Термин постфикс составлен из двух латинских корней. Первый из них, post, имеет значение «после» и встречается в таких словах, как постмодерн, постиндустриальный, посттравматический и т. п. Второй взят из слова fixus и определяется в словах зафиксировать, фиксаж и пр. Его значение – «прикреплённый». Название отражает положение морфемы в слове относительно всех остальных.
Школьная программа данное понятие рассматривает поверхностно или не рассматривает вовсе, не выделяя соответствующую морфемную разновидность из числа суффиксов.
Традиционная лингвистика понимает под названным термином часть слова, находящуюся в постпозиции по отношению к окончанию. Однако встречается и широкое толкование, согласно которому в указанную категорию включаются некорневые элементы, занимающие в слове положение после корня. В этом случае к ним относят и суффиксы, и окончания.
Согласно традиционной точке зрения постфиксы выделяются:
- в глаголах,
- в местоимениях и местоименных наречиях.
Постфиксы разделяются по употреблению в частях речи.
Глагольные
Безоговорочно к этой категории относят -ся, -сь. Первый вариант добавляется после согласных (водит – водится, моющий – моющийся), второй – после гласных (повернула – повернулась, причёсывая причёсываясь). Функционально оба принадлежат к одной из двух разновидностей.
Тип | Характеристика | Примеры |
Формообразующие | Образуют возвратные глаголы от невозвратных | расколоть – расколоться трясти трястись |
Словообразующие | Принимают участие в создании новых слов: | |
не имеющих невозвратной пары, | бороться, ершиться | |
приобретающих значение, отличное от значения парного глагола. | положить положиться |
Глагольный элемент -те, образующий множественное число повелительного наклонения, в курсе средней школы отнесён к окончаниям, однако ряд исследователей включает его в число постфиксов (играй – играйте).
Местоимённые и наречные
Эта группа в школе изучается в числе суффиксов. Однако расположение в местоимениях после окончания даёт основания отнести -то, -либо и -нибудь к числу постфиксальных элементов.
Все они причисляются к словообразующим, поскольку от местоимений одного разряда с их помощью образуются принадлежащие к другому:
- что (вопросительно-относительное) – что-либо (неопределённое).
А от местоимённых наречий – новые, с другим смыслом:
- где – где-нибудь.
Местоимённо-наречный элемент -то имеет омонимы: указательное местоимение (зайти за то дерево) и смысловую ограничительно-выделительную частицу (вчера-то скамейки здесь ещё не было). В первом случае отличительным признаком служит задаваемый к самостоятельному слову вопрос. Во втором – присоединение частицы не ведёт к изменению смысла.
Частица или морфема?
Среди языковых элементов, изучаемых в школе как частицы, выделяются две, рассматриваемые рядом исследователей в качестве постфиксов.
Частица | Тип | К чему присоединяется | Примеры | |
-таки | смысловые | усиление | глагол наречие частица | узнал-таки довольно-таки неужели-таки |
-ка | смягчение требования | глагол | подойди-ка дайте-ка |
В пользу этого мнения – дефисное присоединение к слову. Однако -таки при употреблении после частей речи, не относящихся к указанным в таблице, дефиса не требует.
- Лиловый таки стал её любимым цветом.
- Брат таки выпросил у отца ключи от машины.
Против – использование не для образования слов и их форм, а лишь для внесения дополнительного оттеночного значения.
Обозначение постфиксов
Способ выделения морфемы при разборе зависит от её статуса согласно учебнику. Рассматриваемая в качестве суффикса, она и обозначается соответственно. Если же учебный курс знакомит с понятием постфикса, то выделение происходит при помощи значка, напоминающего обозначение приставки, только направленного в противоположную сторону.
За пределами средней школы используется также символ, сходный с обозначением суффикса, но имеющий с правой стороны не одинарную, а двойную линию (вторая располагается параллельно основной, чуть выше).