Совершенный и несовершенный вид глагола как определить, таблица, примеры

Узнаем что такое совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид гла­го­ла. Приведем при­ме­ры гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Укажем видо­вые пары гла­го­лов, име­ю­щих раз­ные кор­ни.

Речь пой­дет о гла­го­ле и об одной из его посто­ян­ных харак­те­ри­стик — о грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида.

Прежде вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся гла­го­ла­ми.

Глагол — часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние как про­цесс (дви­же­ние и пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, физи­че­ское и душев­ное состо­я­ние чело­ве­ка, изме­не­ние состо­я­ния и пр.) и выра­жа­ю­щее это зна­че­ние при помо­щи кате­го­рий вида, зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица.

Глаголы отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что сде­лать? что делал? что сде­лал? что дела­ют? что будет делать? и пр. Например:

  • что дела­ет? рису­ет,
  • что сде­лал? нари­со­вал,
  • что будет делать? нари­су­ет.

Что такое вид глагола?

Категория вида явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской грам­ма­ти­че­ской харак­те­ри­сти­кой слов этой части речи.

Вид гла­го­ла — кате­го­рия, пока­зы­ва­ю­щая харак­тер про­те­ка­ния дей­ствия во вре­ме­ни, выра­жа­ю­щая отно­ше­ние дей­ствия к его внут­рен­не­му пре­де­лу, огра­ни­чен­ность или неогра­ни­чен­ность дей­ствия.

Каждая гла­голь­ная фор­ма обя­за­тель­но обла­да­ет видом. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют у гла­го­лов два вида:

  • совер­шен­ный вид,
  • несо­вер­шен­ный вид.

Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры

Глаголы совершенного вида

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что сде­лать? Они назы­ва­ют

  • дей­ствие, огра­ни­чен­ное пре­де­лом в какой-либо момент его осу­ществ­ле­ния,
  • обо­зна­ча­ют резуль­тат, закон­чен­ность все­го дей­ствия или его фазы.

Например:

  • что сде­лать? родить, бро­сить, купить,
  • что сде­лать? обо­зна­чить, отве­тить, упро­стить.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва обо­зна­ча­ют

  • дей­ствие в про­тя­жен­но­сти, без ука­за­ния на его пре­дел,
  • неза­кон­чен­ность дей­ствия.
  • Например:

    • что делать? учить, кра­сить, бегать, капать,
    • что делать? нести, полз­ти.

    Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры

    Как определить вид глагола

    Первый способ — вопрос

    Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

    Летать, рису­ет, выби­ра­ли.

    Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

    Вернуться, напи­шет, при­шли.

    Второй способ — слово «буду»

    • К гла­го­лам несо­вер­шен­но­го вида мож­но под­ста­вить сло­во «буду», напри­мер: «петь» — «буду петь» (несо­вер­шен­ный вид).
    • К гла­го­лам совер­шен­но­го вида сло­во «буду» под­ста­вить нель­зя, напри­мер: «спеть» — нель­зя ска­зать «буду спеть» (совер­шен­ный вид).

    Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

    Многие одно­ко­рен­ные гла­го­лы рус­ско­го язы­ка име­ют одно и то же лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем вида, напри­мер:

    (что сде­лать?) решить — (что делать?) решать.

    Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми:

    1. суф­фик­са­ми

    • бросить — бросать,
    • кончить — кончать,
    • встретить — встречать,
    • обидеть — обижать,
    • сосре­до­точить — сосре­до­точивать,
    • при­урочить — при­урочивать,
    • упол­но­мочить — упол­но­мочивать,
    • достигнуть — достигать,

    2. при­став­ка­ми

    • гото­вить — пригото­вить,
    • брать — собрать,
    • гнать — выгнать,
    • звать — назвать,
    • рабо­тать — перерабо­тать,
    • моро­зить — подморо­зить.

    Таблица

    НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИДСОВЕРШЕННЫЙ ВИД
    слу­шать послу­шать
    читать про­чи­тать
    писать напи­сать
    пить выпить
    гото­вить при­го­то­вить

    Отдельные видо­вые пары могут раз­ли­чать­ся толь­ко уда­ре­ни­ем, напри­мер:

    • разре́зать — разреза́ть,
    • засы́пать — засыпа́ть,
    • отре́зать — отреза́ть.

    При обра­зо­ва­нии гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида может про­ис­хо­дить в корне чере­до­ва­ние соглас­ных и глас­ных, напри­мер:

    • опоздать — опазды­вать,
    • стереть — стирать:
    • вздохнуть — вздыхать,
    • изложить — излагать,
    • утомить — утомлять,
    • защитить — защищать,
    • упросить — упрашивать.

    Упомянем видо­вые пары гла­го­лов, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся кор­ня­ми (суп­пле­ти­визм):

    • (что делать?) ловить — (что сде­лать?) пой­мать (невер­но: спой­мать),
    • поло­жить — класть,
    • вкла­ды­вать — вло­жить,
    • накла­ды­вать — нало­жить (повяз­ку),
    • брать — взять,
    • искать — най­ти.

    Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:

    • (что сде­лать?) гря­нуть,
    • очу­тить­ся,
    • (что делать?) при­сут­ство­вать,
    • сожа­леть.

    Двувидовые гла­го­лы могут обо­зна­чать как закон­чен­ное дей­ствие, так и дей­ствие в про­тя­жен­но­сти в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста:

    • ранить,
    • мол­вить,
    • кре­стить,
    • обе­щать,
    • воз­дей­ство­вать,
    • исполь­зо­вать,
    • ата­ко­вать и пр.

    Видеоурок

    Оцените статью
    exam-ans.ru
    Добавить комментарий