Разновидности средств связи предложений в тексте

Синтаксис рассматривает текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Средства связи предложений в тексте выражаются несколькими категориями.

Разновидности средств связи предложений в тексте

Смысловая связь между предложениями определяется основной мыслью (идеей). Грамматическая связь бывает цепной и параллельной. Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи — параллельно-цепная. Рассмотрим подробнее.

Цепная связь предложений в тексте

Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее.

В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:

Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

Характерные признаки цепной связи

  • Употребление местоимений.
  • Употребление синонимов и повторов.
  • Использование вводных слов.
  • Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.
  • (1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён, вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).

    Определим средства связи между предложениями:

    • второго предложения с первым — личные местоимения в родительном и именительном падежах (меня — я),
    • третьего предложения со вторым — лексический повтор (я — я, смотрителя — смотритель), контекстный синоним (дочь старого смотрителя — Дуня), глаголы мысли (вспомнил — подумал), сочинительный союз в начале 3‑го предложения (но),
    • четвёртого предложения с третьим — местоимения (смотритель, Дуня — того или другого), однокоренные слова и слова одной тематической группы (подумал — мысль, в уме).

    Вывод: связь между предложениями — цепная.

    Параллельная связь предложений в тексте

    Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:

    В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).

    Характерные признаки параллельной связи

  • Одинаковые временные формы и вид глаголов-сказуемых в разных предложениях.
  • Однотипность предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу и порядку слов и т. д.
  • (1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).

    Определим средства связи между предложениями:

    • второе предложение противопоставлено первому, использованы слова одной тематической группы (проснулась — спал), связь — смешанная,
    • третье предложение построено так же, как второе, использованы глаголы прошедшего времени (спал — ожидала), связь — параллельная,
    • четвёртое предложение построено так же, как третье, использованы слова одной тематической группы (пастуха — рожок, стадо), связь — смешанная, Вывод: между предложениями в тексте есть параллельная и смешанная связь — параллельно-цепная.

    Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.

    Как определить идею текста?

    Поскольку смысловая связь между предложениями определяется идеей, то нужно уметь находить основную мысль.

    Идея – это то, что хотел сказать автор по выбранной теме.

    Проведем аналогию. Предположим, вы хотите построить дом. Дом – предмет вашего авторского внимания, то есть тема, которая включает в себя и задачу: дом надо построить. Далее вы продумываете, какой будет внешний вид дома, какие функции он должен выполнять, сколько денег будет стоить.

    И это обдумывание соотносится с целью, которую вы себе поставили, решив строить дом. Чего вы хотите: тепла? красоты? удивить соседей? Вот эта поставленная цель вместе с задачей и будет идеей постройки дома.

    Так и с текстом: автор должен наперед знать тему и поставить себе задачу высказаться по этой теме. В эту задачу может входить передача информации, или же автор хочет показать свое отношение к определенному предмету или явлению действительности, или же поставить злободневные вопросы.

    Решая задачу, автор одновременно обозначает для себя круг проблем, которые волнуют его по данной теме, и формулирует свое, лично ему присущее отношение к этим проблемам — авторскую позицию. Представление читателю круга проблем в оформлении авторской позиции есть цель автора и идея его текста.

    Чтобы увидеть идею, нужно научиться анализировать авторскую позицию, выходя таким образом в круг проблем, которые есть в тексте. Для этого надо:

    • а) ответить на типовые вопросы, двигаясь по абзацам,
    • б) при ответе опираться на речевые средства, с помощью которых автор выражает свою позицию в тексте.

    Идея может содержать четкую основную мысль текста как некий авторский вывод.

    Идея объемных и композиционно сложных публицистических и художественных произведений вытекает из комплекса проблем, которые писатель ставит перед собой и читателем, или проблематики произведения.

    Оцените статью
    exam-ans.ru
    Добавить комментарий