Родительный падеж имён существительных

Родительный падеж — это грам­ма­ти­че­ская фор­ма имен суще­стви­тель­ных, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы кого? чего?

Узнаем, что такое роди­тель­ный падеж имён суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие име­ет зна­че­ния и с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа.

В рус­ском язы­ке име­на суще­стви­тель­ные име­ют строй­ную систе­му изме­не­ния по паде­жам и чис­лам. Термином «падеж» назы­ва­ют спо­соб­ность имён суще­стви­тель­ных изме­нять свою началь­ную фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа на дру­гие паде­жи. В рус­ском язы­ке выде­ля­ют шесть паде­жей имён суще­стви­тель­ных.

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный (есть) кто? что?
Родительный (нет) кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кро­ме
Дательный (дать) кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, соглас­но
Винительный (вижу) кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный (дово­лен) кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный (думать) о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Что такое родительный падеж существительных?

Именительный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го назы­ва­ет пред­мет или лицо, кон­ста­ти­ру­ет его суще­ство­ва­ние в реаль­но­сти. По при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­но­му роду (муж­ско­му, жен­ско­му или сред­не­му) и падеж­ным окон­ча­ни­ям в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа все суще­стви­тель­ные при­над­ле­жат к пер­во­му, вто­ро­му или тре­тье­му скло­не­нию:

  • (кто?) стар­шина, тётя, (что?) рука, баня — пер­вое скло­не­ние,
  • (кто?) стро­и­тель , (что?) ствол , дерево — вто­рое скло­не­ние,
  • (кто?) дочь , (что?) брошь — тре­тье скло­не­ние.

За име­ни­тель­ным паде­жом, пря­мо назы­ва­ю­щим объ­ек­ты дей­стви­тель­но­сти, сле­ду­ет кос­вен­ный роди­тель­ный падеж.

Существительные в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа отве­ча­ют на вопро­сы кого? чего?

Чтобы обра­зо­вать фор­му роди­тель­но­го паде­жа, вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «нет» или «не было»:

  • хозя­ин — не было (кого?) хозя­ина,
  • зем­ля — нет (чего?) земли.

Родительный падеж имён существительных

Каждое суще­стви­тель­ное в зави­си­мо­сти от типа скло­не­ния, а так­же твёр­дой или мяг­кой осно­вы сло­ва име­ет харак­тер­ные падеж­ные окон­ча­ния в фор­мах роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Понаблюдаем:

1 скло­не­ние

  • р. п. не было (кого?) стар­шины — стар­шин
  • р. п. нет (кого?) тёти — тёть

2 скло­не­ние

  • р. п. не было (кого?) стро­и­теля — стро­и­телей
  • р. п. нет (чего?) ствола — стволов
  • р. п. нет (чего?) дерева — деревьев

3 скло­не­ние

  • р. п. голос (кого?) дочери — дочерей
  • р. п. нет (чего?) броши — брошей.

Часто воз­ни­ка­ют рече­вые ошиб­ки при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных сред­не­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -мя. В раз­го­вор­ной речи упо­треб­ля­ют­ся фор­мы: «нет вре­мя», » вождь пле­мя», «чело­век без имя». Следует учесть, что у раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ен-. В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа эти сло­ва име­ют окон­ча­ние -и.

Правильно:

  • вре­мя — нет вре­ме­ни,
  • пле­мя — вождь пле­ме­ни,
  • чело­век без име­ни.

Родительный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го, соче­та­ясь с дру­гим суще­стви­тель­ным, име­ет опре­де­ли­тель­ное зна­че­ние, обо­зна­ча­ю­щее при­над­леж­ность дру­го­му пред­ме­ту или лицу:

  • голос (чей?) мамы — мамин голос,
  • лапа (чья?) ели — ело­вая лапа,
  • сооб­ще­ние (чьё?) папы — папи­но сооб­ще­ние.

Родительный падеж имён существительных

Предлоги родительного падежа существительных

Родительный падеж име­ни суще­стви­тель­ных может быть обра­зо­ван с помо­щью непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных пред­ло­гов:

до, от, без, из, для, с, у, из-за, око­ло, мимо, вслед, воз­ле, кро­ме, вне, ради и пр.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние фор­мы роди­тель­но­го паде­жа, назы­ва­ю­щей объ­ект дей­ствия или его отсут­ствие, вре­мя, место и пр.

Примеры

  • остать­ся до втор­ни­ка,
  • отплыть от бере­га,
  • остать­ся без све­та,
  • капа­ет с вет­ки,
  • пока­зать­ся из-за дома,
  • рас­тет сре­ди поля,
  • прой­ти мимо зда­ния,
  • оста­но­вить­ся воз­ле калит­ки.

Варианты окончаний родительного падежа существительных

Существительные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла име­ют вари­ант­ные окон­ча­ния -а/-я или -у/-ю:

  • лож­ка мёда — хочет­ся мёду
  • ста­кан кипятка — дай­те кипятку
  • зубок чес­нока — поесть чес­ноку.

Формы роди­тель­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем -а/-я явля­ют­ся сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ны­ми. В лите­ра­тур­ной речи исполь­зу­ют­ся сло­ва с окон­ча­ни­ем -а/-я, при­чём в выбо­ре этой фор­мы име­ет зна­че­ние, если суще­стви­тель­ное упо­треб­ля­ет­ся с опре­де­ле­ни­ем:

  • ста­кан чая — ста­кан тёп­ло­го чая,
  • сугро­бы сне­га — сугро­бы пуши­сто­го сне­га,
  • струя воз­ду­ха — струя тёп­ло­го воз­ду­ха.

Существительные с окон­ча­ни­ем -у/-ю отли­ча­ют­ся раз­го­вор­ным харак­те­ром. Они упо­треб­ля­ют­ся в быто­вой речи в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

1. суще­стви­тель­ные с пред­ло­га­ми из, до, с, от

  • вый­ти из лесу,
  • осла­беть с голо­ду,
  • семь лет от роду,
  • прой­ти до дому,

2. при обо­зна­че­нии части от цело­го у веще­ствен­ных суще­стви­тель­ных

  • выпить лимо­на­ду,
  • долить кипят­ку,
  • пред­ло­жить чаю,
  • насы­пать пер­цу,
  • достать сыру,

3. суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным суф­фик­сом -к-

  • попро­бо­вать квас­ку,
  • поло­жить сахар­ку,
  • попро­бо­вать сыр­ку,
  • под­но­сить мед­ку,

4. отвле­чён­ные суще­стви­тель­ные с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем

  • мно­го шуму,
  • набол­тать вздо­ру,
  • наде­лать скан­да­лу,

5. во фра­зео­ло­ги­че­ских соче­та­ни­ях

  • при­пу­стить что было духу,
  • не до сме­ху,
  • с миру по нит­ке,
  • сбить с тол­ку.

Синтаксическая роль существительных родительного падежа

В пред­ло­же­нии суще­стви­тель­ные в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа чаще все­го выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль вто­ро­сте­пен­ных чле­нов:

  • допол­не­ния
  • несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния
  • обсто­я­тель­ства

В соста­ве неде­ли­мых соче­та­ний со сло­ва­ми более, менее, свы­ше, ряд, часть, боль­шин­ство, мень­шин­ство, мно­го, мало, сколь­ко, несколь­ко, столь­ко и пр., а так­же с чис­ли­тель­ны­ми фор­ма роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных явля­ет­ся под­ле­жа­щим.

Примеры

Мы не зна­ем (чего?) горя со спо­кой­ным малы­шом.

Ветка (чья?) клё­на сту­чит­ся мне в окно.

Дети выбе­жа­ли (отку­да?) из дверей шко­лы.

В лесу под дере­вья­ми еще лежит мно­го сне­га.

Двое рыба­ков сидят в лод­ке посре­ди озе­ра.

Пять котят весе­ло рез­ви­лись во дво­ре.

Большинство ребят согла­си­лись прий­ти на тре­ни­ров­ку зав­тра утром.

Меньшинство депу­та­тов про­го­ло­со­ва­ли про­тив про­ек­та.

Часть стра­ниц кни­ги ока­за­лась с каран­даш­ны­ми помет­ка­ми.

Свыше пяти­де­ся­ти озёр Тверской обла­сти при­вле­ка­ют тури­стов для отды­ха.

Видеоурок

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий