Средства художественной выразительности употребляются в русском языке для создания ярких, запоминающихся образов, отчётливых картин, и не только в художественной литературе. Устная речь, насыщенная выразительными средствами, привлекает и удерживает внимание слушателей, точно передаёт мысли говорящего.
Средства художественной выразительности
Изобразительно-выразительные средства в зависимости от используемых элементов русского языка делятся на три типа:
- фонетические, основанные на определённом подборе звуков речи,
- лексические, связанные со значением слова,
- синтаксические, опирающиеся на структуру синтаксических конструкций.
Все три типа, использованные в комплексе, повышают читабельность, увлекательность текста, полнее раскрывают авторский замысел, делают литературные произведения многоплановыми. Проникнуть в эту многоплановость, не упустить значение мелких деталей способен читатель, знакомый с применением выразительных средств, умеющий их распознать и понять их значение. Для незнакомого с аллегорическим выражением мысли басни останутся забавными рассказиками из жизни животных. Не уловивший градации пройдёт мимо нарастания эмоции автора или персонажа. Понявший метафору в прямом значении усомнится в реальности описываемого.
Грамотный читатель, умеющий не только складывать буквы в слова, но и понимать возможности художественного использования получаемых слов, становится соавтором писателя в создании образов.
Фонетические средства
Термин фонетический происходит от греческого слова φωνή, что значит «звук». Речь идёт не о любом звуке – стук молотка, лай собаки или шуршание листьев в сферу интересов фонетики не входят, она занимается звуками человеческой речи. Соответственно и фонетические средства выразительности основаны на восприятии речевых звуков – фонем.
Основных фонетических выразительных средств выделяется три.
- Аллитерация. Подразумевает употребление в ограниченном отрывке текста (например, в пределах четверостишия) однотипных согласных звуков.
Дремлет лес под сказку сна. (С. Есенин)
Вариантом приёма считается употребление слов, начинающихся с одной и той же буквы – «скандинавская аллитерация», особо популярная в англоязычной литературе. Примером служат, в частности, персонажи «Гарри Поттера» Дж. Роулинг, у которых имя и фамилия начинаются с одной буквы (Северус Снейп, Гермиона Грейнджер и др.), или плакатики с социальной рекламой из «Конца главы» Дж. Голсуорси («Тотализатор – тщетная трата тысяч»).
- Ассонанс. Употребление одинаковых гласных звуков в рамках строки, строфы или предложения.
Дыша духами и туманами, она садится у окна. (А. Блок)
- Звукоподражание. Передача с помощью фонетических средств звуков окружающего мира – громовых раскатов, стука лошадиных копыт по булыжнику, шуршания шин по дороге или мышей в подполье.
И непрерывно гром гремел, и ветры в дебрях бушевали. (К. Рылеев)
Применение фонетических приёмов называется звукописью, поскольку с помощью подбора фонем в литературном произведении рисуется яркая, «озвученная» картина, стимулирующая работу воображение читателя.
Лексические средства выразительности
К лексическим относятся выразительные средства, базирующиеся на использовании изобразительных возможностей лексической единицы – слова. Синонимия, антонимия, экспрессия и другие стилистические средства, составляющие палитру русского языка, относятся к так называемым не специальным, то есть, помимо художественной, играют и чисто утилитарную роль в речи. Специальные, используемые исключительно в художественных целях, это тропы.
Тропы
Тропы основаны на переносном значении слов. Минимальное количество выделяемых разновидностей тропов – три: метафора, метонимия и синекдоха. Причём для литературоведов, считающих синекдоху частным случаем метонимии, перечень сжимается до двух позиций.
Список тропов, предлагаемый традиционным литературоведением, содержит приведённая ниже таблица с примерами.
Термин | Значение | Примеры |
Метафора | Перенос наименования с одного объекта на другой по сходству. | Оратор окинул слушателей пламенным взглядом. |
Метонимия | Перенос названия на основе смежности понятий. | Аудитория встретила слова преподавателя гулом недовольства. |
Синекдоха | Количественный перенос «часть – целое» и «один – много». | Немец по природе своей педантичен и законопослушен. Я за той синей кофточкой занимала. |
Эпитет | Образное, художественное определение. | Вошедший окинул собравшихся дерзким, пренебрежительным взглядом. |
Аллегория | Иносказание, замена конкретным образом, символом отвлечённого понятия. | Лиса в баснях – аллегорическое изображение хитрости, осёл – глупости, лев – царственности. |
Гипербола | Художественное преувеличение. | Сына с места и танком не своротишь. |
Гротеск | Преувеличение до фантастических пределов. | Игорь на спор пешком до Луны дойдёт и назад вернётся. |
Литота | Преуменьшение, приём, обратный гиперболе. | Голосок тоньше комариного писка, а в певицы метит. |
Олицетворение | Придание неодушевлённым предметам свойств одушевлённых. | Река неспешно пересекает равнину, неся на своём хребте рыбачьи лодки. |
Ирония | Выражение тонкой насмешки путём употребления понятий в обратном значении. | Скажи что-нибудь ещё такое же умное. |
Перифраз | Замена наименования описанием. | Благодаря самоотверженности людей в белых халатах жизнь больного спасена. |
Фигуры речи
Стилистические приёмы, основанные на слове, но не использующие его переносного значения, называются фигурами речи. К ним относятся.
Термин | Значение | Примеры |
Анафора | Одинаковое начало предложений или стихотворных строк. | Интернет – зло. Интернет полностью выбивает человека из реальной жизни. Интернет подключать мы не будем. |
Антитеза | Противопоставление на уровне слов, предложений, отрывков текста. | Чем чаще учитель срывался и повышал голос на детей, тем реже они реагировали на повышенный тон. |
Градация | Расположение синонимических понятий в порядке усиления или ослабления значения. | Пришла ночь, и на Анну навалилась тяжёлая, пудовая, неподъёмная тоска. |
Лексический повтор | Намеренное употребление в тексте одного и того же слова несколько раз для усиления его смысла. | Всюду сосны, сосны, и справа, и слева сосны, и впереди, и сзади, и, кажется нет дороги из этого бесконечного царства сосен. |
Оксюморон | Соединение в одно словосочетание несочетаемых понятий. | Как пережить эту горькую сладость прощания? |
Сравнение | Уточнение понятия путём сопоставления его с другими. | Сияющий, как начищенный медный самовар, автор пьесы принимал поздравления актёров и зрителей с удачной премьерой. |
Эпифора | Фигура, противоположная анафоре: одинаковые слова не начинают, а завершают фразу или строку. | Такое поведение говорит о невоспитанности. Самой обыкновенной невоспитанности. Бич нашего времени – невоспитанность. |
В ряд фигур речи включают основанные не только на лексических единицах, но и на синтаксических, использующие не значение слова, а структуру предложения.
Термин и значение | Примеры |
Инверсия, или нарушение прямого порядка слов: помещение подлежащего после сказуемого, определения после определяемого слова и пр. | Задул, завыл ветер северный. |
Риторические вопросы, восклицания и обращения, по форме направленные к читателю или собеседнику, но не требующие ответа. | До каких пор ещё вы собираетесь испытывать терпение руководства? |
Синтаксический параллелизм, представляющий собой предложения сходного построения. | Прямо пойдёшь – на пустырь попадёшь. Направо пойдёшь – на бульвар забредёшь. Налево пойдёшь – в люк упадёшь. |
Умолчание – внезапно оборванное высказывание, предоставляющее читателю или собеседнику самостоятельно додумывать несказанное. | Увидишь Марию – скажи ей А впрочем, ладно, забудь. |
Эллипсис. Добавляет высказыванию динамичности за счёт выпуска отдельных слов, легко восстанавливаемых по контексту. | Внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку |
Изобразительные возможности лексики
Для достижения выразительности текста используются слова, относящиеся к различным лексическим группам.
Термин | Значение | Примеры |
Синонимы | Слова со значениями или совпадающими, или имеющими оттеночные отличия. | родник, ключ, источник |
Контекстные синонимы | Слова, получающие сходный смысл в рамках контекста, в котором использованы. | В рассказе В. Бианки про медведя, дёргавшего щепку, торчащую из пня, и прислушивающегося к издаваемому вибрирующей щепкой звуку, наименование музыкант выступает в качестве контекстного синонима к слову медведь, поскольку именно зверь занимался «музыкальными упражнениями». |
Антонимы | Имеющие противоположное значение, также имеют контекстную разновидность. | горячий – холодный, лето – зима |
Омонимы | Полностью совпадающие по написанию и произношению, но обладающие не связанными между собой значениями | розетка электрическая и розетка – блюдечко для варенья |
Омографы | Имеют совпадение только в письменном варианте, а в произношении различны. | а́тлас – атла́с |
Паронимы | Однокоренные слова, имеющие разное значение, но выглядящие и звучащие сходно | адресат – адресант |
Также в изобразительные возможности лексики входят:
- Слова, используемые представителями социальных, профессиональных и др. групп: профессионализмы, термины, жаргонизмы, диалектизмы.
- Книжная лексика, имеющая торжественный характер, и грубоватая просторечная.
- Устаревшие слова и неологизмы.
- Заимствованные слова.
- Фразеологизмы.
Экспрессивно-эмоциональная лексика
Употребление экспрессивно-эмоциональной лексики воздействует на слушателя или читателя, вызывая необходимые автору эмоции: сопереживание, отторжение, осуждение, восторг и др. Речевой этикет не одобряет экспрессивные выражения в избыточном количестве, но в качестве речевой характеристики литературного героя или способа воздействия на читателя они оправдывают себя. К экспрессивно-эмоциональной лексике относятся:
- Разговорная лексика, имеющая по сравнению с нейтральной сниженную стилистическую и повышенную эмоциональную окраску (нервотрёпка, пискля).
- Слова повышенной эмоциональной окрашенности с положительным или отрицательным оттенком (восхитительный, мерзкий).
- Слова, имеющие в составе суффиксы со значением эмоциональной оценки (муравьишка, девчуля, человечище).
Синтаксические средства выразительности
Среди изобразительных возможностей средств синтаксиса отмечаются:
- Ряды однородных членов предложения.
- Вводные слова, вставные конструкции, обращения, обособленные члены.
- Использование диалога.
- Парцелляция, то есть разделение фразы завершающим знаком на самостоятельные фрагменты.
- Бессоюзие, ускоряющее повествование, и многосоюзие, подчёркивающее значение соединяемых элементов.
Выразительные средства морфологии
В качестве выразительных средств используются и морфологические. Например, добавление экспрессивности с помощью падежных и числовых форм, одушевлённости и пр. (Пока некоторые на курортах прохлаждались, мы тут работали.), использование междометий (Ох, и красота же!) и форм глагола (Ребята бежать оттуда!).
Использование в устной и письменной речи средств художественной выразительности делает высказывание не только ярче, но и точнее.