Выполним пунктуационный разбор предложения «Надобно хорошо знать горные тропинки, чтобы пуститься в горы». Укажем и объясним в нем две пунктограммы.
Сначала повторим, что такое пунктограмма. Этим лингвистическим термином в языке называют те места в предложении, в которых ставится нужный знак препинания, а также те места, где он не ставится в соответствии с правилами пунктуации.
Пунктограммы предложения
В предложении «Надобно хорошо знать горные тропинки, чтобы пуститься в горы» поставим два знака препинания. Соответственно, в нем содержится две пунктограммы, требующие объяснения.
Пунктуационный разбор начнем с нумерации пунктограмм. Сначала укажем первую из них — точку. Она завершает предложение. Далее вернемся к началу предложения и последовательно обозначим цифрой 2 вторую пунктограмму — запятую.
Надобно хорошо знать горные тропинки, (2) чтобы пуститься в горы. (1)
Объяснение пунктограмм
Чтобы объяснить пунктограммы анализируемого предложения, воспользуемся некоторыми его синтаксическими характеристиками:
- предложение сложное, содержит две предикативные безличные части (надобно хорошо знать, пуститься),
- разновидность сложного предложения — сложноподчинённое,
- две части предложения соединены подчинительным союзом «чтобы».
Точка — завершающий пунктуационный знак. Он поставлен в конце повествовательного по цели высказывания и невосклицательного по эмоциональной окраске сложноподчиненного предложения.
Второй пунктуационный знак — запятая. Она разделяет это сложное предложение на две части:
- главное предложение — «надобно хорошо знать горные тропинки»,
- зависимое придаточное предложение — «чтобы пуститься в горы».
Придаточная часть цели (надобно хорошо знать с какой целью?) присоединяется подчинительным союзом «чтобы», перед которым ставится запятая.
Схематически обозначим строение этого сложноподчиненного предложения следующим образом:
[ ], ( чтобы… ).
Компактно запишем пунктуационный разбор предложения «Надобно хорошо знать горные тропинки, чтобы пуститься в горы»: