Родительный падеж — это грамматическая форма имен существительных, которая отвечает на вопросы кого? чего?
Узнаем, что такое родительный падеж имён существительных в русском языке, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в словосочетании и предложении. Приведем примеры существительных в форме родительного падежа.
В русском языке имена существительные имеют стройную систему изменения по падежам и числам. Термином «падеж» называют способность имён существительных изменять свою начальную форму именительного падежа на другие падежи. В русском языке выделяют шесть падежей имён существительных.
Именительный (есть) | кто? что? | |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Что такое родительный падеж существительных?
Именительный падеж имени существительного называет предмет или лицо, констатирует его существование в реальности. По принадлежности к определенному роду (мужскому, женскому или среднему) и падежным окончаниям в начальной форме именительного падежа все существительные принадлежат к первому, второму или третьему склонению:
- (кто?) старшина, тётя, (что?) рука, баня — первое склонение,
- (кто?) строитель , (что?) ствол , дерево — второе склонение,
- (кто?) дочь , (что?) брошь — третье склонение.
За именительным падежом, прямо называющим объекты действительности, следует косвенный родительный падеж.
Существительные в форме родительного падежа отвечают на вопросы кого? чего?
Чтобы образовать форму родительного падежа, воспользуемся словами-помощниками «нет» или «не было»:
- хозяин — не было (кого?) хозяина,
- земля — нет (чего?) земли.
Каждое существительное в зависимости от типа склонения, а также твёрдой или мягкой основы слова имеет характерные падежные окончания в формах родительного падежа единственного и множественного числа.
Понаблюдаем:
1 склонение
- р. п. не было (кого?) старшины — старшин
- р. п. нет (кого?) тёти — тёть
2 склонение
- р. п. не было (кого?) строителя — строителей
- р. п. нет (чего?) ствола — стволов
- р. п. нет (чего?) дерева — деревьев
3 склонение
- р. п. голос (кого?) дочери — дочерей
- р. п. нет (чего?) броши — брошей.
Часто возникают речевые ошибки при образовании формы родительного падежа разносклоняемых существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -мя. В разговорной речи употребляются формы: «нет время», » вождь племя», «человек без имя». Следует учесть, что у разносклоняемых существительных в косвенных падежах появляется формообразующий суффикс -ен-. В форме родительного падежа эти слова имеют окончание -и.
Правильно:
- время — нет времени,
- племя — вождь племени,
- человек без имени.
Родительный падеж имени существительного, сочетаясь с другим существительным, имеет определительное значение, обозначающее принадлежность другому предмету или лицу:
- голос (чей?) мамы — мамин голос,
- лапа (чья?) ели — еловая лапа,
- сообщение (чьё?) папы — папино сообщение.
Предлоги родительного падежа существительных
Родительный падеж имени существительных может быть образован с помощью непроизводных и производных предлогов:
до, от, без, из, для, с, у, из-за, около, мимо, вслед, возле, кроме, вне, ради и пр.
Предлоги уточняют значение формы родительного падежа, называющей объект действия или его отсутствие, время, место и пр.
Примеры
- остаться до вторника,
- отплыть от берега,
- остаться без света,
- капает с ветки,
- показаться из-за дома,
- растет среди поля,
- пройти мимо здания,
- остановиться возле калитки.
Варианты окончаний родительного падежа существительных
Существительные мужского рода второго склонения в форме родительного падежа единственного числа имеют вариантные окончания -а/-я или -у/-ю:
- ложка мёда — хочется мёду
- стакан кипятка — дайте кипятку
- зубок чеснока — поесть чесноку.
Формы родительного падежа с окончанием -а/-я являются стилистически нейтральными. В литературной речи используются слова с окончанием -а/-я, причём в выборе этой формы имеет значение, если существительное употребляется с определением:
- стакан чая — стакан тёплого чая,
- сугробы снега — сугробы пушистого снега,
- струя воздуха — струя тёплого воздуха.
Существительные с окончанием -у/-ю отличаются разговорным характером. Они употребляются в бытовой речи в следующих случаях:
1. существительные с предлогами из, до, с, от
- выйти из лесу,
- ослабеть с голоду,
- семь лет от роду,
- пройти до дому,
2. при обозначении части от целого у вещественных существительных
- выпить лимонаду,
- долить кипятку,
- предложить чаю,
- насыпать перцу,
- достать сыру,
3. существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом -к-
- попробовать кваску,
- положить сахарку,
- попробовать сырку,
- подносить медку,
4. отвлечённые существительные с количественным значением
- много шуму,
- наболтать вздору,
- наделать скандалу,
5. во фразеологических сочетаниях
- припустить что было духу,
- не до смеху,
- с миру по нитке,
- сбить с толку.
Синтаксическая роль существительных родительного падежа
В предложении существительные в форме родительного падежа чаще всего выполняют синтаксическую роль второстепенных членов:
- дополнения
- несогласованного определения
- обстоятельства
В составе неделимых сочетаний со словами более, менее, свыше, ряд, часть, большинство, меньшинство, много, мало, сколько, несколько, столько и пр., а также с числительными форма родительного падежа существительных является подлежащим.
Примеры
Мы не знаем (чего?) горя со спокойным малышом.
Ветка (чья?) клёна стучится мне в окно.
Дети выбежали (откуда?) из дверей школы.
В лесу под деревьями еще лежит много снега.
Двое рыбаков сидят в лодке посреди озера.
Пять котят весело резвились во дворе.
Большинство ребят согласились прийти на тренировку завтра утром.
Меньшинство депутатов проголосовали против проекта.
Часть страниц книги оказалась с карандашными пометками.
Свыше пятидесяти озёр Тверской области привлекают туристов для отдыха.