Различают три взаимосвязанных вида разбора предложения:
Пунктуация играет важную роль в составлении высказывания, наполняя его чувствами и выделяя важные моменты повествования.
Умение правильно разобрать предложение пунктуационно – залог грамотности, поскольку вероятность ошибиться в расстановке знаков препинания становится минимальной.
Пунктуационный разбор предложения разделен на несколько основных действий:
- в первую очередь нужно определить эмоциональное содержание текста, а для этого – проверить, каким знаком препинания заканчивается высказывание. Отсюда, предложение является восклицательным, вопросительным или повествовательным,
- обозначить одну или несколько грамматических основ, а именно какие главные члены содержит высказывание и сколько их. Если присутствуют подлежащее и сказуемое, то это двусоставное предложение, если только одно из них, то односоставное. Кроме того, станет понятно сложное или простое по составу предложение,
- схематично подчеркните подлежащие и сказуемые, и однородные члены предложения, при их наличии,
- присвойте номера знакам препинания и аргументируйте каждый случай его отсутствия или наличия.
Когда текст содержит внутри прямую речь, то сначала выделяем слова автора, затем прямую речь. От ее местонахождения зависит расстановка знаков препинания. Если слова героя стоят перед или за словами автора, то для оформления прямой речи нужно 4 знака препинания. Если комментарии автора разрывают текст героя, то будет 7.
Образцы выполнения пунктуационного разбора предложения:
- Они слушали,(1) как шумит ветер,(2) как дождь стучит по крыше,(3) с журчанием стекая по трубам.(4)
(1) сложное двусоставное предложение с двумя придаточными (2).
(3) деепричастный оборот.
(4) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
- Он смотрел в грозовое небо и думал о том,(1) что скоро начнется шторм.(2)
(1) – сложноподчиненное предложение, соединенное подчинительным союзом «что». Первая грамматическая основа с однородными сказуемыми, связанными союзом «и» – «смотрел» и «думал» запятая в этом случае не ставится.
(2) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
- Вы уже видели новорожденного(1), улыбающегося всем вокруг (2), мило надувающего губки (3), трогательно прижимающегося к маме(4)?
(1) – простое двусоставное предложение, так как грамматическая основа одна. К нему присоединены причастные обороты.
(2,3) – перечисление словосочетаний, выраженных причастными оборотами.
(4) – вопросительное предложение, так как интонация и содержание предполагают вопрос.
- Ее все в нем привлекало:(1) внешность,(2) ум,(3) доброта,(4) порядочность,(5) любовь к детям.(6)
(1) – простое двусоставное предложение, где «все привлекало» обобщающее словосочетание, за которым идет перечисление. Поэтому здесь ставится двоеточие.
(2,3,4,5) – однородные дополнения, соединенные запятыми.
(6) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
- «(1)Давайте поторопимся, -(2,3) сказал учитель, -(4,5) потому что урок скоро закончится»(6).(7)
(1,6) – кавычки, которые выделяют прямую речь в тексте.
(2,3,4,5) – оформление прямой речи в случае, когда комментарии автора разрывают слова героя.
(7) – повествовательное невосклицательное предложение, так как на конце предложения точка.
Слова автора – это простое двусоставное предложение.
Текст героя – сложноподчиненное предложение с причинным союзом «потому что».