Сложное предложение – разновидность синтаксической конструкции в русском языке.
- Что такое синтаксические конструкции
- Виды сложных предложений
- Союзное предложение
- Сложносочинённые предложения
- Соединительные
- Противительные
- Разделительные
- Сопоставительные
- Присоединительные
- Пояснительная
- Сложноподчинённые предложения
- Бессоюзные предложения
- Сложные предложения с разными видами связи
- Как определить сложное предложение
Что такое синтаксические конструкции
К синтаксическим единицам относятся:
- словосочетание (идёт по дороге, бурная река, внимательно осмотреться),
- предложение:
- простое (Утро. Светает. Из-за горизонта показался краешек солнца.),
- сложное (Конь взвился на дыбы, но наездник крепко держался в седле. Когда спектакль закончился, зрители не спешили расходиться.).
Предложение определяется по:
- наличию грамматической основы (в сложном – основ),
- интонации завершённости,
- смысловой цельности.
Виды сложных предложений
Сложная конструкция, как видно из названия, состоит (сложена) из простых, которые объединены в одно целое при помощи:
- смысла,
- интонации,
- союзов и союзных слов.
Комбинацией использованных связующих элементов и взаимоотношениями между частями определяется вид.
Бессоюзные конструкции связаны при помощи первых двух из перечисленных связующих элементов, союзные используют все три.
- Хлынул дождь, и по дорогам побежали водяные струи. (Сложносоч., между частями сочинит. союз.)
- Лыжный поход состоится, если погода не испортится. (Сложноподч., союз подчинит.)
- Михаил Петрович расположился в кресле поудобнее: трансляция футбольного матча должна была начаться с минуты на минуту. (Бессоюзн.)
Союзное предложение
В союзных конструкциях части, входящие в их состав, связываются при помощи союзов (союзных слов). Тип связующего слова и взаимоотношения между частями определяют принадлежность высказывания к сочинённым или подчинённым.
Сложносочинённые предложения
Компоненты, входящие в состав сочинённого предложения, соединяются на равноправной основе, то есть не зависят друг от друга. Союз в этом случае не принадлежит ни к одной из частей и относится к сочинительным.
- Поднимитесь в салон и не препятствуйте закрытию дверей, или автобус никуда не пойдёт.
- Солнце палило немилосердно, и листья на деревьях безжизненно повисли.
В зависимости от взаимоотношений связываемых частей сочинительные союзы подразделяются на группы.
Соединительные
Соединительные – выражают перечислительный характер отношений. Используются, если перечисляемые события происходят в одно и то же время или следуют друг за другом.
- Автомобили сигналили, и водители сердито жестикулировали. (Одновременность.)
- Розовая полоска погасла на горизонте, и над озером воцарилась тьма. (Последовательность.)
Противительные
Противительные – указывают на противопоставление происходящих событий друг другу, их противоречие.
- Кот второй час сидел перед клеткой, но попугай будто не замечал его.
- Дом требовал ремонта, зато сад поражал великолепием.
Разделительные
Разделительные – применяются для выражения взаимоисключающего характера компонентов, выбора между ними или чередования.
- Не то руководитель невнятно объяснил, не то подчинённый невнимательно слушал.
- Поторопитесь на посадку, или самолёт улетит без вас.
Сопоставительные
В рамках программы средней школы сопоставительные не выделяют в отдельную группу, а относят к соединительным. Альтернативные исследования рассматривают в качестве сопоставительных двухчастные союзы, несовпадающие части которых предшествуют каждая одному из связываемых элементов.
- Не только соседи отказались от общения со вздорной старухой, но даже родственники старались пореже иметь с ней дело.
- Как огород нуждался в ежедневной заботе, так и живность требовала неусыпного внимания.
Присоединительные
К соединительным традиционная лингвистика относит и присоединительные союзы, с помощью которых вводится дополнительная информация.
- Работники устали, да и строительные материалы закончились.
- Друзья поссорились, причём каждый считал себя правым.
Пояснительная
Также в школьном курсе не затрагивается пояснительная разновидность, но эта группа используется для присоединения не частей сложного предложения, а пояснений и уточнений в пределах простого.
Сложноподчинённые предложения
В сложноподчинённых конструкциях зависимая (придаточная) часть подчинена главной. Характер подчинения выражается при помощи связующего элемента. В этой роли выступают ещё и союзные слова, то есть значимые части речи (местоимения, наречия), выполняющие также функцию главного или второстепенного члена в высказывании. По этой причине соединительные слова входят в придаточную часть.
Место придаточной части в составе высказывания варьируется: она может располагаться впереди главной, после и даже в середине.
- Если брат не появится в течение получаса, сядем обедать без него.
- Дети вышли на прогулку, когда дождь прошёл.
- В деревне, к которой привела дорога, все уже спали.
Тип придаточного определяется характером его отношения к главному.
Тип | Вопросы | От чего задаются | Примеры | |
Изъяснительное | Дополнений | От слов со значением речи, мысли или чувства. | Бабушка ждала, что внуков привезут на дачу на выходные. | |
Определительное | Определений | От существительного. | Андрей подошёл к скамейке, на которой сидела Нина. | |
Местоименно-определительное | Те же | От местоимения, заменяющего существительное. | Кто добирался до вершины, тому открывался потрясающий вид. | |
Обстоятельственные | образа действия и степени | Как? Каким образом? В какой мере? | От глагола или слов со значением признака. | Река блестит на солнце так, что больно смотреть. |
места | Где? Куда? Откуда? | От всего главного. | Юрий отправился туда, откуда доносились звуки музыки. | |
времени | Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? | Как только родители вышли из комнаты, дети принялись шептаться. | ||
причины | Почему? | Мать не знала о приезде сына, потому что письмо не дошло. | ||
цели | Зачем? | Птицы ловят насекомых, чтобы прокормить птенцов. | ||
уступки | Вопреки чему? | Женщина молчала, хотя к ней обратились с вопросом. | ||
сравнения | Как? (Подобно чему?) | Дождь обрушился внезапно, словно молния прорвала тучу. | ||
условия | При каком условии? | Если автобус отменят, пойдём пешком. | ||
следствия | Вопрос не задаётся, значение следствия, результата. | ____ | Старики не услышали стука калитки, так что появление соседки стало для них неожиданностью. | |
присоединительные | Вопрос не задаётся, значение – дополнительная информация. | ____ | Характер у Марии жизнерадостный, что мешает ей долго предаваться печали. |
Бессоюзные предложения
Если связь между частями только смысловая и интонационная, без использования связующих слов, то такое предложение носит название бессоюзного. В отличие от двух предшествующих видов, где составные элементы конструкции разделяются запятой, здесь знаки препинания более разнообразны.
Знак препинания | Примеры | |
Запятая ставится в случае, если между составляющими тесная смысловая связь, а сами они ограничены по объёму и не имеют внутри обособляющих знаков. | Ручей журчал, лес шелестел в ответ. | |
Точка с запятой разделяет распространённые части, внутри которых есть запятые. | Щенок, испуганный внезапным нападением, забился под крыльцо. Кошка уселась на ступеньку, с видом победительницы поглядывая по сторонам. | |
Двоеточие используется перед разъяснением, конкретизацией предшествующей информации: | После глаголов со значением мысли, восприятия или чувства. | Пловец ощутил: холодная струя хлестнула по ногам. |
При возможности добавления перед знаком препинания слов «и увидел (услышал, почувствовал, понял и пр.)». | Алексей поднял глаза: высоко в небе плыл журавлиный клин. | |
Вторая часть вопросительная, а первая нет. | Растолкуйте мне: задача решается методом подстановки? | |
После знака раскрывается содержание предыдущего фрагмента или суть входящих в него слов «такой», «одно», «следующее» и пр. | Эксперимент доказал одно: в лабораторных условиях корректный результат получить невозможно. | |
Знак предшествует причине, обоснованию сказанного. | Девочка расстроена: любимая кукла сломалась. | |
Тире разделяет элементы, второй из которых имеет значение: | События, резко сменившего предыдущее. | Раздался треск ломающихся досок – контейнер оказался в воде. |
Условия или времени. | На пригорках сошёл снег – пробились первые травинки. | |
Вывода, следствия. | Трубу прорвало – три этажа залито. | |
Образца для сравнения. | Птица запела – серебряный колокольчик зазвенел. |
Сложные предложения с разными видами связи
В сложных предложениях, включающих более двух простых, взаимодействие между ними строится на основе любых из перечисленных типов связи.
- Когда автомобиль повернул на перекрёстке, улица впереди оказалась запружена транспортом, и стало ясно, что прибыть на торжество вовремя супруги не успеют.
Конструкция содержит четыре части, из которых вторая с третьей связаны союзной сочинительной связью, первая подчинена второй и представляет собой обстоятельственное придаточное времени, а четвёртая подчиняется третьей в качестве придаточного изъяснительного.
Как определить сложное предложение
Отличительный признак предложения – наличие грамматической основы, а в сложном – основ. Поэтому первый этап определения предложения заключается в поиске главных членов.
- В просвете между облаками показалась полная луна. (Одна основа, простое.)
- Белка перепрыгнула на соседнее дерево, и с ветки посыпались чешуйки коры. (Две основы, сложное.)
Если конструкция сложная, следующий этап определения – установление количества частей и выяснение, чем они соединяются.
- Собрание закончилось поздно, на тёмной улице гулял холодный ветер, и усталые сотрудники, которых дома дожидались семьи, с неохотой выбирались за проходную.
- 1 часть – собрание закончилось,
- 2 – ветер гулял,
- 3 – сотрудники выбирались,
- 4 – семьи дожидались.
- 1 и 2 разделены точкой с запятой и не имеют между собой связующего слова – связь бессоюзная.
- 2 и 3 равноправны, соединяются соединительным союзом и – сочинительная.
- 4, находящаяся внутри 3, присоединена союзным словом которых – подчинительная.
Результат определения: предложение сложное, с использованием всех трёх видов связи.