Узнаем что такое совершенный и несовершенный вид глагола. Приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида. Укажем видовые пары глаголов, имеющих разные корни.
Речь пойдет о глаголе и об одной из его постоянных характеристик — о грамматической категории вида.
Прежде вспомним, какие слова называются глаголами.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс (движение и перемещение в пространстве, физическое и душевное состояние человека, изменение состояния и пр.) и выражающее это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать? и пр. Например:
- что делает? рисует,
- что сделал? нарисовал,
- что будет делать? нарисует.
Что такое вид глагола?
Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи.
Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, ограниченность или неограниченность действия.
Каждая глагольная форма обязательно обладает видом. В русской морфологии различают у глаголов два вида:
- совершенный вид,
- несовершенный вид.
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они называют
- действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления,
- обозначают результат, законченность всего действия или его фазы.
Например:
- что сделать? родить, бросить, купить,
- что сделать? обозначить, ответить, упростить.
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Эти слова обозначают
Например:
- что делать? учить, красить, бегать, капать,
- что делать? нести, ползти.
Как определить вид глагола
Первый способ — вопрос
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.
Летать, рисует, выбирали.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.
Вернуться, напишет, пришли.
Второй способ — слово «буду»
- К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду», например: «петь» — «буду петь» (несовершенный вид).
- К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя, например: «спеть» — нельзя сказать «буду спеть» (совершенный вид).
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например:
(что сделать?) решить — (что делать?) решать.
Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:
1. суффиксами
- бросить — бросать,
- кончить — кончать,
- встретить — встречать,
- обидеть — обижать,
- сосредоточить — сосредоточивать,
- приурочить — приурочивать,
- уполномочить — уполномочивать,
- достигнуть — достигать,
2. приставками
- готовить — приготовить,
- брать — собрать,
- гнать — выгнать,
- звать — назвать,
- работать — переработать,
- морозить — подморозить.
Таблица
слушать | послушать |
читать | прочитать |
писать | написать |
пить | выпить |
готовить | приготовить |
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением, например:
- разре́зать — разреза́ть,
- засы́пать — засыпа́ть,
- отре́зать — отреза́ть.
При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:
- опоздать — опаздывать,
- стереть — стирать:
- вздохнуть — вздыхать,
- изложить — излагать,
- утомить — утомлять,
- защитить — защищать,
- упросить — упрашивать.
Упомянем видовые пары глаголов, различающиеся корнями (супплетивизм):
- (что делать?) ловить — (что сделать?) поймать (неверно: споймать),
- положить — класть,
- вкладывать — вложить,
- накладывать — наложить (повязку),
- брать — взять,
- искать — найти.
Отметим, что существуют одновидовые глаголы совершенного или несовершенного вида:
- (что сделать?) грянуть,
- очутиться,
- (что делать?) присутствовать,
- сожалеть.
Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности в зависимости от контекста:
- ранить,
- молвить,
- крестить,
- обещать,
- воздействовать,
- использовать,
- атаковать и пр.
Видеоурок