В русском языке нет единого мнения об объеме такого понятия, как глагол.
В соответствии с первым представлением в него включается:
- Инфинитив
- Личные формы
- Деепричастие
- Причастие
Согласно другой точки зрения:
- Инфинитив
- Личные формы.
Рассмотрим характерные вопросы для последнего, более распространенного, деления на группы.
Для инфинитива:
Что делать? (В несовершенном виде)
Происходит указание на действие. Но нет точного упоминания о времени и лице. Чаще всего употребляются в сочетании со словами, обозначающими:
- Начало, процесс и конец выполнения чего-либо.
Начать читать. Начать рисовать. Начать решать.
Продолжать считать. Продолжать трудиться. Продолжать бежать.
Кончить делать. Перестать говорить. Прекратить кричать.
- Намерения лица закончить действие
Устал писать. Расхотел смотреть. Отговорить ехать. Передумал читать.
- Приобретение навыка
Уметь читать. Научиться рисовать.
- Ненужность действия
Не надо читать в темноте.
Не нужно дружить с хулиганом.
- Запрет на действие
Ночью нельзя шуметь.
Что сделать? (Для совершенного вида)
Вопрос указывает уже на результат действия. Употребляется при описании:
- Действия, имеющий конечный результат.
Он хочет решить задачу.
Она думает купить журнал.
- Суммарного действия.
Вам надо трижды подтянуться на турнике.
- Действия с потенциальной возможностью.
Я всегда рад помочь. Владимиру можно позвонить даже ночью.
- Затруднительного действия
Море не переплыть. Такую тяжёлую сумку не поднять.
Для личных форм глагола вопросы изменяются в соответствии со временем происходящего.
Настоящее время:
Что делаю / что делаем?
Относятся к:
- первому лицу
- несовершенному виду
Я ем мандарины. Мы играем в футбол.
Что делаешь / что делаете?
Относятся к:
- второму лицу
- несовершенному виду
Ты лежишь на кровати. Вы едите в метро.
Что делает / что делают?
Относятся к:
- третьему лицу
- несовершенному виду
Он бежит по дороге. Она летит на самолёте. Оно растет в саду. Они танцуют.
Важно: для настоящего времени употребляются вопросы только для несовершенного вида.
В прошедшем времени глагол отвечает на вопросы:
Что делал / что сделал?
В данном времени не выделяется лицо, выполняющее действие. Стоит только обратить внимание, что в третьем лице происходит привязка к роду. И данный тип вопроса будет справедлив только для мужского рода.
Я пробежал дистанцию. Ты долго играл. Он съел кашу.
Что делали / что сделали?
Вопросы характерны для глаголов:
- Множественного числа
- Совершенного и несовершенного вида
Мы пели песни. Вы были вчера на концерте. Они сделали уроки.
Что делала / что сделала?
Отвечают глаголы:
- Третьего лица
- Единственного числа
- Женского рода
- Совершенного и несовершенного вида.
Она увидела белку. Она бегала в лесу.
Что делало? Что сделало?
На такие вопросы отвечают глаголы:
- Третьего лица
- Единственного числа
- Среднего рода
- Совершенного и несовершенного вида
Оно зацвело к осени. Оно цвело всю неделю.
Важно: к личным глаголам третьего лица в прошедшем времени и единственном числе ставят вопросы с учетом родовой принадлежности.
Будущее время:
Что буду делать / что сделаю?
Вопросы относятся к:
- Первому лицу
- Единственному числу
- Совершенному и несовершенному виду
Я буду радоваться за вас. Я успею все сделать.
Что будем делать / что сделаем? (для множественного числа)
Мы будем строить дом. Мы построим дом.
Что будешь делать / что сделаешь?
Вопросы для глаголов:
- Второго лица
- Единственного числа
- Совершенного и несовершенного вида
Ты будешь мечтать. Ты успеешь приехать.
Что будете делать / что сделаете? (для множественного числа)
Вы будите рисовать. Вы приедете завтра.
Что будет делать / что сделает?
Вопросы для глаголов:
- Третьего лица
- Единственного числа
- Совершенного и несовершенного вида
Он будет покупать велосипед. Она купит велосипед. Оно подрастет на следующий год.
Что будут делать / что сделают? (для множественного числа)
Они будут решать задачу. Они решат задачу.