На какие вопросы отвечает существительное

Существительное самая употребляемая часть речи в русском языке, которая может выражать:

  • Предмет (машина, стол, лев, диван, петух),
  • Предмет-качество (краснота, синева, белизна),
  • Предмет-действие (скачок, заплыв, прыжок),
  • Предмет-состояние (утрата, болезнь).

Исходя из этого, вопросы к существительным задаются двух типов:

  • Кто? (Для одушевленных: девочка, гусь, лиса),
  • Что? (Для неодушевлённых: картина, магазин, карандаш).

Признак одушевленности или неодушевленности существительного крепко связан с представлениями людей об окружающем мире. Но иногда встречаются противоречивые слова: мертвец, как одушевленный предмет, или толпа, как неодушевленный.

К существительным, которые отвечают на вопрос кто? можно отнести:

  • живые предметы (обезьяна, индюк, сестра, собака, кошка),
  • слова мужского рода с одинаковой формой в родительном и винительном падежах (нет слона, вижу слона, нет крота, вижу крота),
  • слова среднего и женского рода множественного числа с одинаковой формой в родительном и винительном падежах (нет ворон, вижу ворон, нет насекомых, вижу насекомых).

К существительным, которые отвечают на вопрос что? можно отнести:

  • неживые предметы (стол, стул, машина, дорога)
  • Слова мужского, женского и среднего рода во множественном числе с одинаковой формой в винительном и именительном падежах (вижу столы, столы стоят, вижу окна, окна блестят, вижу ручки, ручки лежат).

Существует еще ряд вопросов, на которые отвечает имя существительное в косвенных падежах:

  1. Кого/чего?

Можно поставить в следующих случаях:

  • При указании на отсутствие предмета.

У моего брата нет отличной работы. (Нет чего? работы).

  • При указании на принадлежность предмета кому-либо.

Дорогой телефон есть у моей подруги. (Есть у кого? у подруги).

  • При указании характеристики предмета.

Музей литературы. (Музей чего? литературы).

  • При указании места нахождения предмета.

Я вышел из магазина. (Вышел из чего? из магазина).

  • При указании времени выполнения предмета-действия.

После ужина у тебя прогулка. (Прогулка после чего? после ужина).

  1. Кому/чему?

Употребляются в следующих случаях:

  • При указании на предмет-адресат.

Я предложила сыну пойти в цирк. (Предложила кому? сыну).

  1. Чем/кем?
  • При указании на предмет-инструмент.

Дверь закрыли ключом. (Закрыли чем? ключом).

  • При указании на предмет-профессию.

Я работаю учителем. (Работаю кем? учителем).

  1. Кого/что?
  • При указании на предмет-объект действия.

Я вижу радугу. (Вижу что? Радугу)

Важно: можно заменить данный вопрос на откуда», куда?, где?.

Ручка упала под парту. (Ручка упала куда? под парту).

Маша и Ира едут на конференцию. (Едут куда? на конференцию).

  1. О ком/о чем?
  • При указании объекта мысли.

Я думаю о лете. (Думаю о чем? о лете).

  • При указании объекта, имеющие профессиональные навыки в чем-либо.

Я разбираюсь в литературе. (Разбираюсь в чем? в литературе).

  • При указании на предмет-определение внешности, языка, стиля.

Женщина в возрасте. (Женщина в чем?/какая? в возрасте).

Важно: можно заменить данный вопрос на вопрос где?.

  • При указании предмета-места.

Я живу в Воронеже. (Живу где? в Воронеже).

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий