Словообразовательный разбор слова как делать, примеры

Словообразовательный раз­бор сло­ва — это ана­лиз, от како­го одно­ко­рен­но­го сло­ва оно обра­зо­ва­но и каким спо­со­бом.

Выясним, как делать сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор сло­ва и чем он отли­ча­ет­ся от мор­фем­но­го раз­бо­ра. Со сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным раз­бо­ром тес­но свя­за­ны поня­тия о непро­из­вод­ном и про­из­вод­ном сло­ве, о про­из­во­дя­щей осно­ве лек­сем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взгля­нуть на сло­вар­ный запас рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния его обра­зо­ва­ния, то ука­жем, что сло­ва быва­ют непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные.

Так, напри­мер, древ­ние сла­вяне соот­нес­ли свое поня­тие о види­мом над собой воз­душ­ном про­стран­стве голу­бо­го цве­та с соче­та­ни­ем зву­ков, оформ­лен­ным в сло­во «небо». А твер­дую поверх­ность, кото­рая нахо­дит­ся под нога­ми и кото­рую мож­но рас­па­хать и засе­ять зер­ном, назва­ли сло­вом «зем­ля». Эти пер­вич­ные сло­ва, воз­ник­шие в древ­не­рус­ском язы­ке, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке явля­ют­ся непро­из­вод­ны­ми. Они отли­ча­ют­ся про­сто­той мор­фем­но­го стро­е­ния и состо­ят толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния:

  • небо — корень/окончание,
  • земля — корень/окончание,
  • рука — корень/окончание,
  • голова — корень/окончание.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся базой для воз­ник­но­ве­ния новых слов, обра­зо­ван­ных от них с помо­щью одной, реже двух или трех мор­фем:

  • при­став­ки
  • суф­фик­са
  • при­став­ки и суф­фик­са,
  • пост­фик­са

и т. д.

Понаблюдаем:

  • небе­са → поднебесный,
  • зем­ля → земляной → зем­лянка,
  • вла­га → влажный → увлажнить,
  • близ­кий → приблизить → при­бли­зиться.

ОпределениеНовое сло­во, обра­зо­ван­ное от одно­ко­рен­но­го сло­ва с помо­щью одной или более мор­фем, назы­ва­ет­ся про­из­вод­ным.

Производные сло­ва явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Их лек­си­че­ское зна­че­ние мож­но опре­де­лить, опи­ра­ясь на исход­ное сло­во:

  • петь → запеть (начать петь),
  • крас­ный → крас­но­ва­тый (слег­ка крас­ный).

Производящая основа слова

В сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет про­из­во­дя­щая осно­ва исход­но­го сло­ва, кото­рую полу­чим, если не будем при­ни­мать во вни­ма­ние сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние:

  • чёрный → чернота,
  • рука → ручной,
  • красный → краснеть.

ОпределениеОснова сло­ва, на базе кото­ро­го с помо­щью аффик­сов обра­зо­ва­но новое про­из­вод­ное сло­во, назы­ва­ет­ся про­из­во­дя­щей. Основа про­из­вод­но­го одно­ко­рен­но­го сло­ва явля­ет­ся про­из­вод­ной.

Отметим, что в осно­ву слов не вклю­ча­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

Каждое новое сло­во отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го более слож­ным мор­фем­ным соста­вом. Морфемы, как бусин­ки, нани­зы­ва­ют­ся посте­пен­но на про­из­во­дя­щую осно­ву сло­ва. Если соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку, то мож­но нагляд­но убе­дить­ся в этом:

вина → виновный → виновность

Каждое преды­ду­щее сло­во явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для после­ду­ю­ще­го:

  • вина → виновный,
  • виновный → виновность.

В нашем при­ме­ре вто­рая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара ука­жет, что про­из­вод­ное при­ла­га­тель­ное «винов­ный» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для суще­стви­тель­но­го «винов­ность». Его про­из­во­дя­щая осно­ва ста­ла более слож­ной по срав­не­нию с исход­ным сло­вом «вина».

Производящими могут быть как непро­из­вод­ные, так и про­из­вод­ные одно­ко­рен­ные сло­ва.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру сло­ва.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го сло­ва.

Понаблюдаем:

  • ходить → приходить
  • при­хо­дить → при­ход

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной мор­фе­мой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лек­се­мы.

Способы обра­зо­ва­ния словПримеры

1. Приставочный

текст → подтекст гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна пахать → пахота сотво­рить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный долгий → задолго дом → надомник

4. Бессуффиксальный

отды­хать → отдых зеленый → зелень супруг → супру­га

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь что → что-то где → где-либо

6. Сложение: 1) двух основ

2) двух основ + суф­фикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или зву­ков

пожар, опасный → пожа­ро­опас­ный диван, кро­вать → диван-кровать канат, ходить → кана­то­ходец море, пла­вать → море­пла­ватель специаль­ный корреспон­дент → спец­кор МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый

8. Переход из одной части речи в дру­гую

заго­ра­ю­щие (сущ.) заго­ра­ю­щие (прич.) люди, про­хо­жий (сущ.) про­хо­жий (прил.) чело­век

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход, (ходить → при­хо­дить → при­ход),
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → при­ми­ре­ние),
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холод­но­ва­тый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся невер­но.

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве сло­ва.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор.

Словообразовательный разбор слова - как делать, примеры

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его мор­фе­мы:

монетка — корень/суффикс/окончание

монеткой — корень/суффикс/окончание.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную фор­му.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го сло­ва.

Монета → монетка.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го «моне­та».

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над сло­вом.

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли2 арти­сты цир­ка.

  • Приехали — н. ф. при­е­хать,
  • при­е­хать — осно­ва приеха-.
  • ехать → при­е­хать ,
  • ехать — про­из­во­дя­щая осно­ва еха-.
  • при- + ехать = приехать,
  • при­ста­воч­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.
  • Пример 2

    На зем­ля­нич­ной2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

  • зем­ля­нич­ной — н. ф. зем­ля­нич­ный,
  • зем­ля­ничный — осно­ва земляничн-
  • зем­ля­ни­ка → зем­ля­нич­ный,
  • зем­ля­ника — осно­ва земляник-,
  • зем­ля­ника + -н- = зем­ля­нич­ный,
  • суф­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.
  • Пример 3

    Хочется уде­ся­те­рить2 свои силы.

  • Удесятерить,
  • уде­ся­те­рить — осно­ва удесятери-,
  • десять → деся­те­ро → уде­ся­те­рить,
  • деся­теро — осно­ва десятер-,
  • у— десятер-и-ть,
  • приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния.
  • Оцените статью
    exam-ans.ru
    Добавить комментарий