Неодушевленные имена существительные обозначают неживые предметы, а также растения и отвечают на вопрос что?
Выясним, по каким грамматическим признакам в русском языке различают одушевленные и неодушевленные существительные.
В начальной школе, когда ребята только знакомятся с основными частями речи, они получают знание, что слова, которые называют предметы, — это имена существительные. Существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Категория одушевленности/неодушевленности является постоянным грамматическим признаком имени существительного.
Как узнать, это слово является одушевленным или неодушевленным существительным?
Существительные одушевленные и неодушевленные
Одушевленные имена существительные употребляются как названия людей, животных, птиц, рыб и отвечают на вопрос кто?
- дедушка
- мастер
- медведь
- соловей
- щука
Соответственно неодушевленные существительные обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос что?
- письмо
- газета
- ваза
- тумба
К неживым предметам причисляют также представителей растительного мира:
- яблоня
- водоросль
- дуб
- трава
- ёлка
И вот здесь, оказывается, понятие одушевленности и неодушевленности расходится с общими представлениями о живом и неживом. Ведь в природе мы привыкли считать любое растение живым объектом, которое растет, питается и развивается. В средней школе, начиная с 5 класса, понятие об одушевленности и неодушевленности существительных углубляется. В русском языке эта категория является грамматической. Следует иметь в виду, что она не всегда соответствует общепринятым понятиям о живой природе.
Как определить неодушевленные существительные?
Чтобы понять, это слово является одушевленным или неодушевленным существительным, определяем, что оно называет, человека, животное или предмет, и задаем вопрос кто? или что?
Примеры:
- (кто?) хозяин, ученик, мастер, герой, ведущий, собака,
- (что?) дом, краска, полотно, указание, ветошь, фасоль.
Но бывают трудные случаи, когда такой подход не срабатывает. Как быть, например, со словами «гном», «Золушка» или «толпа», «табун», «стая», которые обозначают совокупность живых существ?
Тогда прибегаем к помощи грамматического показателя одушевленности и неодушевленности — падежной форме винительного падежа множественного числа.
Запомним, что у одушевленных существительных форма родительного падежа совпадает с формой винительного падежа множественного числа:
Р. п. мн.ч. = в. п. мн. ч.
Проверим:
- гном — много гномов, вижу гномов,
- Золушка — несколько Золушек , зовем Золушек ,
Как видим, формы указанных падежей этих слов совпадают. Значит, это одушевленные существительные.
Таблица с примерами
Вопрос | кто? | что? |
Значение | Обозначают названия предметов | |
живой природы | неживой природы | |
Формула | В.п. = Р.п (во мн. числе) | В.п. = И.п. (во мн. числе) |
Примеры | И.п ученики Р.п. учеников В.п. учеников | И.п. столы Р.п. столов В.п. столы |
Укажем, что в соответствии с этой грамматической формулой к одушевленным существительным относят также:
- названия кукол, механизмов, похожих на человека (неваляшка, матрёшка, робот, Чебурашка, Щелкунчик, кукла),
- названия мифических и сказочных существ (Марс, Гера, фея, ангел, леший, баба-яга),
- названия карт, шахматных фигур (валет, король, конь, ладья),
- слова в переносном значении, называющие человека (язык),
- слова «мертвец», «покойник», «утопленник» (но не «труп»).
Чаще всего одушевленными являются существительные женского и мужского рода. У существительных мужского рода, но не слов женского рода, также совпадают формы родительного и винительного падежа единственного числа:
- р. п. совет (кого?) друга — в. п. позову (кого?) друга,
- р. п. голос (кого?) наставника — в. п. слушаю (кого?) наставника.
Неодушевленные существительные называют
- предметы (автомобиль, стул, тетрадь),
- явления природы (гроза, радуга, ливень, град, мороз),
- растения (береза, одуванчик, крапива, ландыш),
- совокупность живых существ (молодёжь, детвора, родня, армия).
У неодушевленных существительных совпадают формы именительного и винительного падежа множественного числа.
И. п. мн.ч. = в. п. мн.ч.
Убедимся:
- и. п. растут (что?) берёзы — в. п. рисуем (что?) берёзы,
- и. п. стоят (что?) толпы — в. п. вижу (что?) толпы,
- и. п. летят (что?) стаи — в. п. смотрят (на что?) на стаи