Парцелляция это Примеры из художественной литературы

Парцелляция в рус­ском язы­ке — это такое син­так­си­че­ское постро­е­ние тек­ста, в кото­ром исполь­зу­ет­ся наме­рен­ное чле­не­ние связ­ной мыс­ли на состав­ля­ю­щие её части с целью уси­ле­ния выра­же­ний эмо­ций, харак­те­ри­сти­ки состо­я­ния субъ­ек­та, изоб­ра­же­ния внут­рен­ней речи и пр.

В лите­ра­ту­ре суще­ству­ет мно­же­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. В первую оче­редь, к ним отно­сят­ся тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры:

  • оксю­мо­рон
  • эпи­фо­ра
  • ана­фо­ра
  • гра­да­ция
  • инвер­сия
  • срав­не­ние
  • рито­ри­че­ский вопрос

Кроме это­го бога­то­го арсе­на­ла худо­же­ствен­ных средств, писа­те­ли в сво­ем твор­че­стве актив­но поль­зу­ют­ся пар­цел­ля­ци­ей. Узнаем, что такое пар­цел­ля­ция в рус­ском язы­ке.

Парцелляция — синтаксический прием речи

Этот тер­мин име­ет фран­цуз­ское про­ис­хож­де­ние. В пере­во­де с фран­цуз­ско­го язы­ка сло­во parcella бук­валь­но зна­чит «части­ца».

Как извест­но, текст состо­ит из мини­маль­ных еди­ниц — пред­ло­же­ний. В рус­ском язы­ке син­так­си­че­ский при­ем пар­цел­ля­ции нару­ша­ет целост­ность тек­ста, а точ­нее пред­ло­же­ния. Плавно теку­щая мысль неожи­дан­но пре­ры­ва­ет­ся и пре­вра­ща­ет­ся в корот­кие отры­воч­ные кусоч­ки фраз, каж­дая из кото­рых оформ­ле­на завер­ша­ю­щим пунк­ту­а­ци­он­ным зна­ком, чаще точ­кой:

…Но горы близ­ко. И снег на них. Мы вре­мя про­ве­дем У печ­ки. В Имеретии. Зимою. Как в Переделкине, как под Москвою.

В. Инбер

Парцелляция - это... Примеры из художественной литературы

Парцелляция пред­став­ля­ет собой инто­на­ци­он­ное чле­не­ние пред­ло­же­ния на состав­ля­ю­щие его смыс­ло­вые отрез­ки, обо­зна­чен­ные пунк­ту­а­ци­он­но с помо­щью завер­ша­ю­щих зна­ков пре­пи­на­ния:

  • точ­ки
  • вос­кли­ца­тель­но­го зна­ка
  • вопро­си­тель­но­го зна­ка
  • мно­го­то­чия.

-Я? Вам? Дал теле­фон? Что за ерун­да! — не пони­мая, ска­зал Никитин (Ю. Бондарев).

Строение парцелляции

При пар­цел­ля­ции фра­за, в кото­рой содер­жит­ся глав­ная мысль, явля­ет­ся основ­ной (базо­вой). Интонационно и пунк­ту­а­ци­он­но отчле­нен­ная часть фра­зы назы­ва­ет­ся пар­цел­ля­том. Каждый пар­цел­лят гра­фи­че­ски обо­зна­ча­ет­ся как само­сто­я­тель­ное пред­ло­же­ние, кото­рое чаще все­го явля­ет­ся непол­ным и грам­ма­ти­че­ски и син­так­си­че­ски зави­сит от преды­ду­ще­го кон­тек­ста.

Пришли соседи…Женщина с ребен­ком. Уже никто меня не узна­ет (С. Есенин).

Такое наме­рен­ное деле­ние фра­зы на несколь­ко пунк­ту­а­ци­он­но само­сто­я­тель­ных частей поз­во­ля­ет выде­лить в сооб­ще­нии допол­ни­тель­ные смыс­ло­вые цен­тры и при­влечь к ним вни­ма­ние чита­те­ля.

Цель применения парцелляции в литературе

Как образ­ное изоб­ра­зи­тель­ное сред­ство рус­ско­го язы­ка, пар­цел­ля­ция при­ме­ня­ет­ся авто­ром с целью:

  • акцен­ти­ро­ва­ния вни­ма­ния чита­те­ля на глав­ном в изоб­ра­жа­е­мом,
  • выде­ле­ния неко­то­рых дета­лей кар­ти­ны,
  • эмо­ци­о­наль­но­го уси­ле­ния воз­дей­ствия тек­ста на чита­те­ля,
  • созда­ния эффек­та неожи­дан­но­сти,
  • изоб­ра­же­ния дли­тель­но­сти дей­ствия во вре­ме­ни,
  • уси­ле­ния кон­тра­ста изоб­ра­жа­е­мых явле­ний.

Примеры парцелляции в художественной литературе

А всё Кузнецкий мост, и веч­ные фран­цу­зы, Откуда моды к нам, и авто­ры, и музы: Губители кар­ма­нов и сер­дец! Когда изба­вит нас тво­рец От шля­пок их! чеп­цов! и шпи­лек! и була­вок! И книж­ных и биск­вит­ных лавок!

А. С. Грибоедов

Слова отзву­чи­ва­ют и уте­ка­ют как вода — без вку­са, без цве­та, без запа­ха. Без сле­да. (А. Солженицын).

Я тоже при­встал и посмот­рел в тем­но­ту за окном. Шёл неслыш­ный снег. Первый снег этой осе­нью (Ю. Казаков).

Но всё бро­саю, всё…Сейчас будем пить чай…С кон­фе­та­ми! (А. Приставкин).

Во всем мне хочет­ся дой­ти До самой сути. В рабо­те, в поис­ках пути, В сер­деч­ной сму­те.

Б. Пастернак

Боюсь гости­ниц. Может, пото­му, Что чув­ствую, что в номе­ре когда-то Остаться мне слу­чит­ся одно­му. Навеки. В самом деле. Без воз­вра­та.

Е. Винокуров

Бессонница. Гомер. Тугие пару­са. Я спи­сок кораб­лей про­чел до сере­ди­ны: Сей длин­ный выво­док, сей поезд журав­ли­ный, Что над Элладою когда-то под­нял­ся.

О. Мандельштам

Видеоурок

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий