Союзы – это категория служебных слов, наряду с частицами и предлогами.
Термин союз русского происхождения, и в нём заключена отсылка к роли, выполняемой в языке этой частью речи. Приставка со- имеет значение совместности, объединения. Корень же состоит в родстве со словами узы, узел, то есть тоже указывает на наличие связи. И функция союзов в языке – соединение между собой синтаксических элементов:
- членов предложения,
- простых предложений в составе сложного,
- элементов текста – от фраз до абзацев.
Союзы подразделяются на виды в зависимости от характеристик.
По составу
Состав предполагает деление на две разновидности:
- простые, включающие в себя одно слово,
- К чаю купим конфет или печенья.
- составные, из наименования которых следует, что они представляют собой сочетание слов.
- Студент опоздал на лекцию, потому что проспал.
По происхождению
В соответствии со способом образования выделяются два типа связующих слов:
- непроизводные, возникшие в языке сразу как союзы (второе название – первообразные),
- Автомобиль рванул с места и скрылся за углом.
- Дождь уже закончился, но небо ещё затянуто тучами.
- производные, образовавшиеся из слов, относившихся как к самостоятельным, так и к служебным.
- Собачонка была невелика, зато отважна.
- Ветер завывал и ломился в ставни, как будто живое существо просилось в дом.
Первый тип включает в себя простые по составу элементы. Второй – и простые, и составные.
По времени происхождения первыми появились в языке непроизводные, за ними производные простые. Группа составных возникла последней и продолжает пополняться.
По способам использования
По возможностям использования в предложениях союзы подразделяются на три типа:
- одиночные – состоят из одного элемента (в том числе составного), расположенного внутри синтаксической конструкции перед одной из связуемых единиц,
- Начали распускаться листья на берёзе, черёмухе и клёне. (Перед последним из однородных.)
- С берега в воду бросили конец каната, чтобы упавший мог за него ухватиться. (Присоединена вторая, придаточная часть.)
- двойные включают в себя конструкции, состоящие из двух связанных, но неодинаковых элементов, каждый из которых располагается перед одним из двух однородных членов или одной из частей сложного предложения,
- На проходной сотрудники предъявляют как пропуск, так и паспорт.
- Чем сильнее билась и тянула леску рыба, тем настойчивее противостоял ей рыбак.
- повторяющиеся – отличаются от предыдущей группы тем, что их составляющие одинаковы и употребляются перед каждым компонентом перечислительного ряда, даже если их не два, а больше.
- В лесу что-то затрещало: не то зверь прошёл, не то дерево от мороза лопнуло, не то ветка обломилась под тяжестью снега.
- Не слышно ни шороха, ни скрипа, ни голосов – ни единого звука.
По значению
Будучи служебной частью речи, союзы не принадлежат ни к главным, ни к второстепенным членам предложения и не подчёркиваются при разборе. Их роль в составе фразы или текста заключается в выражении отношений между соединяемыми фрагментами.
Синтаксические и лексические единицы соединяются в речи двумя способами: на основе равноправия и на основе подчинения. Тип соединения выражается в том числе с помощью используемого союза. По характеру выражаемых отношений, таким образом, союзы подразделяются на две группы.
- Сочини́тельные, используемые при передаче равноправных отношений между компонентами конструкции.
- Подчини́тельные, выражающие подчинение одних синтаксических единиц другим.
Сочинительные союзы
В русском языке выделяется от трёх до шести типов сочинительных союзов. Традиционная лингвистика, на которой основывается школьная программа, говорит о трёх.
Тип | Взаимоотношения соединяемых элементов | Примеры |
Соединительные | Присутствуют одновременно либо сменяют друг друга последовательно. | Мать не произнесла ни слова, дети тоже молчали. Последняя звезда на светлеющем небе блеснула и погасла. |
Разделительные | Исключают друг друга, требуя выбора или чередования. | На улице дождь, надень плащ или возьми зонтик. Ребёнок то замолкал ненадолго, то вновь принимался плакать. |
Противительные | Противоречат один другому, существуют вопреки друг другу. | На обед подали не пельмени, а пюре с котлетами. Левая дверца письменного стола распахивалась сама, зато правая застряла и не открывалась. |
Альтернативные классификации выделяют дополнительно:
- Сопоставительные (градационные) – рассматриваются в школьном курсе в составе группы соединительных. По мнению сторонников выделения их в отдельный разряд, их отличительная черта – структурная принадлежность к категории двойных.
- Ольга пела не столько хорошо, сколько старательно.
- Пассажиры заполнили как верхний вестибюль станции метро, так и платформы.
- Пояснительные – остаются за рамками программы средней школы. Их узкая функция – присоединение уточняющих и поясняющих конструкций.
- Для длительного похода выбирайте удобную обувь, а именно кроссовки.
- Своевременному выполнению работы поспособствовало привлечение дополнительных сил, то есть вызов на рабочие места отпускников.
- Присоединительные – также вызывают среди лингвистов дискуссии о правомерности выделения их в отдельную группу или отнесения к соединительным. Используются при введении в предложение дополнительных сведений.
- Брат затеял писать книгу, причём сразу роман.
- Спать уже не хотелось, да и за дела пора было браться.
Подчинительные союзы
Классификация этого разряда строится на выражаемом значении, которое приобретает зависимая часть по отношению к главной.
Изъяснительные присоединяют придаточное предложение, отвечающее на падежный вопрос существительного.
- Дошкольник пытался прочитать, что написано на вывеске.
Обстоятельственные вводят конструкцию, отвечающую на обстоятельственные вопросы.
- Туристы отправились в путь, когда взошло солнце. (Врем.)
- Мечтаю добраться туда, где не ступала нога человека. (Мест.)
- Девочка держала спицы так, как учила бабушка. (Обр. действ.)
- Вода блестела, как стекло. (Сравн.)
- Художник не завершил картину, потому что не нашёл натурщика для центральной фигуры. (Причин.)
- Родители обещали купить щенка, если сын сам будет за ним ухаживать. (Услов.)
- Огонь погас, хотя одинокие искорки ещё пробегали по углям. (Уступ.)
- На ребёнка надели тёплую кофту, чтобы не замёрз на холодном ветру. (Цель.)
- У Саши поднялась температура, так что ему пришлось остаться дома. (Следств.)
Подчинительные союзы соединяют простые части в сложную синтаксическую конструкцию, а с помощью сравнительных присоединяется обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.