На какие вопросы отвечает дополнение?

Дополнение как вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий пред­мет, отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? В пред­ло­же­нии допол­не­ние под­чер­ки­ва­ет­ся штри­хо­вой лини­ей.

Узнаем, на какие вопро­сы отве­ча­ет допол­не­ние, если выяс­ним, что оно обо­зна­ча­ет, от чего зави­сит и в какой грам­ма­ти­че­ской фор­ме исполь­зу­ет­ся в пред­ло­же­нии.

Дополнение — это второстепенный член предложения

Чтобы опре­де­лить, что такое допол­не­ние, вспом­ним, что в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют рас­про­стра­нен­ные и нерас­про­стра­нён­ные пред­ло­же­ния. Если в выска­зы­ва­нии име­ют­ся толь­ко глав­ные чле­ны, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся нерас­про­стра­нён­ным.

Ветер дует.

Чаще в пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое пояс­ня­ют вто­ро­сте­пен­ные чле­ны:

  • опре­де­ле­ния
  • допол­не­ния
  • обсто­я­тель­ства.

Предложения, в кото­рых име­ет­ся хотя бы один из пере­чис­лен­ных вто­ро­сте­пен­ных чле­нов, назы­ва­ют­ся рас­про­стра­нён­ны­ми.

Сравним:

Молоко полез­но.

Кот лака­ет моло­ко.

В пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ный член допол­не­ние выра­жа­ет объ­ект дей­ствия и при­над­ле­жит ска­зу­е­мо­му:

лака­ет (что?) моло­ко.

ОпределениеДополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым.

Вопросы к дополнению

Чтобы понять, какие вопро­сы сле­ду­ет зада­вать к допол­не­нию, уточ­ним, что и под­ле­жа­щее, и допол­не­ние обо­зна­ча­ют пред­мет. Но глав­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет дея­те­ля, кото­рый сам про­из­во­дит дей­ствие или ощу­ща­ет какое-то состо­я­ние.

Солнце све­тит.

Малыш боле­ет.

Подлежащее грам­ма­ти­че­ски неза­ви­си­мо, высту­па­ет в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа и отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

В отли­чие от него допол­не­ние зави­сит от ска­зу­е­мо­го. Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым. В соот­вет­ствии с син­так­си­че­ской функ­ци­ей допол­не­ние име­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы кос­вен­ных паде­жей и отве­ча­ет на соот­вет­ству­ю­щие вопро­сы.

На какие вопросы отвечает дополнение?

Убедимся в этом:

У Насти не ока­за­лось (чего?) тало­на на про­езд (р. п.).

Я зай­ду вече­ром (к кому?) к подру­ге (д. п.).

Плотник стру­га­ет (что?) брев­но (в. п.).

Артём рису­ет (чем?) аква­ре­лью (т. п.).

На лите­ра­тур­ном вече­ре наш одно­класс­ник сооб­щит (о чём?) о твор­че­стве писа­те­ля В. Распутина (п. п.).

Способы выражения дополнения

Дополнение выра­жа­ет­ся сло­ва­ми тех частей речи, кото­рые обо­зна­ча­ют пред­мет, лицо, явле­ние, состо­я­ние, про­цесс как объ­ект дей­ствия.

В первую оче­редь, допол­не­ние — это имя суще­стви­тель­ное в кос­вен­ных паде­жах.

Машенька под­бе­жа­ла к бабуш­ке.

Мама заме­си­ла тесто, что­бы испечь ватруш­ки.

Дима дово­лен рабо­той ново­го ком­пью­те­ра.

Во-вторых, этим вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния явля­ют­ся местоимения-существительные.

Примеры:

Меня позва­ли к теле­фо­ну.

Мы дав­но не виде­ли его.

Ей совер­шен­но не нра­вит­ся моя прин­ци­пи­аль­ная пози­ция.

В тре­тьих, при­ла­га­тель­ные, при­ча­стия, чис­ли­тель­ные могут высту­пать в роли допол­не­ния, если при­об­ре­та­ют при­зна­ки суще­стви­тель­но­го.

Смелого пуля обхо­дит сто­ро­ной.

Прибывшие гости теп­ло поздо­ро­ва­лись со встре­ча­ю­щи­ми.

Семь не делит­ся на три без остат­ка.

В сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях в каче­стве допол­не­ния исполь­зу­ет­ся инфи­ни­тив.

Андрей пред­ло­жил тури­стам пере­но­че­вать у ручья с чистой водой.

Таня уго­во­ри­ла дру­га выслать ей эти фото­гра­фии.

Анна Степановна попро­си­ла сосе­да отре­мон­ти­ро­вать сло­ман­ную калит­ку.

Дополнением может быть неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние или фра­зео­ло­гизм.

Весной Петрович обре­зал три ябло­ни.

В этом слож­ном деле не сто­ит наде­ять­ся на блю­деч­ко с голу­бой каё­моч­кой.

Об этой газет­ной утке все гово­ри­ли целую неде­лю.

Не разе­вай рот на запрет­ный плод.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий