Составное глагольное сказуемое это Примеры предложений

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть состав­ным гла­голь­ным. Оно скла­ды­ва­ет­ся из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки со стёр­тым лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и инфи­ни­ти­ва. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым.

Рассмотрим более подроб­но ком­по­нен­ты состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, кото­рое усло­вим­ся далее обо­зна­чать аббре­ви­а­ту­рой СГС.

Глагол-связка в составном глагольном сказуемом

Необходимым ком­по­нен­том СГС явля­ет­ся вспо­мо­га­тель­ный гла­гол, или глагол-связка.

Глагол-связка не обла­да­ет пол­но­цен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а может выра­жать нача­ло дей­ствия (начать, стать, при­нять­ся, пустить­ся, бро­сить­ся, кинуть­ся и пр.), его про­дол­же­ние (про­дол­жать, остать­ся) или окон­ча­ние (кон­чить, пере­стать, бро­сить, окон­чить, закон­чить, закон­чить­ся и пр.), напри­мер:

С само­го утра начал накра­пы­вать мел­кий осен­ний дождь.

Уже вто­рые сут­ки про­дол­жал буше­вать на море шторм.

Мастер закон­чил поли­ро­вать дере­вян­ную шка­тул­ку.

В каче­стве связ­ки могут высту­пать

а) гла­го­лы со зна­че­ни­ем жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния

Примеры:хотеть, желать, стре­мить­ся, ста­рать­ся, решить, меч­тать, любить, брать­ся, пытать­ся, про­бо­вать, согла­сить­ся, наме­ре­вать­ся

  • хотел научить­ся,
  • стре­мил­ся уехать,
  • решил остать­ся,

б) модаль­ные гла­го­лы, выра­жа­ю­щие спо­соб­ность или неспо­соб­ность к дей­ствию

Примеры:мочь, суметь, научить­ся, разу­чить­ся, устать, успеть и пр.

  • могу объ­яс­нить,
  • устал повто­рять,
  • успел вер­нуть­ся,

в) неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы

Примеры:сто­ит, сто­и­ло, при­хо­дит­ся, сле­ду­ет, уда­ет­ся

  • сто­ит узнать,
  • при­хо­дит­ся спе­шить,
  • сле­ду­ет отве­тить.

Чем выражается связка в составном глагольном сказуемом?

В каче­стве вспо­мо­га­тель­ной части состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го могут исполь­зо­вать­ся сло­ва дру­гих частей речи:

1) крат­кие име­на при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её, но с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем

Примеры:наме­рен, дол­жен, готов, рад, горазд, спо­со­бен, волен

  • дол­жен рас­ска­зать,
  • рад позна­ко­мить­ся,
  • готов помочь,

2) име­на суще­стви­тель­ные

Примеры:мастер, масте­ри­ца, охот­ник, охот­ни­ца, люби­тель, люби­тель­ни­ца

  • мастер бала­гу­рить,
  • охот­ни­ца сплет­ни­чать,
  • люби­тель­ни­ца побол­тать,

3) сло­ва кате­го­рии состо­я­ния

Примеры:мож­но, нель­зя, надо

  • мож­но позво­нить,
  • нель­зя опаз­ды­вать,
  • надо успеть,

Дополнительный мате­ри­алУзнаем о состав­ном имен­ном и про­стом гла­голь­ном ска­зу­е­мом.

Составное глагольное сказуемое - это... Примеры предложений

Примеры предложений из художественной литературы

Мало-помалу сол­неч­ные лучи навер­ху елей нача­ли нагре­вать ело­вые шиш­ки (М. Пришвин).

Девушки ско­ро пере­ста­ли стес­нять­ся (К. Паустовский).

Свою посты­лую сво­бо­ду я поте­рять не захо­тел (А.Пушкин).

Признаюсь, я не желаю с вами позна­ко­мить­ся (М.Лермонтов).

Уж не моло­дость ли хочет вер­нуть­ся ко мне опять (М.Лермонтов).

Каждый день мы можем проснуть­ся в огне (Н. Островский).

Густой снег стал валить сплош­ной мок­рой лави­ной (Кожевников).

Гудок про­дол­жал реветь (Н. Островский).

Никто на све­те не уме­ет луч­ше нас сме­ять­ся и любить (В. Лебедев-Кумач).

Она ста­ра­лась отда­лить сколь­ко воз­мож­но мину­ту объ­яс­не­ния (Л. Толстой).

Я хочу пока­зать вам свою рабо­ту (К. Паустовский).

Сложные случаи выражения СГС

К СГС отно­сят­ся и такие, в соста­ве кото­рых вме­сто спря­га­е­мо­го модаль­но­го гла­го­ла высту­па­ют устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния гла­голь­но­го харак­те­ра, кото­рые скла­ды­ва­ют­ся из модаль­но­го гла­го­ла и суще­стви­тель­но­го, напри­мер:

  • имел наме­ре­ние = наме­ре­вал­ся,
  • горел жела­ни­ем = желал,
  • терял надеж­ду = не наде­ял­ся.

Он имел наме­ре­ние встре­тить мать на вок­за­ле.

Девушка не теря­ла надеж­ду успеш­но сдать всту­пи­тель­ные экза­ме­ны.

Незнакомец сде­лал уси­лие улыб­нуть­ся, но это у него не полу­чи­лось.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое может содер­жать во вто­рой части неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние с инфи­ни­ти­вом, напри­мер:

Парень не мог поте­рять надеж­ду = Парень не мог наде­ять­ся.

Спортсмен меч­тал одер­жать побе­ду на Олимпиаде = Спортсмен меч­тал побе­дить на Олимпиаде.

Составное глагольное сказуемое - это... Примеры предложений

Отличие СГС от синтаксической функции инфинитива

1. Научимся отли­чать состав­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое от тех слу­ча­ев, когда инфи­ни­тив не обра­зу­ет слож­но­го ска­зу­е­мо­го, а явля­ет­ся кос­вен­ным допол­не­ни­ем. В таких пред­ло­же­ни­ях при­сут­ству­ет субъ­ект дей­ствия, кото­рый выпол­ня­ет основ­ное дей­ствие, выра­жен­ное спря­га­е­мой фор­мой гла­го­ла, и объ­ект, кото­ро­му при­над­ле­жит дей­ствие, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, напри­мер:

Режиссер про­сил подой­ти нас бли­же к рам­пе.

Режиссер про­сил нас о чём? Чтобы мы подо­шли к рам­пе.

Режиссер про­сит, а подой­дем мы.

Субъект — режис­сер, кото­рый про­сит, объ­ект — мы, кото­рые подой­дут.

Каждому при­над­ле­жит свое дей­ствие. В этом пред­ло­же­нии нет СГС. Сказуемое явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным.

Режиссер про­сил (о чём?) подой­ти (кого?) нас бли­же к рам­пе.

Аналогичные при­ме­ры:

Нас про­си­ли (о чём?) вер­нуть кни­ги в биб­лио­те­ку вовре­мя.

Он заста­вил (кого?) нас (что?) повто­рить урок.

2. Не отно­сит­ся к состав­но­му гла­голь­но­му ска­зу­е­мо­му ком­би­на­ции, выра­жен­ные гла­го­лом дви­же­ния и инфи­ни­ти­вом, обо­зна­ча­ю­щим его цель:

Мы пой­дем на луг (с какой целью?) собрать букет рома­шек.

Он вер­нул­ся (с какой целью?) узнать, когда состо­ит­ся кон­церт в клу­бе.

Дополнительный мате­ри­алУзнаем более подроб­но о син­так­си­че­ской роли инфи­ни­ти­ва.

Видеоурок

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий