Морфологический разбор числительного (пример, образец)

Морфологический раз­бор чис­ли­тель­но­го — это ука­за­ние посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков име­ни чис­ли­тель­но­го как само­сто­я­тель­ной части речи в рус­ском язы­ке.

Составим план, как после­до­ва­тель­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор име­ни чис­ли­тель­но­го в зави­си­мо­сти от струк­ту­ры и его раз­ря­да по зна­че­нию.

Прежде чем узнать, как про­из­во­дить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор чис­ли­тель­но­го, научим­ся отли­чать эту имен­ную часть речи от слов дру­гих частей речи:

  • (что?) трой­ка, пятак, деся­ток, сот­ня — име­на суще­стви­тель­ные,
  • (какой?) одно­кле­точ­ный, двой­ной, трех­этаж­ный, пяти­лет­ний — име­на при­ла­га­тель­ные,
  • (сколь­ко?) столь­ко, несколь­ко, столько-то — место­име­ния,
  • (что сде­лать?) сдво­ить, утро­ить, уде­ся­те­рить — гла­го­лы,
  • (как?) два­жды, надвое, три­жды, впя­те­ром — наре­чия.

Слова раз­ных частей речи содер­жат ука­за­ние на коли­че­ство. Однако эти само­сто­я­тель­ные части речи сов­ме­ща­ют обо­зна­че­ние коли­че­ства с назва­ни­ем пред­ме­та, при­зна­ка, дей­ствия и пр. В отли­чие от чис­ли­тель­ных их мож­но запи­сать сло­ва­ми, но нель­зя обо­зна­чить циф­ра­ми. Различаются они и сво­и­ми мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

ОпределениеИмя чис­ли­тель­ное обо­зна­ча­ет коли­че­ство или поря­док пред­ме­тов при счё­те и отве­ча­ет на вопро­сы сколь­ко? кото­рый?

  • (сколь­ко?) три дня,
  • (сколь­ко?) двое детей,
  • (кото­рый?) вось­мой удар.

Морфологический разбор числительного (пример, образец)

Грамматические признаки имени числительного

Имена чис­ли­тель­ные раз­ли­ча­ют­ся по зна­че­нию и струк­ту­ре. Постоянными при­зна­ка­ми слов этой части речи явля­ет­ся

  • раз­ряд по зна­че­нию (коли­че­ствен­ное или поряд­ко­вое),
  • коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные име­ют раз­ряд: целое, дроб­ное или соби­ра­тель­ное,
  • раз­ряд по соста­ву (про­стое, слож­ное, состав­ное).

Морфологический разбор числительного (пример, образец)

Имена чис­ли­тель­ные изме­ня­ют­ся по паде­жам, а коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные «один», «два», «пол­то­ра» , соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное «оба» — по родам:

  • один миг, одна дата, одно сло­во,
  • два листа, две розы,
  • пол­то­ра дня, пол­то­ры мину­ты.

Категории рода, чис­ла и паде­жа явля­ют­ся непо­сто­ян­ны­ми при­зна­ка­ми чис­ли­тель­ных.

Начальная фор­ма коли­че­ствен­но­го чис­ли­тель­но­го — это фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа.

Порядковые чис­ли­тель­ные по сво­ей грам­ма­ти­че­ской фор­ме похо­жи на при­ла­га­тель­ные, поэто­му их началь­ной фор­мой явля­ет­ся име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода (пер­вый, сотый).

При мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре учтём, что име­на чис­ли­тель­ные часто обра­зу­ют неде­ли­мые соче­та­ния с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, а так­же упо­треб­ля­ют­ся с пред­ло­га­ми, так что выпи­сы­ва­ем имя чис­ли­тель­ное с суще­стви­тель­ным и пред­ло­гом. Эти соче­та­ния явля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния.

Числительное может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния: как глав­ным (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое), так и вто­ро­сте­пен­ным (допол­не­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем, обсто­я­тель­ством).

Составим план мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра чис­ли­тель­но­го.

План морфологического разбора числительного

I. Часть речи. Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, началь­ная фор­ма

II. Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки:

  • раз­ряд по зна­че­нию (коли­че­ствен­ное, поряд­ко­вое),
  • раз­ряд по соста­ву (про­стое, слож­ное, состав­ное)

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • падеж
  • род (если есть),
  • чис­ло (если есть).

III. Синтаксическая роль

Морфологический разбор числительного (пример, образец)

Приведем при­ме­ры мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра име­ни чис­ли­тель­но­го.

Примеры морфологического разбора числительных

К шести³ часам утра уже пол­но­стью рас­све­ло.

I. К шести (часам) — это имя чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет чис­ло. Начальная фор­ма — шесть.

II. Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

  • коли­че­ствен­ное
  • про­стое

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • датель­ный падеж

III. Рассвело (когда?) к шести часам. Обстоятельство вре­ме­ни.

У обо­их³ маль­чи­шек на щеках вес­нуш­ки рос­сы­пью.

I. У обо­их (маль­чи­шек) — это имя чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — «оба».

II. Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

  • соби­ра­тель­ное
  • про­стое

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • роди­тель­ный падеж
  • муж­ской род

III. Веснушки рос­сы­пью (у кого?) у обо­их маль­чи­шек. Дополнение.

В семи­де­ся­ти³ кило­мет­рах от горо­да рас­по­ло­жен этот ста­рин­ный замок.

I. В семи­де­ся­ти (кило­мет­рах) — это чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — семь­де­сят.

II. Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

  • коли­че­ствен­ное
  • слож­ное

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • пред­лож­ный падеж

III. Расположен (где?) в семи­де­ся­ти кило­мет­рах. Обстоятельство места.

Более двух­со­т³ гек­та­ров уже засе­я­но рожью.

I. Более двух­сот (гек­та­ров) — это чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — две­сти.

II. Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

  • коли­че­ствен­ное
  • слож­ное

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа

III. (Что?) более двух­сот гек­та­ров (что сде­ла­но?) засе­я­но. Подлежащее.

Свыше ста два­дца­ти пяти³ речек и ручьёв про­те­ка­ют по наше­му краю.

I. Свыше ста два­дца­ти пяти (речек и ручьёв) — это чис­ли­тель­ное, кото­рое обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — сто два­дцать пять.

II. Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

  • коли­че­ствен­ное
  • состав­ное

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • роди­тель­ный падеж

III. (Что?) свыше ста два­дца­ти пяти речек и ручьёв — под­ле­жа­щее.

Семнадцатый³ слу­ша­тель стал побе­ди­те­лем лоте­реи.

I. Семнадцатый — это чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет поря­док при счё­те. Начальная фор­ма — сем­на­дца­тый

II. Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

  • поряд­ко­вое
  • про­стое

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • име­ни­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное чис­ло
  • муж­ской род

III. Определение

Видеоурок «Морфологический разбор числительных» 6 класс

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий