Подчинительные союзы и союзные слова в СПП (сложноподчинённом предложении) служат для связи простых частей в единую синтаксическую конструкцию. Простые элементы объединяются в сложное предложение при помощи:
- интонации,
- значения,
- союзов и союзных слов.
Устная речь использует все три варианта, письменная утрачивает интонационный компонент.
В зависимости от наличия и характеристики связующих слов предложения подразделяются на виды.
СПП представляет собой синтаксическую конструкцию, объединяющую части на основе подчинения. Подчинительная связь реализуется путём использования соответствующих союзов и союзных слов.
Подчинительные союзы
Союз относится к служебным частям речи и наделён присущими им признаками:
- не имеет лексического значения,
- неизменяем,
- к нему не ставится вопрос,
- в результате предыдущего пункта в предложении не выступает в роли самостоятельного члена – ни главного, ни второстепенного.
Назначение союза – установление связи между элементами синтаксической конструкции и выражение характера этой связи. В сложноподчинённом предложении, как явствует из названия, связь предполагает зависимость придаточной части от главной: основная информация содержится в главном компоненте конструкции, а придаточный поясняет её, указывая на время происходящего, цель, причину, место и пр. В зависимости от значения, приобретаемого придаточным предложением по отношению к главному, классифицируются и связующие слова.
Виды подчинительных союзов
Подчинительные союзы делятся на изъяснительные и обстоятельственные.
Изъяснительные союзы
Изъяснительные присоединяют элементы, отвечающие на падежные вопросы. В конструкциях с такими соединительными словами зависимый элемент заключает в себе пояснение к главному.
- С первого взгляда вошедший понял, что собравшиеся не ожидали его появления.
- Лиса заметила, как мышь выскочила из-под коряги.
- Родители настояли, чтобы сын продолжил обучение.
Обстоятельственные союзы
Обстоятельственными прикрепляются придаточные с вопросами обстоятельств, и в зависимости от вопроса определяется тип придаточного и разновидность союза.
Выражаемое значение | Примеры |
Время | Как только часы начали бить, дверь в комнату отворилась. |
Место | Мальчик бежал туда, где его дожидались друзья. |
Образ действия, мера и степень | Дверь приоткрылась настолько, чтобы кошка смогла проскользнуть в дом. |
Сравнение | Сосульки звенели, будто по ним постукивали невидимые молоточки. |
Причина | В лесу царил сумрак, потому что солнце ещё не взошло. |
Условие | Если не прекратится засуха, начнутся лесные пожары. |
Уступка | Чувствовалось приближение осени, хотя дни стояли ещё погожие. |
Цель | Анна подвязала волосы косынкой, чтобы ветер не трепал их. |
Следствие | Дети увлеклись подвижными играми, так что в доме стоял невыносимый шум. |
Союзные слова
Связь между частями в СПП устанавливается с помощью не только служебных, но и значимых частей речи. Для этого используются местоимения и местоимённые наречия, которые параллельно выполняют ещё и роль членов предложения. Их называют союзными словами.
Союзные слова – местоимения
В качестве союзных слов используются местоимения, принадлежащие к разряду относительных.
- Учитель спросил, кто не понял домашнего задания.
- Туристы обсуждали, что взять с собой в поход.
- Посмотрите в расписании, в какой аудитории будет лекция.
- Пётр поздно узнал, каков на самом деле его приятель.
- Кошка решала, из которой миски поесть в первую очередь.
- Соседка гневно выясняла, чьи куры поклевали её рассаду.
- Мысль о том, скольким людям небезразлична его судьба, помогала больному бороться с недугом.
Перечень синтаксических функций, доступных местоимениям, употребляемым в роли союзных слов, неограничен.
Местоимение – изменяемая часть речи и союзным словом бывает в любой из доступных ему грамматических форм.
Союзные слова – наречия
Местоимённые наречия неизменяемы, как и служебные части речи. Но вопрос к ним задаётся, следовательно, синтаксическая роль также определяется. В предложении они становятся обстоятельствами.
- Олег пытался вспомнить, где он видел обратившегося к нему человека.
- Вопрос, зачем во двор приезжала пожарная команда, остался без ответа.
- Орнитологам предстояло выяснить, как образовалась на острове колония редких для этой местности птиц.
- Сотрудница уточнила, когда срок сдачи отчёта.
- Котёнок удивлённо поглядывал, куда его везут.
- Перед разведением костра проверьте, откуда дует ветер.
- Юрий и не предполагал, почему старик подошёл именно к нему.
- Только теперь соседи поняли, насколько бесконфликтным был прежний жилец.
Как отличить союзы от союзных слов
Наличие у союзов омонимичных слов, относящимся к самостоятельным, затрудняет определение части речи при разборе. Знание признаков отличия разрешает ситуацию.
- К служебным словам вопрос не задаётся. Для местоимений и наречий вопросом служит их вопросительный вариант.
- Проводник сообщил, что до жилых мест три дня пути.
- Проводник спросил, что руководитель экспедиции планирует сделать с добытыми образцами. (Планирует сделать что? – что.)
- Союзы поддаются замене словами аналогичной части речи.
- Егор так крепко сжимал в пальцах записку, словно она могла растаять в воздухе. (точно, словно, как будто)
- Служебное слово, в отличие от самостоятельного, не является членом предложения.
- При разбивке сложной конструкции на простые союз выпадает, союзное слово заменяется значимой частью речи с аналогичной синтаксической ролью.
- Дедушка взял с собой плащ, потому что на небе собирались тучи. – Дедушка взял с собой плащ. На небе собирались тучи.
- Надежда отправилась в гости к сёстрам, которые её уже ждали. – Надежда отправилась в гости к сёстрам. Они её уже ждали.
Обе разновидности связующих слов при разборе включаются в состав придаточного, а не располагаются между частями, как в сложносочинённом предложении. Место придаточного в СПП варьируется – после главного, перед ним и даже внутри. Соответственно начинающий его связующий компонент оказывается либо в середине, либо в начале предложения.
- Когда стадо возвращалось домой, хозяйки встречали своих коров возле ворот.
Последний вариант нехарактерен для ССП, где местоположение связующих слов – между частями. Завершают высказывание связующие элементы лишь в неполном предложении.