Не обращать вниманиЕ или не обращать вниманиЯ, как правильно?

Словосочетание «не обра­щать вни­ма­ния» соот­вет­ству­ет син­так­си­че­ским нор­мам рус­ско­го язы­ка. В нём пере­ход­ный гла­гол с отри­ца­ни­ем «не» управ­ля­ет отвле­чён­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа.

Чтобы выбрать пра­виль­ный вари­ант сло­во­со­че­та­ния «не обра­щать вни­ма­ние» или не «обра­щать вни­ма­ния», уста­но­вим, из каких слов оно состо­ит. Это сло­со­че­та­ние скла­ды­ва­ет­ся из двух ком­по­нен­тов:

  • пере­ход­но­го гла­го­ла «обра­щать»,
  • неоду­шев­лен­но­го суще­стви­тель­но­го «вни­ма­ние».

Глагол явля­ет­ся глав­ным сло­вом, он управ­ля­ет суще­стви­тель­ным. Вот тут воз­ни­ка­ет дилем­ма: какую же падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го выбрать:

  • фор­му вини­тель­но­го паде­жа (что?) вни­ма­ние,
  • фор­му роди­тель­но­го паде­жа (чего?) вни­ма­ния?

Сравним упо­треб­ле­ние этих форм ана­ли­зи­ру­е­мо­го суще­стви­тель­но­го:

  • обра­щать (что?) вни­ма­ние,
  • не обра­щать (чего?) вни­ма­ния.

В рус­ском язы­ке при пере­ход­ных гла­го­лах с отри­ца­ни­ем в одних слу­ча­ях явно пре­об­ла­да­ет упо­треб­ле­ние суще­стви­тель­но­го в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа, в дру­гих — допол­не­ние упо­треб­ля­ет­ся в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа, а ино­гда — суще­ству­ет факуль­та­тив­ное управ­ле­ние, зави­ся­щее от кон­крет­ной рече­вой ситу­а­ции.

Родительный падеж существительного «внимания»

Укажем одну суще­ствен­ную деталь, кото­рая достой­на само­го при­сталь­но­го вни­ма­ния в выбо­ре падеж­ной фор­мы суще­стви­тель­но­го. Глагол «обра­щать» упо­треб­ля­ет­ся с отри­ца­тель­ной части­цей «не». Значит, вся син­так­си­че­ская кон­струк­ция име­ет зна­че­ние под­черк­ну­то­го отри­ца­ния.

Второй момент. Дополнение, кото­рым управ­ля­ет пере­ход­ный гла­гол, выра­же­но отвле­чён­ным (абстракт­ным) суще­стви­тель­ным «вни­ма­ние».

При нали­чии таких усло­вий всту­па­ют в свои пра­ва зако­ны син­так­си­са рус­ско­го язы­ка. Из двух аль­тер­на­тив­ных вари­ан­тов выбе­рем сло­во­со­че­та­ние с допол­не­ни­ем в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го.

Словосочетание «не обра­щать вни­ма­ния», где отвле­чён­ное суще­стви­тель­ное исполь­зу­ет­ся в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа, постро­е­но пра­виль­но.

По обсуж­да­е­мой теме рас­смот­рим более деталь­но усло­вия выбо­ра роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го при пере­ход­ных гла­го­лах с отри­ца­ни­ем.

Родительный падеж существительного при глаголах с отрицанием

Возьмем себе на замет­ку, что при выра­же­нии допол­не­ния отвле­чен­ны­ми (абстракт­ны­ми) суще­стви­тель­ны­ми при пере­ход­ных гла­го­лах с отри­ца­ни­ем исполь­зу­ет­ся имен­но фор­ма роди­тель­но­го паде­жа, напри­мер:

  • не упус­ка­ет слу­чая,
  • не даёт осно­ва­ний,
  • не скры­ва­ет удо­воль­ствия,
  • не теря­ет надеж­ды,
  • не про­яв­ля­ет пони­ма­ния,
  • не любит шума,
  • не дела­ет усту­пок.

Родительный падеж суще­стви­тель­но­го упо­треб­ля­ет­ся так­же в ряде слу­ча­ев: 1. при разделительно-количественном зна­че­нии допол­не­ния

  • Не хоти­те моро­же­но­го?
  • Не дать ли варе­нья к чаю?
  • Не доста­ну воды из колод­ца.

2. при гла­го­лах мыс­ли, жела­ния, вос­при­я­тия и пр.

  • не видеть све­та,
  • не чув­ство­вать холо­да,
  • не знать фор­му­лы,
  • не хотеть хле­ба,
  • не желать оглас­ки,

3. гла­го­лы «иметь», «полу­чать», «достать», «при­об­ре­сти», «хва­тать» и пр., упо­треб­лен­ные с части­цей «не», все­гда име­ют зна­че­ние пол­но­го отри­ца­ния, напри­мер:

  • не иметь жела­ния,
  • не полу­чать дол­го вестей,
  • не доста­ла тало­нов,
  • не хва­та­ет сме­ло­сти,

4. при нали­чии в пред­ло­же­нии части­цы «ни» или отри­ца­тель­ных место­име­ний и наре­чий, напри­мер:

Ни в какой стране не водит­ся такой моне­ты.

Девушка нисколь­ко не скры­ва­ет сво­ей радо­сти и облег­че­ния при виде его.

Никогда рань­ше он не ощу­щал сво­е­го бес­си­лия так явно, как сей­час.

Резюмируем

Согласно син­так­си­че­ским нор­мам рус­ско­го язы­ка в сло­во­со­че­та­нии «не обра­щать вни­ма­ния» пере­ход­ный гла­гол с отри­ца­ни­ем управ­ля­ет отвле­чён­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий