В словах «банты», «бантов» правильно следует поставить ударение на гласный «а» первого слога.
В произношении слов «банты», «бантов» часто сомневаются, как правильно сказать:
- завяжем банты́,
- завяжем ба́нты,
- много банто́в,
- много ба́нтов?
Чтобы выбрать, куда следует поставить ударение в рассматриваемых словах, в соответствии с количеством гласных звуков разделим их на фонетические слоги:
- бан-ты
- бан-тов
Это двусложные слова является формами множественного числа существительного «бант». Понаблюдаем за изменением по падежам и числам (склонением) указанного существительного и за правильной постановкой ударения в его формах единственного и множественного числа:
- и. п. что? бант, ба́нты
- р. п. лента чего? ба́нта, ба́нтов
- д. п. дотронусь к чему? к ба́нту, к ба́нтам
- в. п. завяжу что? бант, ба́нты
- т. п. любуюсь чем? ба́нтом, ба́нтами
- п. п. расскажу о чём? о ба́нте, о ба́нтах.
Как видим, у этого слова проявляется завидное постоянство ударения во всех его формах на гласный первого фонетического слога. В произношении словоформ существительного отталкиваемся от постановки ударения в односложном слове «бант»:
бант — ба́нты, ба́нтов.
Предлагаем шутливые стихи Ирины Агеевой для прочного запоминания, на какой слог поставить правильно ударение:
Девочки надели ба́нты И играют дружно в фа́нты.
Если есть в тебе тала́нты, Повяжи на праздник ба́нты. Без талантов если ты, Повяжи себе банты.
Аналогично поставим ударение на гласный первого слога при произношении форм множественного числа существительных «склады», «шарфы», «лифты».
Упражняемся в произношении форм существительного «бант»:
Ленточные ба́нты и цветочные букеты порхали там и там по платьям в самом картинном беспорядке, хотя над этим беспорядком трудилась много порядочная голова (Н. В. Гоголь. Мертвые души).
В ворота вошла скромная группа провожающих, на них были белые ба́нты, потому что покойник был молод (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).
Из неё торчали изрядно оттопыренные, точно узлами или ба́нтами завязанные, втрое и вчетверо сросшиеся орехи, спелые, готовые вывалиться из гранок, но ещё державшиеся в них (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Музыканты тоже готовились к встрече, все запасались у купцов лентами и ба́нтами для шпаг, хозяйки закупали хлеб, мясо и пряности (Александр Дюма. Виконт де Бражелон или Десять лет спустя).