СтатУя или стАтуя, как правильно поставить ударение в слове?

В сло­ве «ста­туя» пра­виль­но сле­ду­ет поста­вить уда­ре­ние на глас­ный «а» пер­во­го сло­га.

Заимствованным из латин­ско­го язы­ка сло­вом «ста­туя» назы­ва­ют изва­я­ние, скульп­тур­ное изоб­ра­же­ние чело­ве­че­ской фигу­ры или живот­но­го, кото­рое обыч­но уста­нав­ли­ва­ет­ся на поста­мент.

На вер­шине это­го взго­рья, слов­но кон­ная ста­туя на пье­де­ста­ле, чёт­ко выри­со­вы­вал­ся вер­хо­вой с вин­тов­кой наго­то­ве (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).

Произношение слова «статуя»

Иногда в раз­го­вор­ной речи слы­шит­ся про­из­но­ше­ние этой лек­се­мы с раз­ным уда­ре­ни­ем.

Какой вари­ант, «стАтуя» или «статУя», явля­ет­ся соот­вет­ству­ю­щим орфо­эпии совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка?

Чтобы выяс­нить это, раз­де­лим инте­ре­су­ю­щее нас сло­во на фоне­ти­че­ские сло­ги по коли­че­ству глас­ных зву­ков, содер­жа­щих­ся в нем:

ст́а-ту-я.

СтатУя или стАтуя, как правильно поставить ударение в слове?

Это трех­слож­ное сло­во пра­виль­но про­из­не­сём, выде­ляя голо­сом глас­ный пер­во­го сло­га.

Согласно орфо­эпи­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка при про­из­но­ше­нии сло­во «ста­туя» пра­виль­но ста­вит­ся уда­ре­ние на глас­ный «а» пер­во­го сло­га.

С юта пас­са­жи­ры виде­ли, как боц­ман, скре­стив на гру­ди руки, непо­движ­но, слов­но ста́туя, сто­ял на при­бреж­ной ска­ле (Жюль Верн. Дети капи­та­на Гранта).

Это суще­стви­тель­ное жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам. Понаблюдаем за его скло­не­ни­ем и пра­виль­ной поста­нов­кой уда­ре­ния в падеж­ных фор­мах:

СтатУя или стАтуя, как правильно поставить ударение в слове?

Во всех падеж­ных фор­мах уда­ре­ние посто­ян­но пада­ет на пер­вый глас­ный «а».

Упражняемся в правильном произношении

Чтобы запом­нить, на какой слог ста­вит­ся уда­ре­ние в фор­мах рас­смат­ри­ва­е­мо­го суще­стви­тель­но­го, про­чтем отрыв­ки из худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний:

Крысобой вынул из рук леги­о­не­ра, сто­яв­ше­го у под­но­жия брон­зо­вой ста́туи, бич и, несиль­но раз­мах­нув­шись, уда­рил аре­сто­ван­но­го по пле­чам (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Вместо иска­ле­чен­ных ста́туй, сва­лен­ных под сте­на­ми зам­ка, в каж­дой нише пря­та­лись кусти­ки верес­ка или пуч­ки гор­ных трав, кото­рые выде­ля­лись на блед­ном фоне небес сво­и­ми кру­жев­ны­ми голов­ка­ми (Александр Дюма. Джузеппе Бальзамо).

Так назы­вал­ся темно-серый дом с кари­а­ти­да­ми и ста́туями антич­ных муз с буб­на­ми, лира­ми и мас­ка­ми в руках, выстро­ен­ный в про­шлом сто­ле­тии купцом-театралом для сво­е­го домаш­не­го теат­ра ( Борис Пастернак. Доктор Живаго).

По обе сто­ро­ны клет­ки нахо­ди­лось по алта­рю, кото­рые поко­и­лись на ста́туях львов, отли­тых из чисто­го золо­та (Эдгар Берроуз. Тарзан и Город Золото).

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий