Разряды наречий по значению (таблица с примерами)

Укажем, какие раз­ря­ды наре­чий по зна­че­нию выде­ля­ют в рус­ском язы­ке.

Разряды наре­чий объ­еди­ня­ют в груп­пы сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют каче­ствен­ный или коли­че­ствен­ный при­знак дей­ствия, при­зна­ка и состо­я­ния или обсто­я­тель­ствен­ные отно­ше­ния.

В свя­зи с этим по лек­си­че­ско­му зна­че­нию зна­ме­на­тель­ные наре­чия делят­ся на две груп­пы: наре­чия опре­де­ли­тель­ные и наре­чия обсто­я­тель­ствен­ные.

Наречие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка и отве­ча­ет на вопрос как? где? куда? когда? в какой сте­пе­ни? поче­му? зачем? сколь­ко?

Ветви слег­ка шуме­ли от лег­ко­го вет­ра, жид­ко и голо, буд­то они ощу­пы­ва­ли друг дру­га (Г. Троепольский)

В зави­си­мо­сти от того, наре­чие назы­ва­ет при­знак дей­ствия, пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка или толь­ко ука­зы­ва­ет на него, все сло­ва этой части речи делят­ся на зна­ме­на­тель­ные и место­имен­ные.

В свою оче­редь по лек­си­че­ско­му зна­че­нию сре­ди зна­ме­на­тель­ных наре­чий выде­ля­ют две мно­го­чис­лен­ные груп­пы:

  • опре­де­ли­тель­ные наре­чия,
  • обсто­я­тель­ствен­ные наре­чия.
  • Таблица с примерами

    РазрядыВопросыПримеры
    Образа дей­ствия Как? Каким обра­зом? Хорошо, быст­ро, герой­ски, набе­ло, вер­хом, испод­воль, без­упреч­но, впотьмах.
    Времени Когда? Сегодня, вче­ра, утром, зимой, нака­нуне, сей­час, допозд­на, спо­за­ран­ку, теперь, уже.
    Места Где? Куда? Откуда? Вблизи, дома, сюда, напра­во, спра­ва, ввер­ху.
    Меры и сте­пе­ни Сколько? Насколько? Слишком, еле-еле, впя­те­ро, очень, весь­ма, совсем, черес­чур, крайне, чуть-чуть.
    Причины Почему? Отчего? Сгоряча, сосле­пу, поне­во­ле, неда­ром, спро­со­нок, со зла, неспро­ста.
    Цели С какой целью? Для чего? Назло, нароч­но, невзна­чай, спе­ци­аль­но, в шут­ку, напе­ре­кор.

    Определительные наречия

    Слова это­го раз­ря­да наре­чий обо­зна­ча­ют каче­ство дей­ствия, при­зна­ка, образ и спо­соб совер­ше­ния дей­ствия. Сюда вклю­ча­ют­ся

    • наре­чия обра­за дей­ствия,
    • наре­чия меры и сте­пе­ни,
    • сравнительно-уподобительные,
    • наре­чия со зна­че­ни­ем сов­мест­но­сти.

    Наречия образа действия

    Эти наре­чия назы­ва­ют качественно-определительными. Они пояс­ня­ют глагол-сказуемое или дее­при­ча­стие в пред­ло­же­нии и отве­ча­ют на вопро­сы как? каким обра­зом?

    • при­ят­но вспо­ми­нать,
    • зали­ви­сто сме­ять­ся,
    • вести себя вызы­ва­ю­ще,
    • выгля­деть без­упреч­но,
    • делать испод­тиш­ка.

    Среди них выде­ля­ет­ся боль­шая груп­па наре­чий с суф­фик­сом -о/-е, обра­зо­ван­ных от одно­ко­рен­ных каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных (груст­но, весе­ло, быст­ро, мед­лен­но) и адъ­ек­ти­ро­ван­ных при­ча­стий (угне­та­ю­ще, вызы­ва­ю­ще, бле­стя­ще, кри­ча­ще). Укажем наре­чия обра­за дей­ствия, моти­ви­ро­ван­ные суще­стви­тель­ны­ми (шагом, пеш­ком, бегом).

    Говорила она, как-то осо­бен­но выпе­вая сло­ва, и они лег­ко укреп­ля­лись в памя­ти моей, похо­жие на цве­ты, такие же лас­ко­вые, яркие, соч­ные (М. Горький).

    Наречия меры и степени

    Этот смыс­ло­вой раз­ряд наре­чий назы­ва­ет­ся количественно-определительным. Наречия меры и сте­пе­ни обо­зна­ча­ют коли­че­ство дей­ствия, сте­пень его интен­сив­но­сти или меру про­яв­ле­ния при­зна­ка.

    Солнце гре­ет еще по-летнему, а тра­ва уже чуть-чуть пожел­те­ла.

    Добьёмся мы уро­жая втройне (В. Маяковский).

    Перечислим наре­чия меры и сте­пе­ни (количественно-определительные):

    • совсем
    • очень
    • страш­но
    • крайне
    • совер­шен­но
    • черес­чур
    • вдвое, втрое, впя­те­ро и пр.
    • почти
    • чрез­вы­чай­но
    • слег­ка
    • исклю­чи­тель­но
    • гораз­до
    • мно­го
    • немно­го
    • абсо­лют­но
    • чуть
    • чуть-чуть
    • еле
    • еле-еле
    • едва
    • капель­ку и пр.

    Причем одни наре­чия опре­де­ля­ют толь­ко при­ла­га­тель­ные, а дру­гие — толь­ко при­ла­га­тель­ные и наре­чия в фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни:

    • крайне сер­ди­тый,
    • совер­шен­но неви­дим,
    • абсо­лют­но неузна­ва­е­мый,
    • немно­го рас­те­рян­ный вид,
    • гораз­до шире,
    • втрое тол­ще.

    Сравнительно-уподобительные наречия

    Разряд опре­де­ли­тель­ных наре­чий объ­еди­ня­ет сло­ва со зна­че­ни­ем срав­не­ния или упо­доб­ле­ния. Сравнительно-уподобительные наре­чия обра­зу­ют­ся как от суще­стви­тель­ных, так и от при­ла­га­тель­ных и место­име­ний, напри­мер:

    • вздох­нуть по-бабьи,
    • ходить по-медвежьи,
    • сде­лать по-нашему,
    • сто­ять стол­бом,
    • под­стричь­ся ёжи­ком,
    • под­нять­ся дыбом,
    • свер­нуть­ся кала­чи­ком.

    Наречия со значением совместности

    В этот смыс­ло­вой раз­ряд опре­де­ли­тель­ных наре­чий вклю­че­ны сле­ду­ю­щие сло­ва:

    • прий­ти вдво­ем,
    • делать сооб­ща,
    • быть заод­но,
    • постро­ить­ся попар­но,
    • учить­ся вме­сте,
    • остать­ся наедине,
    • встре­тить пооди­ноч­ке,
    • высту­пать в оди­ноч­ку.

    Покамест у нас будут исправ­ни­ки заод­но с вора­ми, до тех пор не будет он [ Дубровский] пой­ман (А. Пушкин).

    Мы раз­бре­лись пооди­ноч­ке и толь­ко пере­кли­ка­ем­ся друг с дру­гом (В. Мазалова).

    У Павла сидел Николай Весовщиков, и, втро­ем с Андреем, они гово­ри­ли о сво­ей газе­те (М. Горький)

    Обстоятельственные наречия

    В свя­зи с семан­ти­кой эта мно­го­чис­лен­ная груп­па наре­чий име­ет сле­ду­ю­щую гра­да­цию:

    • наре­чия места,
    • наре­чия вре­ме­ни,
    • наре­чия цели,
    • наре­чия при­чи­ны.

    Наречия места

    Эти сло­ва, как вид­но из их назва­ния, обо­зна­ча­ют место дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы где? куда? отку­да?

    • око­ло
    • побли­зо­сти
    • рядом
    • спе­ре­ди
    • дома
    • квер­ху
    • изда­ле­ка
    • вле­во
    • спра­ва
    • вни­зу
    • ввер­ху
    • изнут­ри
    • изда­ли и пр.

    Я забрёл дале­ко, и уже не толь­ко стем­не­ло, но луна взо­шла, а ночь, как гово­рит­ся, дав­но ста­ла на небе…(И. Тургенев).

    Вокруг в пар­ном воз­ду­хе томи­лись кусты и тра­вы (В. Белов).

    Тут же, неда­ле­ко, попа­лось мне целое гнез­до неза­бу­док, и букет мой начал попол­нять­ся (Ф. Достоевский).

    Слева невда­ле­ке лежа­ло село Высоково (А. Мусатов).

    Наречия времени

    Эта семан­ти­че­ская груп­па наре­чий вклю­ча­ет сло­ва, кото­рые назы­ва­ют вре­мя дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы когда? с (до) каких пор? как дол­го?

    • теперь
    • издав­на
    • сна­ча­ла
    • вовре­мя
    • вче­ра
    • зав­тра
    • днем
    • ночью
    • утром
    • вече­ром
    • допозд­на
    • зимой
    • нака­нуне
    • ско­ро и пр.

    Сначала мы слы­ша­ли и шелест лист­вы вокруг, и всплес­ки воды в озе­ре, чув­ство­ва­ли под собой зем­лю (М. Горький).

    Наконец я заме­чаю под бле­стя­щи­ми, как буд­то кожа­ны­ми, листья­ми яго­ды брус­ни­ки (В. Мазилова).

    Потом за моей спи­ной раз­дал­ся плеск, и вско­ре я уви­дел, что, высо­ко под­няв мор­ду и отча­ян­но шле­пая лапа­ми, выби­ва­ясь из послед­них сил, сбо­ку ко мне под­плы­ва­ет Брутик (А. Гайдар).

    Наречия цели

    В эту груп­пу вхо­дят сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют цель совер­ше­ния дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы зачем? с какой целью? для чего?

    • сде­лать назло,
    • уро­нить нароч­но,
    • под­нять на смех,
    • при­го­то­вить впрок,
    • ска­зать в насмеш­ку.

    А теперь, кро­ме всех про­чих непри­ят­но­стей, нас ещё под­ни­мут на смех! (Жюль Верн).

    Это зада­ние при­го­тов­ле­но спе­ци­аль­но для стар­ше­класс­ни­ков.

    На зиму мно­гие хозяй­ки заго­тав­ли­ва­ют впрок ово­щи и фрук­ты в виде соле­ний и варе­нья.

    Наречия причины

    В этой груп­пе наре­чий объ­еди­не­ны сло­ва, кото­рые ука­зы­ва­ют на при­чи­ну, в силу кото­рой про­ис­хо­дит (про­изо­шло) дей­ствие:

    • выпа­лить сго­ря­ча,
    • посту­пить со зла,
    • задеть сосле­пу,
    • герой поне­во­ле,
    • заце­пить­ся спья­ну,
    • бол­тать сду­ру,
    • отка­зать­ся неспро­ста,
    • делать спро­ста.

    Чему обра­до­вал­ся сду­ру? (И. Крылов).

    Если быть точ­нее, сболт­нул сго­ря­ча, не поду­мал (В. Филиппов).

    Неужто наши сна­ря­ды поне­во­ле попа­да­ли в кор­пус мое­го суд­на? (Жюль Верн).

    Оцените статью
    exam-ans.ru
    Добавить комментарий