Самой важной характеристикой текста является его целостность, проявляемая на всех уровнях языка. Текстообразующими единицами принято считать предложения или так называемые высказывания, для которых свойственно наличие одинаковых или взаимосвязанных лексических единиц. Содержание текста во многом обуславливает тип отношений языковых средств, выполняющих связующую функцию.
Связность текста обеспечивается как с помощью единиц лексико-семантического уровня, так и благодаря грамматическим особенностям, характерным для всех соединяемых предложений.
Взаимосвязь предложений на лексическом уровне
Лексические средства языка тесно связаны с содержательной или информативной стороной текста. В зависимости от того, какие отношения реализуются между объектами высказываний, составляющими текст, могут быть использованы разные средства связи:
- Слова и обороты, относящиеся к определенной семантической группе и употребляющиеся при описаниях обстановки или ситуации: Прозвенел звонок. Сережа сел за парту и достал тетради и учебник. Вскоре в класс вошел учитель.
- Взаимозаменяемые в данном контексте синонимы, используемые для конкретизации или обобщения: Светлане очень нравились цветы. Особенно она любила розы.
В качестве контекстуальных синонимов можно также рассматривать нарицательные названия и имена, относящиеся к одним и тем же одушевленным существительным: Позади шла Жучка. Было видно, что собака устала и проголодалась.
- Контекстуально антонимичные слова, которые применяются для противопоставления объектов: Все желали получить что-то. Отдавать же не хотел никто.
К лексическим средствам, обеспечивающим связность предложений и целостность текста, также относят связующие слова, которые чаще всего используются в начале предложений: Олег хотел рассказать вам обо всем. Вот почему он приходил.
Морфологическая общность текста
Использование некоторых частей речи и их форм для обеспечения связности предложений, составляющих текст, обусловлено их грамматическими особенностями. Так, основной функцией союзов является обеспечение смысловой и синтаксической связи между разными языковыми единицами, а также формирование новых единиц на основе полученных связей (например, сложные предложения). Союзы также используются в качестве средств формирования текстового единства: Провожать Леонида пришли его старые друзья и родственники. Коллеги тоже хотели попрощаться с ним, но не смогли приехать из-за занятости.
Функцию концептуальных синонимов выполняют также местоимения, используемые для замены обозначения ранее названного лица или предмета: Женщина прочитала несколько страниц и отложила книгу. Ей нужно было готовиться к приезду гостей.
С целью сравнения выраженности тех или иных качеств у разных объектов высказываний используются прилагательные и наречия в формах разных степеней сравнения: С этой работой они справились хорошо. Но я все же надеюсь, что у нас получится лучше.
В тексте отображаются определенное пространство и время, единство которых выражается во временных формах глаголов. Однако это не значит, что при повествовании в прошедшем времени использование в тексте настоящего или будущего невозможно: Раньше все было по-другому. Теперь же мир развивается быстрее. Сложно даже представить, что произойдет через пару десятилетий.
В приведенном примере имеются все три временные формы, а для восприятия отношений прошлого, настоящего и будущего использованы наречия с временной семантикой (раньше, теперь), которые также являются морфологическими средствами, обеспечивающими связь предложений.
Синтаксические особенности предложений как средство связи
Связь предложений, составляющих текст, на синтаксическом уровне реализуется благодаря:
- вводным конструкциям, к числу которых также относятся обращения: Во-первых, мы так и не смогли найти свидетеля этих событий. А во-вторых, все приведенные доказательства довольно сомнительны.
- вопросно-ответным формам: Что такое счастье? Многие философы пытались ответить на этот вопрос.
- неполным предложениям: Можете подвезти? Мне в больницу.