Предложный падеж имён существительных

Предложный падеж суще­стви­тель­ных — это кос­вен­ный падеж, кото­рый упо­треб­ля­ет­ся в объ­ект­ном и обсто­я­тель­ствен­ном зна­че­нии с пред­ло­га­ми и отве­ча­ет на вопро­сы о ком? о чём? в ком? в чём? на ком? на чём?

Узнаем, что такое пред­лож­ный падеж имён суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, что он обо­зна­ча­ет и какие име­ет грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти.

Имена суще­стви­тель­ные име­ют непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — падеж.

Падеж — это спо­соб­ность имен­ных частей речи изме­нять свою началь­ную фор­му в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми дру­гих слов и грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу соеди­нять­ся с ними в сло­во­со­че­та­нии или в пред­ло­же­нии. У имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют шесть паде­жей. Первый их них име­ни­тель­ный падеж явля­ет­ся пря­мым, все осталь­ные паде­жи кос­вен­ные.

Что такое предложный падеж существительных?

В систе­ме грам­ма­ти­че­ских форм имён суще­стви­тель­ных пред­лож­ный падеж явля­ет­ся шестым по счё­ту. Такое назва­ние он полу­чил из-за харак­тер­ной осо­бен­но­сти. Эта грам­ма­ти­че­ская фор­ма все­гда име­ет пред­лог:

  • купать­ся в реке,
  • сооб­щить о дожде,
  • сидеть на крыль­це,
  • спорт­пло­щад­ка при шко­ле,
  • гулять по лугам.

Предлогио, об, в, во, на, по, при

Предложный падеж имён существительных

Чтобы обра­зо­вать пред­лож­ный падеж суще­стви­тель­ных вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «думать», «спро­сить» и зада­дим вопро­сы о ком? о чём?

  • сест­ра — думать (о ком?) о сест­ре,
  • фильм — спро­сить (о чём?) о филь­ме.

Предложный падеж имён существительных

Этот кос­вен­ный падеж име­ет харак­тер­ные зна­че­ния в рус­ском язы­ке.

Значения предложного падежа

Значения пред­лож­но­го паде­жа свя­за­ны с теми пред­ло­га­ми, с помо­щью кото­рых он оформ­ля­ет­ся грам­ма­ти­че­ски. Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние фор­мы пред­лож­но­го паде­жа.

1. С пред­ло­га­ми «о», «об» эта падеж­ная фор­ма обо­зна­ча­ет лицо или пред­мет как объ­ект сооб­ще­ния, рас­ска­за, раз­мыш­ле­ния, забо­ты и пр.:

  • бес­по­ко­ить­ся о здо­ро­вье,
  • рас­суж­дать о про­бле­ме,
  • пре­ду­пре­дить об опас­но­сти,
  • забо­тить­ся о доче­ри.

2. С эти­ми же пред­ло­га­ми пред­лож­ный падеж ука­зы­ва­ет на тему, содер­жа­ние чего-либо:

  • дис­сер­та­ция об общественно-политической жиз­ни Европы в XIX веке,
  • роман о деревне,
  • лек­ция об откры­ти­ях в меди­цине,
  • трак­тат о живо­пи­си.

3. С пред­ло­га­ми «в», «во», «на», «по», «при» пред­лож­ный падеж име­ет обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние и обо­зна­ча­ет место, где про­ис­хо­дит дей­ствие или кто-то или что-то рас­по­ла­га­ет­ся:

  • ехать в трам­вае,
  • слу­жить во фло­те,
  • писать на сто­ле,
  • жить на юге,
  • пор­ха­ет по лугам,
  • вос­крес­ная шко­ла при церк­ви.

В про­стран­ствен­ном зна­че­нии с неко­то­ры­ми суще­стви­тель­ны­ми упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «на», а с дру­ги­ми — «в»:

  • жить на Урале, на Камчатке, на Севере, но в Крыму, в Карелии,
  • быть в аэро­пор­ту, в бою, но на шка­фу, на полу.

4. Предложный падеж име­ет вре­мен­ное зна­че­ние:

  • прий­ти на рас­све­те,
  • снег выпал в нояб­ре,
  • при затме­нии,
  • бро­дить в сумер­ках.

Окончания предложного падежа

Форма пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла 1 и 2 скло­не­ния име­ет типич­ное окон­ча­ние -е, мно­же­ствен­но­го чис­ла -ах/-ях, кро­ме неко­то­рых суще­стви­тель­ных с конеч­ны­ми бук­во­со­че­та­ни­я­ми -ия, -ие, -ий.

Предложный падеж имён существительных

Понаблюдаем:

1 скло­не­ние

  • дедуш­ка — о дедушке, о дедушках
  • тра­ва — на траве, на травах

В фор­ме един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с конеч­ным соче­та­ни­ем -ия отли­ча­ют­ся окон­ча­ни­ем -и:

  • кол­лек­ция — об кол­лек­ции
  • лек­ция — на лек­ции
  • экс­пе­ди­ция — в экс­пе­ди­ции
  • гео­мет­рия — оцен­ка по гео­мет­рии

2 скло­не­ние

  • гараж — о гараже, о гаражах
  • гвоздь — на гвозде, на гвоздях
  • пись­мо — в письме, в письмах
  • море — на море, на морях
  • счастье — о счастье

Существительные муж­ско­го рода с бук­во­со­че­та­ни­ем -ий и сред­не­го рода на -ие име­ют окон­ча­ние -и:

  • пла­не­та­рий — в пла­не­та­рии
  • гер­ба­рий — о гер­ба­рии
  • засе­ле­ние — при засе­ле­нии
  • уме­ние — об уме­нии

3 скло­не­ние

Существительные жен­ско­го рода 3 скло­не­ния обла­да­ют окон­ча­ни­ем -и:

  • шерсть — в шерсти
  • моло­дежь — о моло­дёжи
  • кару­сель — на кару­сели

Варианты окончаний предложного падежа

Отметим, что неоду­шев­лён­ные суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния харак­те­ри­зу­ют­ся вари­а­тив­ны­ми окон­ча­ни­я­ми -у/-ю или -е:

  • най­ти в лесу — рас­спро­сить о лесе
  • рабо­тать на дому — нахо­дить­ся в доме
  • не стой на ветру — на сквоз­ном ветре
  • думать о рае — нахо­дить­ся в раю

Выбор этих окон­ча­ний зави­сит от мно­гих усло­вий:

  • сло­во име­ет объ­ект­ное или обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние,
  • исполь­зу­ют­ся пред­ло­ги «в», «на» или «о»,
  • сти­ли­сти­че­ский харак­тер сло­во­фор­мы (книж­ный, раз­го­вор­ный или разговорно-просторечный),
  • смысл кон­тек­ста,
  • вли­я­ние про­фес­си­о­наль­ной речи,
  • пря­мое или пере­нос­ное зна­че­ние сло­ва и пр.

Существительные муж­ско­го рода с окон­ча­ни­ем -е име­ют книж­ный харак­тер. Они упо­треб­ля­ют­ся в объ­ект­ном зна­че­нии с пред­ло­гом «о». Слова с окон­ча­ни­ем -у/-ю при­над­ле­жат раз­го­вор­ной речи, чаще име­ют пред­ло­ги «в» и «на» и исполь­зу­ют­ся в обсто­я­тель­ствен­ном зна­че­нии.

Сравним:

  • раз­мыш­лять (о чём?) о береге — сидеть (где?) на берегу
  • напи­сать о саде — поса­дить в саду
  • забо­тить­ся о строе — сто­ять в строю

Словоформы пред­лож­но­го паде­жа с пред­ло­гов «в» и «на» раз­ли­ча­ют­ся сти­ли­сти­че­ски как лите­ра­тур­ные и раз­го­вор­ные:

  • нахо­дит­ся в отпуске — быть в отпуску
  • сто­ит в цехе — рабо­та­ет в цеху
  • день­ги на счёте — быть на хоро­шем счету

Если у суще­стви­тель­но­го име­ет­ся опре­де­ле­ние, то исполь­зу­ет­ся фор­ма пред­лож­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем -е.

Примеры

Дети весе­ло кувыр­ка­лись в сне­гу.

В пуши­стом сне­ге все дере­вья и кусты.

В нашем цехе под­дер­жи­ва­ет­ся поря­док и чисто­та.

Василий рабо­та­ет в цеху уже мно­го лет.

Вся кух­ня ока­за­лась в густом чёр­ном дыме.

В дыму тяже­ло дышать.

В пче­ли­ном мёде мно­го полез­ных веществ для чело­ве­ка.

У него все щеки в меду.

Видеоурок

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий