
Су́ффикс | Словообр. и формообр. | Посткорневое расположение. | чайник летели |
По́стфикс | Словообр. и формообр. | После окончания. | учились наслаждается |
Оконча́ние (фле́ксия) | Формообр. | Завершение (при отсутствии постфикса) слова, реже – первой его части. | выставка вернулись семидесяти |
Классификация имеет варианты в зависимости от научной школы. Отмечаются и терминологические расхождения: аффиксами в рамках одной теории именуются все некорневые варианты, другая использует это название только для словообразующих – точка зрения, отражённая и в данной статье.
Словообразующие
Различаются позицией в слове. При словообразовании одновременно способны прибавляться к слову составляющие, располагающиеся с разных сторон корня. Элементы одного типа присоединяются только по одному.
Различия между видами представлены в таблице.
Приставки (префиксы) | Суффиксы (словообразоват.) |
Препозиционное расположение | Постпозиционное расположение |
В длинных словах приобретают факультативное ударение, слабее основного (све́рхполе́зный) | Меньшая самостоятельность в составе слова, тесная связь с корнем |
Не связаны с корневыми чередованиями | Влияние на выбор чередующихся гласных (уберёт – убирает) и согласных (рука – ручной) |
Не закреплены за определённой частью речи (подснежник, подпрыгнуть, подпольный) | Закреплённость за определённой частью речи (-чив-, -лив- – прилагательные, -ива-, -ыва- – глаголы) |
Без участия посткорневых аффиксов не образуют слов, принадлежащих к части речи, отличной от исходной | Способность образовывать слова со сменой части речи (глина – сущ., глинистый – прил.) |
Обладают конкретным значением | Не только конкретные, но и абстрактные значения (-тель – тот, кто совершает действие, от наименования которого образуется слово: читать – читатель, сеять сеятель, -н – абстрактное значение признака: туман – туманный, река речной) |
В языке частотны слова с разнотипными аффиксами (подорожник) или безаффиксные (путь), а также с включением одного-двух аффиксов обоих типов (бес-про-свет-н-ость). Максимальное отмеченное количество элементов одного типа – четыре.
Словообразовательная морфема, занимающая позицию после окончания и называемая постфиксом, вызывает разногласия по вопросу её включения в ту же категорию или выделения в самостоятельную. Также нет единого мнения по поводу перечня постфиксов: школьная программа относит к ним только -ся (-сь) или не выделяет вообще, альтернативная классификация причисляет к постфиксам также местоимённо-наречные -то, -либо и -нибудь (где-либо, кто-то).
Формообразующие
Разновидность содержит морфемы-носители грамматических характеристик, не связанные с лексическим значением.
Название | Употребление | Функции | Примеры | |
Окончание (фле́ксия) | Изменяемые слова | Выражение грамматического значения | красивый (муж. род, ед. число, им. пад.), скачет (ед. число, II лицо) | |
Связь слов в синтаксических конструкциях | они видят (предикативн.), заросшей дорогой (согласов.), рассмотреть картину (управл.). | |||
Суффикс (формообр.) | Глаголы | прошедшего времени | Выражение грамматического значения | -л- ходил, везла, сдалось (вёз – нулевой) |
условного наклонения | -л- сшибли бы, знал бы (сшиб бы – нулевой) | |||
повелительного наклонения | -и- привези, положи | |||
Прилагат. | простая сравнительная степень | -е-, -ее-, -ей- дольше, быстрее, длинней | ||
простая превосходная степень | -ейш-, -айш- мудрейший, тишайший |
Не имеют окончаний:
- части речи, которые не обладают непостоянными признаками (быстро – наречие, сидя – дееприч., на – предлог, что – союз, ого – междометие),
- неизменяемые, преимущественно заимствованные слова, относящиеся к способным изменяться частям речи (панно – сущ., хаки – прилаг.).
Относительно инфинитива высказываются две точки зрения. Приверженцы одной считают в нём -ть окончанием, что не вяжется с отсутствием непостоянных характеристик, но объясняет исключение из основы при словообразовании. Сторонники второй относят эту морфему к формообразующим суффиксам.
Причастия и деепричастия относятся исследователям как к самостоятельным частям речи, так и к глагольным формам. В зависимости от этого суффиксы, участвующие в их образовании, считаются либо словообразующими, либо формообразующими.
Постфикс -ся (-сь) образует как возвратные формы глаголов (мыть-мыться), так и самостоятельные слова (улыбаться) и, соответственно, выступает то как словообразовательный, то как формообразовательный элемент.
Нулевое выражение морфем
Если элемент слова имеет звуко-буквенное выражение, а в отдельных вариантах его теряет, то в этом случае он определяется как нулевой.
Безоговорочно признаётся лингвистами наличие этого явления у флексий. Оно наблюдается у изменяемых слов, если окончание исчезает в определённых формах (забор – забора, забором, горяч – горяча, горячи).
Нулевое выражение отсутствует у приставок.
Зафиксирован случай его появления у корня: вынуть
- вы- – приставка, указывающая на направление изнутри наружу (выглядывать, выгрузить),
- -ну – суффикс однократности (шагнуть, глотнуть),
- -ть – окончание (по альтернативной классификации – суффикс) инфинитива.
При этом говорить об отсутствии корня в слове неверно, поскольку в однокоренных словах он получает звуко-буквенное выражение (вынимать).
Нет единства мнений по поводу существования нулевого суффикса. Эта морфема выделяется рядом лингвистов как словообразовательная при образовании, например, существительного от глагола (выход – от выходить) или прилагательного (зелень от зелёный) и как формообразовательная – в повелит. накл. глагола (подвинь, ляг). В школьном курсе это понятие отсутствует, а способ словообразования характеризуется как бессуффиксный.
Основа слова
Основа несёт полное лексическое значение слова. В её состав включаются словообразующие элементы. Однако в школьном курсе понятие формообразующего суффикса даётся или не даётся в зависимости от выбранной программы и относящихся к ней учебников. Если формообразовательные элементы включены в программу, то при морфемном разборе они не входят в основу (познакоми-л-и-сь). В противном случае из состава основы исключается только окончание (познакомил-и-сь).
Соединительные элементы в слове
Соединительные элементы (интерфи́ксы) используются в словах для соединения морфем. Традиционная лингвистика относит к этой категории:
- соединительные гласные:
- самоходный (-о-),
- овцеводство (-е-),
- шестилетний (-и-),
- двусоставный (-у-),
- звуковые сочетания между частями сложного слова:
- трёхэтажный (-ёх-),
- двухмоторный (-ух-).
Альтернативный подход предполагает причисление к интерфиксам всех используемых при образовании и изменении слов вставных элементов, не вносящих дополнительного значения. В этом случае среди них также выделяются два типа.
Тип | Содержание | Примеры |
Словообразовательные | соединительные гласные | лесовоз, вездеход, десятипроцентный |
согласные, возникающие после корня перед суффиксом | петь – певчий, земной земля | |
Формообразовательные | не несущие дополнительного значения элементы формообразования | дочь – дочери, сын – сыновья, время – времена |
гласные перед -ть в глаголах | плавать, стереть |
В традиционном варианте согласные и группы букв, возникающие после корня, принято считать его наращениями, а гласные в глаголах и -ен- в падежах разносклоняемых существительных – суффиксами.