Однородные члены предложения- примеры, пунктуация

Однородные члены предложения (далее – ОЧП) – это члены синтаксической конструкции, которые соединяются с помощью перечислительной интонации или сочинительной связи, при этом в контексте они выполняют одинаковую функцию. К таким единицам задаётся один и тот же вопрос, они связаны с одним и тем же словом в высказывании. Могут быть представлены любой самостоятельной частью речи: именами числительными, существительными, прилагательными и т.д. Также они указывают на какое-либо действие, явление, предмет, обстоятельство или признак.

Какие члены предложения могут быть однородными

Выполнять функцию однородных могут главные и второстепенные члены синтаксической конструкции:

  • Осенний вечер напоминает мне о былом и уносит к воспоминаниям о тихих, нежных и тайных встречах.

Обычно однородные члены представлены одной и той же частью речи, но иногда они выражаются морфологически разнородными словами. Примеры:

  • Денис играл в футбол очень умело, с необыкновенным рвением. «Умело» – наречие, а «рвением» – существительное.
  • Приехала красивая девушка лет двадцати, пышущая молодостью и энергией, с длинными волосами и ногами. «Лет двадцати» – именное словосочетание в родительном падеже, «пышущая молодостью и энергией» – причастный оборот, «с длинными волосами и ногами» – сочетание двух существительных с зависимым прилагательным.

Анализируемые единицы могут иметь при себе зависимые лексемы. В этом случае их называют распространёнными:

  • Зима в произведениях автора довольно многообразна. В рассказах описываются радостные моменты: катание на горках, заканчивающиеся насквозь мокрыми носками и рукавицами, лепка снежной бабы, похожей на тётю Глашу, пение рождественских колядок, сопровождающееся счастливыми лицами односельчан.
  • Дети играли в прятки и смеялись.

Кроме того, ряд ОЧП не всегда один, их может быть два и более:

    • Настасья выросла и купила себе платья, туфли и украшения. В этом предложении однородные сказуемые «выросла» и «купила», а также три дополнения «платья», «туфли» и «украшения».
    • Луна светила и указывала на тропинки, поля и косогоры.В приведённом контексте есть однородные сказуемые «светила» и «указывала», а также три дополнения «тропинки», «поля» и «косогоры».
  • Балет и уроки рисования помогают мне полностью, на все сто процентов расслабиться. В этом контексте два ряда однородных членов:
  1. Первое предложение с двумя однородными подлежащими – «балет» и «уроки», которые связаны со сказуемым – «помогают расслабиться».
  2. Однородные обстоятельства образа действия «полностью», «на все сто процентов» зависят от сказуемого «помогают расслабиться» («как?») «полностью», «на все сто процентов».

Как найти однородные члены предложения

Чтобы выяснить, представлены ли в высказывании однородные члены, необходимо следовать несложному алгоритму:

  1. Найти семантическое ядро предложения – его грамматическую основу.
  2. Посмотреть, есть ли члены, отвечающие на одинаковые вопросы и относящиеся к одному и тому же слову.
  3. Убедиться, что ОЧП связаны посредством союзов или перечислительной интонации.

Например:

  • Катя принесла конфеты и печенье. «Конфеты» и «печенье» – это однородные дополнения, к которым можно поставить вопрос «что?». Они относятся к сказуемому «принесла», связаны сочинительной связью с помощью союза «и».
  • Любе нравятся приключенческие и фантастические рассказы. «Приключенческие и фантастические» – однородные определения, относящиеся к подлежащему «рассказы».

Нужно отметить, что бывают неоднородные определения, которые следует отличать от однородных. Неоднородными называются определения, которые дают характеристику предмету с разных сторон. Между такими словами не ставится запятые и сочинительные союзы:

  • Вчера вечером большой чёрный кот пришёл к нам под дверь и жалобно просился в дом. Определения «большой», «чёрный» – неоднородные, т.к. описывают разные качества (размер и цвет).
  • Красный шёлковый длинный платок очень понравился Ирине Васильевне. Определения «красный», «шёлковый», «длинный» – неоднородные, т.к. описывают разные качества (цвет, материал и длину).
  • Саша вместе с другом поднимал в спортивном зале тяжёлые чугунные гири. «Тяжёлые», «чугунные» – неоднородные определения, которые качество и материал предмета.

Между такими определениями не получится подставить сочинительный союз, поэтому постановка пунктуационных знаков неуместна.

Как подчеркиваются однородные члены предложения

Известно, что однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения. Это значит, что ОЧП подчёркиваются точно так же, как и неоднородные, в соответствии с выполняемыми функциями.

Так, однородные подлежащие подчёркиваются одной сплошной чертой, а сказуемые двумя:

  • Моему брату Евгению нравились сложные предметы – история и математика.
  • Надя играла в баскетбол и танцевала хип-хоп.

Второстепенные ОЧП подчёркиваются следующим образом:

  • дополнение – прерывистой чертой: Маленькому Вове подарили книгу и мыльные пузыри,
  • определение – волнистой линией: Я купила оранжевые, синие, красные и зелёные ёлочные игрушки, Больше всего Алина любит оранжевый, розовый и голубой цвет.
  • Обстоятельство – линией «штрих-точка-штрих-точка»: К родителям нужно относиться уважительно и терпеливо.

Как связаны между собой однородные члены предложения

ОЧП равноправны, связываются между собой несколькими способами:

С помощью запятых

ОЧП могут перечисляться через запятую. Такое предложение произносится с перечислительной интонацией (бессоюзное предложение):

  • Оле принесли в больницу бананы, апельсины, мандарины, киви, манго. Это предложение с несколькими однородными определениями «бананы, апельсины, мандарины, киви, манго». Кроме того, однородные определения можно соединять с помощью сочинительных союзов: Оле принесли в больницу и бананы, и апельсины, и мандарины, и киви, и манго.
  • Вместе они плакали, смеялись, мечтали. Это простое предложение с однородными сказуемыми «плакали, смеялись, мечтали».

С помощью союзов

Часто ОЧП соединяются посредством сочинительных (разделительные, соединительные, противительные) союзов. К ним относятся: либо…либо, и, а, не то…не то, или, однако, но и т.д.

Например:

  • Мы ехали по кривой и длинной дороге.
  • Я долго думал, уйти мне или остаться.
  • Вдалеке показался силуэт не то девушки, не то мужчины.

С помощью запятых и союзов

Иногда ОЧП связываются запятыми и союзами:

  • Рядом стоявший мужчина выглядел сонным, голодным и уставшим.
  • На днях мы подобрали худую, больную и облезлую собаку.

Запятая между однородными членами ставится, если они соединены парными сочинительными союзами:

  • Я хотела поехать либо в Турцию, либо в Египет.
  • Пуговицы на пиджаке были не то бежевые, не то перламутровые.

Знаки препинания при однородных членах предложения

Пунктуация в таких контекстах зависит от того, каким способом связываются ОЧП – союзной или бессоюзной связью.

Запятая между однородными членами предложения

Между ОЧП запятая нужна, если они соединяются с помощью:

Тип соединения Пример Схема
запятой (бессоюзное предложение) Я испытал в эти минуты страх, боль, ужас, разочарование. [О, О, О, О]
одиночных противительных союзов: «а», «но», «однако» в значении «но», «да» в значении «но», «зато» Дима любил не учёбу, а спорт. [не О, а О]
повторяющихся союзов: и и и, ни ни ни, ли ли ли, либо либо либо, не то не то не то и др. Дима любил и учёбу, и спорт, и развлечения. [и О, и О, и О]
У меня есть кошка и собака, черепаха и попугай. [О и О, О и О]
двойных союзов: если не, то, хотя, но и, не только, но и, не столько, сколько, настолько, насколько, не то что, а и т.д. Дима любил не только учёбу, но и спорт. [не только О, но и О]

Запятая не ставится

В некоторых случаях постановка пунктуационного знака некорректна. Запятая не нужна во фразеологических оборотах. Таких устойчивых конструкций можно привести много, их следует запомнить: и стар и млад, ни рыба ни мясо, ни шатко ни валко, ни жив ни мёртв, ни свет ни заря и др.

Например:

  • Избранник Ксении оказался ни рыба ни мясо – сразу не понять, что это за человек.
  • Дедушка Гриша стоял ни жив ни мёртв.

Чтобы не пропустить фразеологизм в предложении, необходимо помнить, что его смысл не определяется лексическим значением отдельно взятых слов. Значение такого словосочетания неделимо и целостно.

Запятая не требуется, если союз «и» присоединяет разные пары однородных членов:

  • Слава и Костя кричали и смеялись на уроках и переменах.

Знак не ставится между одиночными разделительными (либо, или) и присоединительными («и», «да» в значении «и») союзами:

  • Мама испечёт сегодня пирог или ватрушки.
  • В парке на дереве мы видели белку или дятла.
  • К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Тире

Другой пунктуационный знак – тире, ставится, если однородные члены стоят перед обобщающей лексемой:

  • Однако ни Валя, ни Яна – никто не хочет со мной дружить. Схема [О, О – О].
  • Деньги, недвижимость, знакомства – ничего мне этого не надо. Схема [О, О, О – О].

Если после однородных членов перед обобщающей лексемой стоят вводные слова или словосочетания («короче говоря», «словом», «одним словом» и др.), перед вводной фразой следует ставить тире, а после него – запятую:

  • Паша рассказывал о себе, о доме, об учёбе, об отношениях – короче говоря, обо всей своей жизни. Схема [О, О, О, О – короче говоря, О].

Двоеточие

Перед ОЧП может стоять обобщающая лексема, которая обозначает родовое понятие или обозначаются наречиями и местоимениями («всегда», «всё», «все», «повсюду», «вокруг» и т.д.). В свою очередь, однородные члены выражают видовое понятие. В этих случаях после обобщения необходимо ставить двоеточие.

Например:

  • Я устала заботиться обо всех: о муже, о ребёнке, о родственниках, об учениках и домашних питомцах.
  • В бабушкином палисаднике росли прекрасные цветы: бархатцы, амаранты, васильки, розы, бегонии и незабудки.
  • Марии нравятся все спортивные игры: волейбол, теннис, баскетбол и даже футбол.
  • В зоопарке громко кричали и рычали животные: тигры, львы, волки, обезьяны, медведи.

Если после обобщающей лексемы есть слова: а именно, например, как-то, то есть, то перед ними ставится запятая, а после них – двоеточие:

  • В нём мне не нравится многое, а именно: манера речи, черты лица, юмор и походка. Схема [О, а именно: О, О, О и О].
  • Я люблю читать русскую классику, например: Пушкина, Тургенева, Толстого, Достоевского, Бунина. Схема [О, например: О, О, О, О, О].

Если однородные члены, которые стоят после обобщающей лексемы, не заканчивают собой высказывание, то перед первым из них нужно поставить двоеточие, а после последнего – тире:

  • Повсюду: в горах, в пустыне, в лесу, в тайге – любит и страдает человек одинаково. [О: о, о, о, о – …].
  • Никто: ни знакомые, ни друзья – не станут мне дороже матери и отца. [О: ни о, ни о – …].

Однородными членами предложения не являются

К ОЧП не относятся:

  1. Лексемы, которые повторяются для того, чтобы подчеркнуть большое количество предметов, повторяемость действия, его длительность и др. Впереди тропинка вела мимо этого дома вверх, вверх. Это одинаковые слова, которые следуют одно за другим, подчёркиваются как один член предложения.
  2. Одинаковые формы, которые повторяются и соединяются частицами «так», «не»: гулять так гулять, плачь не плачь, старайся не старайся и др.
  3. Сочетания глаголов, в котором первый лексически неполный: пойду поем, возьму и расскажу, взял да и расплакался.
  4. Устойчивые словосочетания с двойными союзами: ни за что ни про что, ни сном ни духом, ни кола ни двора, и так и сяк и др.

Между их частями запятая не ставится.

Таким образом, ОЧП – одинаковые слова, зависящие от одних и тех же лексем и связанные интонацией (запятыми) или сочинительными союзами.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий