Основные способы образования слов

Словообразование — образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, при помощи каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

Основные способы образования слов

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  • мор­фо­ло­ги­че­ский,
  • лексико-синтаксический,
  • морфолого-синтаксический,
  • лексико-семантический.
  • Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

    Морфологический способ словообразования

    Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова.

    Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка, поэтому его чаще всего указывают при морфемном анализе или словообразовательном разборе слова. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

    Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

    • пре­фик­сы, или приставки,
    • суф­фик­сы,
    • пост­фик­сы,
    • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные гласные,
    • флек­сии, или окончания.

    Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

    Основные способы образования слов

    В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

    1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

    • писать → выписать
    • вид →подвид
    • забавный → презабавный

    2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

    • нахо­дить → находка
    • цвет (цве­ток) → цветник
    • улы­баться → улыбка

    3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

    • локоть → подлокотник
    • беседа → собеседник
    • свежий → освежить
    • море → заморский
    • мох → замшеть

    4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суффикса:

    • взво­дить → взвод
    • при­пе­вать → припев
    • свинья → свиной
    • золото → золотой
    • восемь → восьмой

    5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

    • кто → кто-то
    • что → что-нибудь
    • где → где-либо
    • когда → когда-то
    • бро­сать → бросаться

    6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

    • слу­шать →вслу­шаться
    • нюхать →принюхаться
    • думать →вдуматься
    • тос­ко­вать →истос­ко­ваться
    • ждать →дождаться

    7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

    • толпа → толпиться
    • скупой → скупиться
    • пере­го­во­рить → переговариваться

    8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

    1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

    а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

    • кресло-кровать,
    • платье-халат,
    • ракета-носитель,
    • ковёр-самолет,

    б) с помо­щью интерфикса:

    • север , восток → северо-восток,
    • сухие фрукты → сухофрукты,
    • свод неба → небосвод,
    • птица, фаб­рика → птицефабрика,
    • хра­ни­лище для овощей → овощехранилище,

    2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

    • ветери­нар­ный врач→ ветврач,
    • туристи­че­ский поход→ турпоход,
    • медицин­ский пункт→ медпункт,

    3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

    • замести­тель председа­те­ля → зампред,
    • мотоцикл педаль­ный → мопед,
    • профсоюз­ный комитет → профком,

    4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

    • МХАТ
    • ГОЭЛРО
    • ГАИ
    • нэп
    • МИД
    • ОБСЕ

    Сложение двух целых слов – способ образования словоформ путём сложения двух слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

    9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

    • длинная шерсть + ‑н- → длинношерстный,
    • хлеб, резать + ‑к– → хлеборезка,
    • сам, варить + → самовар,
    • черные брови + → чернобровый,
    • каша, варить + → кашевар.

    Таблица с примерами

    Способы обра­зо­ва­ния слов Примеры

    1. Приставочный

    текст → подтекст гнать → догнать

    2. Суффиксальный

    белый → белизна пахать → пахота сотво­рить → сотворение

    3. Приставочно-суффиксальный

    люди → безлюдный долгий → задолго дом → надомник

    4. Бессуффиксальный

    отды­хать → отдых зеленый → зелень супруг → супруга

    5. Постфиксальный

    какой → какой-нибудь что → что-то где → где-либо

    6. Сложение: 1) двух основ

    2) двух основ + суффикс

    3) сокра­щен­ных основ

    4) началь­ных букв или звуков

    пожар, опасный → пожароопасный диван, кро­вать → диван-кровать канат, ходить → канатоходец море, пла­вать → мореплаватель специаль­ный корреспон­дент → спецкор МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

    7. Слияние целых слов

    густо, насе­лен­ный → густонаселенный мало, зна­ко­мый → малознакомый

    8. Переход из одной части речи в другую

    заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди, про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

    Лексико-синтаксический способ

    С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их компонентов:

    • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий,
    • сего дня → сегодня,
    • с ума сшед­ший → сумасшедший.

    При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

    Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

    • сей час → сейча́с,
    • тот час → то́тчас

    В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или -е (быст­ро, высо­ко, выше‑, низ­ко, ниже‑, близ­ко, ближе‑, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

    • высо­ко, вита­мин­ный → высоковита­мин­ный корм,
    • мало, изу­чен­ный → малоизу­чен­ный район,
    • сла­бо, видя­щий → слабовидя­щий человек,
    • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низкоопла­чи­ва­е­мый работник,
    • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глубокоуважаемый,
    • выше ука­зан­ный → вышеуказанный.

    Морфолого-синтаксический способ

    Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

    Основные способы образования слов

    Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. sub­stan­tivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

    Понаблюдаем:

    • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.),
    • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ,
    • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.),
    • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора,
    • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

    Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

    • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом,
    • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
    • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

    Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

    мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

    Лексико-семантический способ

    Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омонимы:

    • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом,
    • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды,
    • титан — твер­дый металл.

    Таким образом, неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль.

    Тест по теме «Словообразование»

  • Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
  • А) приехать,

    Б) читатель,

    В) неизбежный,

    Г) виднеться.

  • Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
  • А) восход

    Б) заповедник

    В) выполнение

    Г) насухо

  • Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
  • А) по-хорошему,

    Б) новизна,

    В) охотник,

    Г) отнести.

  • Какое слово образовано суффиксальным способом?
  • А) прочитать,

    Б) преодолеть,

    В) походка,

    Г) разрушение.

  • Какое слово образовано суффиксальным способом?
  • А) сторожка,

    Б) нерешительный,

    В) по-зимнему,

    Г) полив.

  • Какое слово образовано приставочным способом?
  • А) купленный,

    Б) где-нибудь,

    В) доверху,

    Г) размешать.

  • Какое слово образовано приставочным способом?
  • А) синь,

    Б) управляемый,

    В) распланировать,

    Г) семилетка.

  • Какое слово образовано бессуффиксным способом?
  • А) кожаный,

    Б) отлет,

    В) водолаз,

    Г) напольный.

  • Какое слово образовано бессуффиксным способом
  • А) синеть,

    Б) наладчик,

    В) лесоруб,

    Г) подъезд.

  • Какое слово образовано способом сложения?
  • А) международный

    Б) обороноспособный

    В) перекресток

    Г) сверхъестественный

  • В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
  • А) пересчитать – приставочный,

    Б) разбег – бессуффиксный,

    В) лесоруб – бессуффиксный,

    Г) зевота – суффиксальный.

  • У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
  • А) усиленно – приставочный,

    Б) пробежать – приставочный,

    В) выход – бессуффиксный,

    Г) горение – суффиксальный.

  • Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ
  • А) приставочный,

    Б) суффиксальный,

    В) бессуффиксный,

    Г) переход

  • Укажите способ образования слова ВОСХОД
  • А) приставочный,

    Б) бессуффиксный,

    В) суффиксальный,

    Г) переход

  • B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
  • А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.

    Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.

    В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.

    Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

    Узнать ответ 1. — В 2. — Г 3. — А 4. — Г 5. — А 6. — Г 7. — В 8. — Б 9. — Г 10. — Б 11. — В 12. — А 13. — В 14. — Б 15. — Б

    Оцените статью
    exam-ans.ru
    Добавить комментарий