Переходные и непереходные глаголы. Примеры

Глаголы рус­ско­го язы­ка делят­ся на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Грамматическая кате­го­рия пере­ход­но­сти явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком каж­до­го гла­го­ла.

Что такое переходные глаголы

Переходными явля­ют­ся те гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют или спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем, выра­жен­ным чаще все­го фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, напри­мер:

  • пре­вос­хо­дить (кого?) сопер­ни­ка,
  • нести (что?) кор­зин­ку,
  • раз­ли­чать (что?) при­зна­ки,
  • уви­деть (кого?) её,
  • заме­тить (что?) нечто серое.

Переходными назы­ва­ют­ся гла­го­лы, дей­ствие кото­рых пере­хо­дит на дру­гой пред­мет (объ­ект).

ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫНЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
вез­ти сан­ки бро­дить по лесу
уви­деть маль­чи­ка сто­ять на мосту
напи­сать пись­мо помо­гать маме
учу уро­ки руко­во­дить коман­дой

Действие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом, пред­по­ла­га­ет обя­за­тель­ное нали­чие объ­ек­та. Объект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выра­жа­ет­ся:

1. суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

  • встре­тить (кого?) подру­гу,
  • нари­со­вать (что?) пей­заж,
  • хва­лить (кого?) его,
  • обо­зна­чить (что?) что-либо,

2. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, обо­зна­ча­ю­щей часть от цело­го:

  • поешь­те (чего?) супа, бор­ща, каши,
  • выпил (чего?) кефи­ра, ква­са, моло­ка, чая,
  • купи­ла (чего?) мор­ко­ви, хле­ба, кол­ба­сы, мяса,

3. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния при ска­зу­е­мом с отри­ца­ни­ем:

  • не подо­ждешь (кого?) при­я­те­ля,
  • не брал (чего?) тет­ра­ди,
  • не услы­шал (кого?) его,
  • не вижу (чего?) ниче­го.

Переходные гла­го­лы обра­зу­ют стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие со сто­ро­ны дру­го­го пред­ме­та, напри­мер:

  • засе­ять — засе­ян­ное паха­рем поле,
  • раз­бро­сать — раз­бро­сан­ные вет­ром листья,
  • поки­нуть — поки­ну­тый жите­ля­ми город,
  • рас­ко­лоть — рас­ко­ло­тый одним уда­ром орех.

Переходные и непереходные глаголы. Примеры

Какие глаголы являются непереходными

Непереходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствия, не направ­лен­ные на какой-либо пред­мет.

Например:

  • бес­по­ко­ить­ся (о ком?) о детях,
  • верить (во что?) в спра­вед­ли­вость,
  • сочув­ство­вать (кому?) ему,
  • раз­мыш­лять (над чем?) над чем-то.

Чтобы выяс­нить, какие гла­го­лы отне­сем к непе­ре­ход­ным, срав­ним два пред­ло­же­ния:

Он пока­зал бы ей новый, неве­до­мый мир, пре­крас­ные цве­ты под­вод­ных полей (Александр Беляев. Человек-амфибия).

Вскоре на одной сто­роне ули­цы из-за уголь­но­го дома пока­зал­ся моло­дой офи­цер (Александр Пушкин. Пиковая дама).

В этих отрыв­ках из худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний исполь­зу­ют­ся, на пер­вый взгляд, похо­жие гла­го­лы:

  • пока­зал (что?) мир,
  • офи­цер (что сде­лал?) пока­зал­ся.

Глагол «пока­зал» явля­ет­ся пере­ход­ным, так как управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. А воз­врат­ный гла­гол «пока­зал­ся» не может иметь при себе пря­мо­го допол­не­ния.

В рус­ском язы­ке все воз­врат­ные гла­го­лы явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми.

Например:

  • оби­деть­ся (на что?) на шут­ку,
  • тре­во­жить­ся (за кого?) за сест­ру,
  • оскор­бить­ся (чем?) заме­ча­ни­ем,
  • сомне­вать­ся (в чём?) в пра­виль­но­сти реше­ния.

Непереходные гла­го­лы не могут управ­лять фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, то есть не име­ют при себе пря­мо­го допол­не­ния. Они упо­треб­ля­ют­ся с суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми) с пред­ло­га­ми и без них в фор­мах:

1. роди­тель­но­го паде­жа:

  • отвык­нуть (от чего?) от при­выч­ки,
  • доби­вать­ся (чего?) успе­хов,
  • про­хо­ди­те (мимо чего?) мимо дере­ва,

2. датель­но­го паде­жа:

  • сочув­ство­вать (кому?) подру­ге,
  • слу­жил (чему?) Отечеству,
  • ску­чать (по чему?) по дому,
  • под­толк­нуть (к чему?) к заня­ти­ям спор­том,

3. вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом:

  • вери­ла (во что?) в судь­бу,
  • попасть (во что?) в мир кар­тин,
  • вой­ти (во что?) в зал,
  • подвиг­нуть (на что?) на вели­кие дела,

4. тво­ри­тель­но­го паде­жа:

  • пове­я­ло (чем?) вес­ной,
  • уто­ми­ла (чем?) рас­ска­зом,
  • доро­жим (чем?) вре­ме­нем,
  • шумит (над чем?) над горо­дом,

5. пред­лож­но­го паде­жа:

  • пла­вать (в чём?) в реке,
  • сто­ять (на чём?) на крыль­це,
  • жить (в чём?) в доме.

Алгоритм определения переходности/непереходности глагола

Переходные и непереходные глаголы. Примеры

Видеоурок

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий