Независимо от того, длинный рассказ или короткий, простые в нем предложения или сложные, а может быть это текст, состоящий и вовсе из одного предложения или слова, в нем всегда присутствует основная мысль. Обычно на уроках литературы учеников просят определить главную мысль текста и, чтобы это сделать правильно, нужно понимать, что это такое.
Основная мысль текста – это то, что автор хотел донести до читателя посредством своего произведения. Как правило, чтобы ее понять, нужно внимательно прочитать всю работу, однако, иногда она может быть понятна уже из заголовка. Основная мысль всегда отражает отношение автора, содержит эмоциональную окраску. При этом она не всегда звучит из уст какого-либо персонажа, бывает и так, что читатель сам должен сделать выводы на основе своего мировосприятия.
Следует различать основную мысль и тему текста.
Тема произведения – это более общее понятие, она отражает содержание текста, проблему, которая поднимается автором. Тема может включать несколько мини тем, которые показывают суть текста с разных сторон.
Например, школьное сочинение «Как я провел лето». Тема понятна из названия. А основная мысль будет раскрыта уже в самом сочинении и понять ее можно только после прочтения.
Обязательное условие определения главного посыла произведения – это наличие грамматической и смысловой связи в предложениях.
Как раз смысловая связь и отражает главную мысль, которая пронесена через весь текст.
А грамматическая связь предполагает, что предложения сочетаются между собой по форме слов, и одно логически вытекает из другого.
Правильное определение темы, как и любой литературный анализ, начинается с прочтения текста. А дальше есть несколько моментов, с помощью которых можно выявить главную мысль:
- смотрите внимательно на заголовок. Очень часто в нем уже заключена главная идея. Особенно это характерно для научных и информационных текстов. С художественными произведениями гораздо сложнее: тут название может вообще не отражать основную мысль. Например, роман «Анна Каренина». Понятно, что речь пойдет о некой Анне, но на этом все,
- обратите внимание на наличие подзаголовков. Обычно они содержат более детальную информацию о тексте и можно понять главную мысль,
- выясните тему текста, она всегда связана с основной мыслью,
- анализируйте ключевые слова, которые встречаются по всему тексту и их синонимы. Это могут быть научные, медицинские, экономические, музыкальные термины и пр. По этим словам можно понять тему текста, особенно в случае информационных статей,
- вдумчивое чтение поможет выявить моменты, которые автор особенно выделяет. Они отражают взгляды автора, его точку зрения и отношение к происходящему. Попробуйте понять, почему у автора именно такая позиция, чем он ее обосновывает, какие факты приводит. Здесь нужно уделить внимание абзацам: текст делится на них не случайно и обычно они отражают важные мысли,
- после прочтения постарайтесь пересказать материал. В процессе пересказа выделяются ключевые моменты, и главная мысль произведения становится понятнее.
Обратимся к примеру – рассмотрим четверостишие А.С. Пушкина «Воды глубокие…».
Воды глубокие Плавно текут. Люди премудрые Тихо живут.
Понятно, что тема стихотворения будет затрагивать воды или реки и их глубину. Но лишь после внимательного прочтения становится понятна основная мысль: автор проводит параллель между глубиной вод и глубиной мудрости людей. Подобно плавному течению реки жизнь премудрых людей спокойна и нетороплива.