Морфологический разбор местоимения

Морфологический разбор местоимения подразделяется на несколько этапов.

Установление общего значения

Оно возможно только в контексте с объектом, признаком, на который указывает. (Воздушный шарик взлетел. Он был очень лёгким. Или Трудно было нести чемодан. Он был тяжёлым.)

Определение части речи, которую замещает местоимение

От этого будут зависеть наличие непостоянных признаков. Местоимение может замещать:

  • Существительное
  • Прилагательное
  • Числительное
  • Наречие

Постановка местоимения в начальную форму

Для большинства – это именительный падеж, единственное число.

Тебе – ты.

Вам – вы.

Твоим – твой.

Существует ряд местоимений, которые не имеют формы в именительном падеже. Для них начальная форма – это форма в родительном падеже.

Определение постоянных признаков

Разряд по значению

В русском языке выделяют 9 разрядов:

Личные,

Я мы.

Ты -вы.

Он/она/оно они.

Пример: Матвей сегодня будет отсутствовать. Он уехал на экскурсию с классом. (Возвратное).

К данному разряду относится местоимение себя.

Оно показывает  отношение говорящего к себе.

Важно помнить, что себя не имеет формы именительного падежа. А также оно не поддается изменению по числам и не имеет родовой принадлежности.

Начните повествование с себя.

Притяжательные,

В предложении выступают вместо прилагательного и указывают:

  • на принадлежность тому, кто ведёт речь: я мой (Мой ребенок самый умный.)
  • на принадлежность тому, к кому обращена речь: ты твой (Твой карандаш мне очень нужен.)
  • на принадлежность тому предмету, о котором говорят. Но при этом сам предмет не участвует в речи: он/она/оно его/ее (Его речь всех поразила.)

Указательные,

Указывают на объект, признак, количество

Тот, таков, таково, таковы, этот, экий, такой, оный, сей.

Эти вещи нужно перенести в другую сторону.

Вопросительные,

Необходимы для постановки вопроса в тексте: кто, что, сколько, кой, чей, каков, который.

Чей дневник лежал на столе.

Относительные,

Повторяют вопросительные. Отличаясь от них только ролью в предложении. С помощью относительных местоимений строятся сложноподчиненные предложения.

Я знаю, кто вчера не сдал дневник.

Определительные,

Весь, каждый, иной. Местоимения-прилагательные, которые указывают на обобщенное качество объекта.

Пример: Каждый человек знает таблицу умножения.

Отрицательные и неопределенные,

Образованные от вопросительных с помощью ударной не и безударной ни. (Никто, нечто)

Значение данных местоимений не раскрывается в тексте. (Кое-кто, кое-что)

Кое-кто должен ко мне зайти.

Взаимные (друг друга),

Указывают на отношения к определенному количеству лиц.

Лицо (только для личных)

  • первое указывает на того, кто ведёт речь,
  • второе лицо указывает на того, к кому обращена речь,
  • третье лицо указывает на тот предмет, о котором говорят, но сам он не участвует в речи

Число

Для личных местоимений первого и второго лица категория числа является постоянной.

Непостоянные признаки

Падеж

Данный признак характерен для местоимений, которые заменяют:

  • Существительные,
  • Прилагательные,
  • Числительные.

У личных местоимений при склонении наблюдается изменение целого слова (я – мне)

Число и род

Выделяется только у:

  • местоимений-прилагательных,
  • личных местоимений третьего лица

Синтаксическая роль в предложении

Местоимение может выступать:

  • Подлежащим
  • Сказуемом
  • Определением
  • Дополнением
  • Обстоятельством

Образец морфологического разбора местоимения

Не надо ругать политиков, они не поменяются.

Местоимение они.

  1. Начальная форма они,
  2. Местоимение-существительное (указывает на слово политики), личное, 3 лицо,
  3. Именительный падеж, множественное число,
  4. В предложении выступает подлежащим.

Другой пример: Кто взял мою книгу, тот должен вернуть ее завтра.

Местоимение кто:

  1. Начальная форма кто,
  2. Местоимение-существительное, относительное,
  3. Именительный падеж,
  4. В предложении выступает подлежащим.

Местоимение тот:

  1. Начальная форма тот,
  2. Местоимение-прилагательное, указательное,
  3. Именительный падеж, единственное число, мужской род,
  4. В предложении выступает подлежащим.

Морфологический разбор местоимения

Лодочки на пруду

Разбор слова как части речи всегда сложен и неоднозначен. Мало знать признаки той или иной части речи, нужно опираться на конкретный текст, только в нём можно правильно определить форму слова и его роль в предложении.

Разберёмся с особенностями разбора местоимений. Важно без ошибок и колебаний определять, какую часть речи оно заменяет и к какому разряду относится.

Нужно знать и общее грамматическое значение местоимений: оно всегда указывает, но не называет.

Постоянные признаки личных местоимений заметно отличаются от признаков других разрядов.

Повторите материал о местоимениях, для этого сравните 3 таблицы. Затем выучите план разбора и попробуйте сами сделать несколько вариантов разборов. используйте приведённые ниже образцы. Кстати, непринципиально, где указывать начальную форму и вопрос: в первой или в какой-либо другой части. Обратите внимание на отсутствие непостоянных признаков у притяжательных местоимений его, её, их.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МЕСТОИМЕНИЙ

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма и морфологические признаки:

Постоянные (П.п.):

— разряд (у всех),

— лицо (только у личных),

— число (только у личных),

— род (только у личных в 3 лице).

Непостоянные (Н.п.):

употреблено в форме

— падеж,

— число (кроме личных).

3. Синтаксическая роль местоимения.

Текст из рассказа Анатолия Алексина ‘Подумаешь, птицы!..’

Найдите местоимения и выполните их морфологический разбор:

Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. ‘Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!’ — кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки, будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: ‘Ну как? Ты доволен мною?’

А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.

И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она вытаскивала в коридор сразу три коврика — для себя, для отца и совсем маленький для Кольки).

И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени…

Вот сколько местоимений в тексте:Никто, её, мы вам, они, он, ты, мною, себя, его — местоимения-существительные.

Все, наша, сам, ту, своего, которая, самым, всему, этому — местоимения-прилагательные.

Нескольких — местоимение-числительное.

Теперь выполним морфологический разбор этих местоимений:

1. Никто – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) никтоП.п. – отрицательноеН.п. – в И.п.3. не называл (кто?) никто – подлежащее.

1. Её – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) онаП.п. – личное, 3 лицо, ж.р., ед. ч.Н.п. – в Р.п.3. Называли (кого?) её – дополнение.

1. Мы – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) мыП.п. – личное, 1 лицо, мн.ч.Н.п. – в И.п.3. Покажем (кто?) мы – подлежащее.

1. Они – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) ониП.п. – личное, 3 лицо, мн.ч.Н.п. – в И.п.3. Кричали (кто?) они – подлежащее.

1. Он – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) онП.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед.ч.Н.п. – в  И.п.3. Умел гасить (кто?) он – подлежащее.

1. Ты – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) тыП.п. – личное, 2 лицо, ед.ч.Н.п. – в И.п.3. Доволен (кто?) ты – подлежащее.

1.  Мною – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2.  Н.ф. – (кто?) яП.п. – личное, 1 лицо, ед.ч.Н.п. – в Т.п.3. Ты доволен (кем?) мною – дополнение.

1. Себя – м.-с., т.к. указывает на субъект, но не называет его.2. Н.ф. нет формы И. п. — себяП.п. – возвратное.Н.п. – в Р.п.3. Вытаскивала (для кого?) для себя – дополнение.

1. Его – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) онП.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед. ч.Н.п. – в Р.п.3. Называли (кого?) его – дополнение.

1. Все – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.2. Н.ф. – (какой?) весьП.п. – определительное.Н.п. – в И.п., во мн.ч.3. Называли (кто?) все – подлежащее.

1. Наша – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.2. Н.ф. – (чей?) нашП.п. – притяжательное.Н.п. – в И.п., в ед.ч., в ж.р.3. Лёля (чья?) наша – определение.

1. Сам – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.2. Н.ф. – (каким образом?) самП.п. – определительное.

Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.3. Он умел гасить (как? каким образом?) сам – обстоятельство.

1. Ту – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.2. Н.ф. – (какой?) тотП.п. – указательноеН.п. – в В.п., в ед.ч., в ж.р.3. Сторону (какую?) ту – определение.

1. Своего – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.2. Н.ф. – (какой?) свойП.п. – притяжательноеН.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.3. Торжества (какого?) своего – определение.

1. Которая – м.-п., т.к. указывает на отношения между частями сложноподчинённого предложения.2. Н.ф. – (какой?) которыйП.п. – относительноеН.п. – в И.п., в ж.р., в ед.ч.3. С мамой, которая… – подлежащее.

1. Самым – м.-п., т. к. указывает на признак предмета, но не называет его.2. Н.ф. – (какой?) самыйП.п. – определительноеН.п. – в Т.п., в ед.ч., в м.р.3. Кубком (каким?) самым дорогим – определение.

По мнению некоторых учёных, слово ‘самым’ в данном словосочетании можно считать формообразующей частицей, которая служит для образования превосходной степени прилагательного ‘дорогой’.

1. Всему – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.2. Н.ф. – (какой?) весьП.п. – определительноеН.п. – в Д.п., в ед.ч., в м.р.3. Верил (чему?) всему – дополнение.

1. Нескольких – м.-ч., т.к. указывает на неопределённое количество, но не называет его.2. Н.ф. – (сколько?) несколькоП.п. – неопределённоеН.п. – в П.п., во мн.ч.3. Пролетал (как далеко?) в нескольких миллиметрах – обстоятельство.

Тренировочные задания с самопроверкой

Произведите морфологический разбор указанных местоимений.

Никого3 не вижу, никого не знаю.

Над тобой3 небо  светлое.

В неё3 нужно налить воды.

Того3, кто украл, я не нашёл.

С ним3 я дружил давно.

Твой3 подарок мне очень дорог.

Какие-то3 проблемы?

Мой3 дом — моя крепость.

Мне3 нечего3 искать здесь.

Есть тут кто-нибудь3?

Им3 это не нужно.

Эти3 тёплые дожди очень полезны для растущих трав.

Нас3 беда обошла стороной.

Чем3 тебе помочь?

Я не ждал никакой3 помощи.

Вам что-нибудь3 нужно?

САМОПРОВЕРКА

Никого3 не вижу, никого не знаю.

1. Никого – м.-с., т.к. указывает на отсутствие лица и не называет его. 2. Н.ф. – (кто?) никто П.п. – отрицательное Н.п. – в Р.п. 3. не вижу (кого?) никого – дополнение.

Над тобой3 небо светлое.

1. (над) тобой – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его. 2. Н.ф. – (кто?) ты П.п. – личное, 2 лицо, ед.ч. Н.п. – в Т.п. 3. Над (кем?) тобой – дополнение.

В неё3 нужно налить воды.

1. (в) неё – м.-с., т.к. указывает на предмет, но не называет его. 2. Н.ф. – (кто?) она П.п. – личное, 3 лицо, ед.ч., ж.р. Н.п. – в В.п. 3. налить (во что?) в неё – дополнение.

Того3, кто украл, я не нашёл.

1. Того – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его. 2. Н.ф. – (какой?) тот П.п. – указательное Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р. 3. Не нашёл (кого?) того – дополнение.

С ним3 я дружил давно.

1.  (С) ним – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его. 2.  Н.ф. – (кто?) он П.п. – личное, 3 лицо, ед.ч., м.р. Н.п. – в Т.п. 3. дружил (с кем?) с ним – дополнение.

Твой3 подарок мне очень дорог.

1. Твой – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его. 2. Н.ф. – (какой?) твой П.п. – притяжательное Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р. 3. Подарок (какой?) твой – определение.

Какие-то3 проблемы?

1. Какие-то – м.-п., т.к. указывает на неопределённый признак предмета, но не называет его. 2. Н.ф. – (какой?) какой-то П.п. – неопределённое в значении вопросительного. Н.п. – в И.п., во мн. числе 3. проблемы (какие?) какие-то – определение.

Мой3 дом — моя крепость.

1. Мой – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его. 2. Н.ф. – (какой?) мой П.п. – притяжательное Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р. 3. дом (какой?) мой – определение.

Мне3 нечего искать здесь.

1. Мне – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его. 2. Н.ф. – я П.п. – личное, 1 лицо, ед.ч. Н.п. – в Д.п. 3. искать (кому?) мне – дополнение.

Мне нечего3 искать здесь.

1. Нечего – м.-с., т.к. указывает на отсутствие предмета и не называет его. 2. Н.ф. – нечего (нет формы Им. п.) П.п. – отрицательное Н.п. – в Р.п. 3. искать (что?) нечего – дополнение.

Есть тут кто-нибудь3?

1. Кто-нибудь – м.-с., т.к. указывает на неопределённое лицо, но не называет его. 2. Н.ф. – (кто?) кто-нибудь П.п. – неопределённое Н.п. – в И.п. 3. есть (кто?) кто-нибудь – подлежащее.

Им3 это не нужно.

1. Им – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) ониП.п. – личное, 3 лицо, м.р., мн.ч.Н.п. – в  Д.п.3. не нужно (кому?) им – дополнение.

Эти3 тёплые дожди очень полезны для растущих трав.

1. Эти – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его. 2. Н.ф. – (какой?) этот П.п. – указательное Н.п. – в И.п., во мн.ч. 3. дожди (какие?) эти – определение.

Нас3 беда обошла стороной.

1. Нас – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) мыП.п. – личное, 1 лицо, мн.ч.Н.п. – в Р.п.3. обошла (кого?) нас – дополнение.

Чем3 тебе помочь?

1. Чем – м.-с., т.к. указывает на вопрос.2. Н.ф. – (что?) чтоП.п. – вопросительное.Н.п. – в Т.п.3. помочь (чем?) чем – дополнение.

Я не ждал никакой3 помощи.

1. Никакой – м.-п., т.к. указывает на отсутствие признака и не называет его. 2. Н.ф. – (какой?) никакой П.п. – отрицательное. Н.п. – в Р.п., ед.ч., ж.р. 3. помощи (какой?) никакой – определение.

Вам что-нибудь3 нужно?

1. Что-нибудь – м.-с., т.к. указывает на неопределённый предмет, но не называет его. 2. Н.ф. – (кто?) кто-нибудь П.п. – неопределённое. Н.п. – в В.п. 3. нужно (что?) что-нибудь – дополнение.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий