На какие вопросы отвечает обстоятельство?

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый отве­ча­ет на вопро­сы где? куда? отку­да? когда? зачем? поче­му? как? в какой мере и сте­пе­ни? вопре­ки чему? Обстоятельство под­чёр­ки­ва­ет­ся лини­ей «штрих-точка-штрих-точка».

Узнаем, на какие вопро­сы отве­ча­ет обсто­я­тель­ство в зави­си­мо­сти от его зна­че­ния в пред­ло­же­нии.

Обстоятельство — второстепенный член предложения

Основу любо­го пред­ло­же­ния состав­ля­ют глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Вокруг них груп­пи­ру­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые уточ­ня­ют, допол­ня­ют и рас­ши­ря­ют их зна­че­ние.

В рус­ском язы­ке с точ­ки зре­ния отсут­ствия или нали­чия вто­ро­сте­пен­ных чле­нов раз­ли­ча­ют нерас­про­стра­нён­ные и рас­про­стра­нён­ные пред­ло­же­ния. В рас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ни­ях, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, при­сут­ству­ют опре­де­ле­ния, допол­не­ния и обсто­я­тель­ства.

ОпределениеОбстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый зави­сит от ска­зу­е­мо­го или дру­го­го чле­на пред­ло­же­ния и обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия или при­зна­ка.

Обильная роса выпа­ла (когда?) утром.

Дети вни­ма­тель­но слу­ша­ли очень (в какой мере?) инте­рес­ный рас­сказ лес­ни­ка о повад­ках мед­ве­дей.

Вопросы к обстоятельству

От ска­зу­е­мо­го или дру­го­го чле­на пред­ло­же­ния к обсто­я­тель­ству зада­ют­ся самые раз­ные вопро­сы в зави­си­мо­сти от его зна­че­ния.

На какие вопросы отвечает обстоятельство?

В роли это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния высту­па­ют само­сто­я­тель­ные части речи и фор­мы слов:

  • наре­чие (под­прыг­нуть высо­ко),
  • суще­стви­тель­ное в падеж­ной фор­ме (пада­ет с неба),
  • инфи­ни­тив (пой­дем гулять),
  • дее­при­ча­стие (сме­ёт­ся, зажму­рив­шись).

Чтобы понять, на какие вопро­сы отве­ча­ет обсто­я­тель­ство, вспом­ним, что оно выра­жа­ет.

1. Обстоятельство вре­ме­ни обо­зна­ча­ет про­ме­жу­ток, когда совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ет на вопро­сы когда? с каких пор?

Мы пой­дем на реч­ку (когда?) вече­ром.

В кустах пел соло­вей (до каких пор?) до утра.

2. Обстоятельство места обо­зна­ча­ет направ­ле­ние дей­ствия, путь дви­же­ния, место и отве­ча­ет на вопро­сы где? куда? отку­да?

Густой ело­вый лес виден (где?) впе­ре­ди.

Иди (куда?) напра­во.

Громкое ква­ка­нье раз­да­лось (отку­да?) из камы­шей.

3. Обстоятельство обра­за дей­ствия выра­жа­ет спо­соб его совер­ше­ния и отве­ча­ет на вопро­сы как? каким обра­зом?

Матвей подо­шёл (как?) осто­рож­но к рою пчёл, выле­тев­ше­му из улья.

С крыль­ца маль­чик ска­тил­ся (каким обра­зом?) куба­рем.

4. Обстоятельство меры и сте­пе­ни ука­зы­ва­ет на интен­сив­ность про­яв­ле­ния при­зна­ка пред­ме­та или при­зна­ка дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы в какой мере? в какой сте­пе­ни?

Ты задал вопрос неде­ли­кат­ный (в какой мере?) совер­шен­но.

Денис запел очень (в какой сте­пе­ни?) гром­ко.

5. Обстоятельство цели выра­жа­ет цель совер­ше­ния дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы зачем? с какой целью? для чего?

На озе­ро все идут (с какой целью?) попла­вать.

Детям полез­но рисо­вать, лепить, играть с кон­струк­то­ром (для чего?) для укреп­ле­ния мышц ладо­ней.

Мама загля­ну­ла в ком­на­ту (зачем?) посмот­реть, чем зани­ма­ют­ся дети.

6. Обстоятельство при­чи­ны рас­кры­ва­ет мотив, повод, при­чи­ну, из-за кото­рых совер­ша­ет­ся дей­ствие или про­яв­ля­ет­ся при­знак, и отве­ча­ет на вопро­сы поче­му? отче­го? по какой при­чине?

Парень рез­ко отве­тил мне (поче­му?) сго­ря­ча.

Девочка покрас­не­ла (отче­го?) от сму­ще­ния.

В одно­днев­ный поход каж­дый турист возь­мёт с собой допол­ни­тель­но воду (по какой при­чине?) на случай жары.

7. Обстоятельство усло­вия обо­зна­ча­ет усло­вие дей­ствия и отве­ча­ет на вопрос при каком усло­вии?

Вы полу­чи­те пре­мию (при каком усло­вии?) в слу­чае выпол­не­ния зака­за рань­ше сро­ка.

8. Обстоятельство уступ­ки обо­зна­ча­ет усло­вия, вопре­ки кото­рым про­ис­хо­дит дей­ствие, и отве­ча­ет на вопро­сы вопре­ки чему? несмот­ря на что?

Саша пошёл с соба­кой гулять, (несмот­ря на что?) несмот­ря на дождь.

Всё сло­жи­лось удач­но (вопре­ки чему?) вопре­ки пред­чув­стви­ям.

Итак, рас­смот­рен­ный вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет ска­зу­е­мое или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и отве­ча­ют на обсто­я­тель­ствен­ные вопро­сы.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий