Правописание приставок на з и с (правило и примеры)

В зависимости от того, какой первый звук корня слова, глухой или звонкий, в конце приставок ставится «с» или «з» соответственно. То есть, правило правописания приставок на «з» и «с» основывается на принципе фонетики.

Нередко при написании подобных слов возникают проблемы, особенно у школьников. Чтобы не допускать ошибки, нужно запомнить специальное правило. А для этого следует вспомнить, какие из букв обозначают звонкий звук, а какие – глухой.

Буквы, обозначающие звонкий звук: Б [б] [б’], в [в] [в’], г [г] [г’], д [д] [д’], з [з] [з’], ж [ж] [ж’], л [л] [л’], м [м] [м’], н [н] [н’], р [р] [р’].

Запомнить звонкие звуки можно с помощью фраз: «У льва и жабы много друзей» или «Мы, звери, убежали, догоняй!». Как видно, если из предложений «выкинуть» все гласные, останутся только те согласные, которые обозначают звонкий звук.

Если корень слова начинается с любой из этих букв, то на конце приставки слова ставят букву «з».

Примеры слов с приставкой без:

  • Бездельник,
  • Безработный,
  • Бездарный,
  • Безвкусный и т.д.

Слова с приставкой раз:

  • Развлекаться,
  • Разбираться,
  • Развиваться,
  • Разреветься и т.д.

Слова с приставкой из:

  • Изделие,
  • Избирать,
  • Извозчик,
  • Изживать и т.д.

Слова с приставкой низ:

  • Низложить,
  • Низвести и т.д.

Глухие звуки обозначают следующие буквы: к [к] [к’], с [с] [с’], п [п] [п’], т [т] [т’], ф [ф] [ф’], х [х] [х’], ц [ц] [ц’], ч [ч] [ч’], ш [ш] [ш’], щ [щ] [щ’]

Запомнить все глухие звуки помогут следующие фразы: «Фока, хочешь поесть щец?», «Степка, хочешь щец? Фи!» Убрав гласные буквы, можно заметить, что в предложениях остались согласные, обозначающие глухой звук.

Если в корне слова первой стоит любая из этих букв, то приставки в таких словах пишутся с буквой «с» на конце.

Примеры слов с приставкой бес:

  • Бессовестный,
  • Бесчестный,
  • Бесцветный,
  • Беспутный и т.д.

Слова с приставкой вос:

  • Восхождение,
  • Востребовать,
  • Восхвалить и т.д.

Слова с приставкой рас:

  • Расселить,
  • Рассорить,
  • Расцвести и т.д.

Слова с приставкой ис:

  • Исцелить,
  • Исковеркать,
  • Исподтишка и т.д.

Слова с приставкой нис:

  • Нисшедший,
  • Ниспосланный и т.д.

Итак, для того, чтобы не допустить ошибки при написании букв «з» или «с» на конце приставки, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Выделить приставку в слове,
  2. Определить первую букву корня слова,
  3. Определить, какой звук обозначает эта буква – звонкий или глухой,
  4. Поставить в приставке «с», если звук следующей буквы глухой, и «з», если звонкий.

У детей часто возникают проблемы с определением звука согласной буквы. Легко запоминаются парные звуки, один из которых звонкий, другой глухой:

  • Б – П,
  • В – Ф,
  • Г – К,
  • Д – Т,
  • З – С,
  • Ж – Ш,

Сонорные звуки, являющиеся непарными согласными буквами, запомнить сложнее. Но и с этой задачей поможет справиться простая фраза: «Лимонрай

Если раз и навсегда запомнить, какие буквы обозначают глухой, а какие звонкий звук, а также если полностью усвоить правило правописания приставок, то при написании слов с приставками, оканчивающимися на «з» и «с» не должно возникнуть вопросов и тем более ошибок.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий