Супруги Костылевы, Михаил и Василиса, — хозяева ночлежки. Это подвальное помещение, похожее на пещеру.
Здесь обитают люди бездомные, безработные, обнищавшие, спившиеся, живущие воровством и проституцией.
- Акт 1
- Акт 2
- Акт 3
- Акт 4
- Кратко «На дне» М. Горький
- Главные герои и их характеристика:
- Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам
- Акт первый
- Акт второй
- Акт третий
- Акт четвёртый
- История создания произведения
- Краткое содержание «На дне»
- Акт первый
- Акт второй
- Акт третий
- Акт четвертый
- «На дне» за 9 минут. Краткое содержание пьесы Горького
Акт 1
Таковы шулер Сатин, безработный Клещ и его безнадёжно больная жена, бывший аристократ Барон, пьющий Актёр, вор Васька Пепел, Настя. Все они живут друг у друга на виду и едят за общим столом.
Василиса Костылева состоит в связи с Васькой Пеплом за спиной у своего пожилого мужа. Пепел быстро остывает к корыстной и жестокой Василисе, ему по душе её сестра Наташа, тихая и добрая. Девушке тяжело живётся: ревнивая Василиса бьёт её. Костылевы занимаются скупкой ворованных вещей у Пепла, а полицейский, состоящий с ними в родстве, закрывает на это глаза.
Между постояльцами не прекращаются споры и ссоры, никто не думает, как тяжело умирающей Анне. Нет до неё дела и мужу. Только пришлый Лука находит для женщины слова утешения. Старик умеет утешить каждого отчаявшегося в ночлежке. Он даёт надежду спившемуся Актёру, Насте, грезящей о любви, как в романе, советует Пеплу ехать в Сибирь за другой жизнью.
Умирает Анна, и Клещ, продавший инструмент, чтобы выручить деньги на похороны жены, остаётся без возможности заработать. Луку изгоняют из ночлежки. Васька предлагает Наташе бежать с ним вместе, обещает изменить опостылевшую ему жизнь вора.
Девушка, послушав Луку, соглашается на предложение бывалого парня, если тот не будет её бить. Василиса услышала их разговор и жестоко избила Наташу. Васька ненароком убил Костылева, его ждёт суд. Лука исчез.
Ночлежка продолжает своё унылое существование, Актёр сводит счёты с жизнью. Действие пьесы разворачивается в конце 19 века. Это время экономического кризиса. Безработица, бедность рушили судьбы людей.
Место событий — грязная ночлежка для бесприютных людей, расположенная в подвале дома одного из российских городов.
В ночлежку для бездомных людей, уже не ждущих от жизни ничего хорошего, пришёл странник. Он утешил, кого мог, дал надежду отчаявшимся, а потом ушёл. Скоро стало ясно, что надежды не имеют под собой почвы, сами люди не готовы измениться и подняться со дна жизни.
Действие разворачивается весенним утром в грязной ночлежке, в подвале. В центре стоит стол, за которым хозяйничает Квашня, торговка пельменями.
Женщина говорит о своём ухажёре, который к ней сватается, но замуж за него она не собирается. Не так давно умер муж Квашни, тиранивший её при жизни. Теперь она счастлива и терять свободу не желает.
Клещ возражает, что она всё равно выйдет замуж. Квашня возмущена, она бросает собеседнику обвинение в смертельной болезни жены.
Просыпается Актёр, он помогает тяжелобольной Анне выйти на воздух. Им навстречу попадется Костылев, который ищет Василису. Старик не без оснований подозревает, что у неё роман с Пеплом, но поймать супругу на месте преступления не удаётся. Актёр обращается к хозяину с просьбой простить долг хотя бы наполовину. Костылев отказывает. Расстроенный Актёр забывает про Анну.
В ночлежку приходит Лука. Он помогает больной вернуться. На сцене появляется сапожник Алёшка, он пересекается с Василисой, которая ищет Пепла. Подвыпивший парень бездумно говорит ей, что Васька готов её бросить из-за Наташи. Костылева разозлилась. Вспомнив долг сапожника за проживание, она выгоняет его из ночлежки.
Действие заканчивается дракой в сенях: Василиса бьёт сестру. Дальнейшие события происходят вечером. Большая часть постояльцев играет в карты, Бубнов и Медведев развлекаются шашками.
Старик Лука для каждого находит нужное утешение и подсказывает, как можно выйти из создавшегося положения:
- Умирающей Анне, жалующейся на жизнь, в которой она ничего не вдела, кроме лишений и побоев мужа, он говорит об отдыхе и счастье после смерти.
- Актёру, забывшему из-за пьянства любимое стихотворение, старик советует лечиться в бесплатной больнице для спившихся людей. Несчастный пропойца уверяет, что два дня трезвой жизни — и он вспомнит стихотворение. Лука хитро внушает Актёру, что к лечению надо только подготовиться, воздержаться какое-то время от выпивки.
- Странник и Пепла два раза старается удержать от пагубных поступков.
Акт 2
Полицейский Медведев грозит Василию арестом, а Лука даёт ему совет ехать в Сибирь, где сильным и умным хорошо живётся.
Василиса подбивает Пепла расправиться с мужем, а взамен он получит деньги и Наталью. Старик убеждает не связываться с Василисой, а бежать из ночлежки с Натальей.
Костылев всё-таки поймал жен с поличным, с любовником. Начался скандал. Васька чуть было не избил старика, но Лука отговорил.
Тем временем умерла Анна, и Васька с Лукой идут на поиски Клеща, который пьёт в трактире. В ночлежку приходит Актёр, с ним Наташа. Пьяный, он обещает ей излечиться от губительной тяги к спиртным напиткам и снова играть на сцене. Приходит Клещ, он оставил все деньги в трактире и не знает, на что хоронить жену. Товарищи по несчастью сулятся помочь.
Постояльцы собрались на пустыре и ведут разговор. Начитавшаяся дешевых романов Настя повествует о студенте, пылко в неё влюблённом. Барон насмехается над фантазиями сожительницы, говоря, что сюжет взят ею из прочитанной книжки. Настя глубоко обижена, уходит. Следом за ней — Барон.
Наташа откровенничает, что мечтает о том, кто увезёт её от Костылевых. Лука вспоминает, как однажды на охраняемую им дачу под Томском проникли каторжники. Он не стал их убивать, пожалел, накормил голодных, и всё благополучно завершилось. Старик делает вывод, что человек открыт для добра.
Бубнов говорит, что лучше уж правду говорить, он врать не умеет. А Лука возразил, что правду иной раз не вынести. Он рассказал, как один человек мечтал о праведной земле, но его мечту разрушил учёный. Он разложил перед ним карту, на которой вожделенной земли нет. Человек и повесился.
Пепел с Василисой ссорятся. Вор Васька уговаривает Наташу помочь ему стать другим. Девушка не питает к нему особой любви, но даёт согласие с условием, что он никогда не ударит её. Их разговор слышит Костылева. Она приказывает Наташе поставить самовар, а сама ругается с бывшим любовником.
Между Костылевым и Лукой происходит ссора. Хозяин говорит, что не дело Луки советы давать, он должен молиться за людей, если он странник. На это старик отвечает, что одним людям ещё можно помочь исправиться, а другим уже нет. Костылева он отнёс к «другим». Тот разгневался и прогнал странника из ночлежки.
Акт 3
Озверевшая Василиса намеренно ошпарила Наталье ноги. В ссоре Пепел ударил Костылева, и тот замертво падает. Василиса оглашает Ваську убийцей, он же припоминает, как она подговаривала его на убийство за деньги. Наталья понимает всё превратно, считает, что они оба в сговоре: хотят избавиться от старика Костылева и от неё. Как в бреду, она проклинает Пепла.
Обитатели ночлежки говорят о Луке. Клещ называет его жалостливым, Настя — хорошим, Барон — пластырем для нарывов. Сатин отзывается о старике неоднозначно. С одной стороны он говорит, что его ложь нужна для слабых душ, с другой стороны Сатин сравнил воздействие старика на него с действием кислоты «на старую и грязную монету».
Настя ссорится с Бароном и выказывает желание уйти от него. По словам Сатина, её намерение схоже с разговорами Актёра о его уходе в лечебницу для пьющих. Барон предаётся воспоминаниям о своих аристократических предках. Настя задирает сожителя, они вновь ссорятся. Актёр прикладывается к водке и выходит.
Акт 4
В ночлежку приходят Бубнов и Медведев. Приятели усаживаются с водкой и закуской. Медведев больше не полицейский, его выгнали со службы, и он полностью зависит от Квашни. В подвале веселье и песни. Вбегает Барон с известием: Актёр повесился. В ночлежке воцаряется молчание. Только Сатин негромко произносит: «…испортил песню… дуррак!».
В пьесе «На дне» звучит тема отверженного человека. Зрители уже более ста лет задумываются о правде и лжи, о надеждах и мечтах, смысле жизни человека. Пьеса вызывает вопрос: может ли помочь человеку данная ему надежда, если сам он не готов измениться?
Драму Горький задумал в 1900 году. Желание попробовать свои силы в драматургии появилось у писателя под влиянием пьес А. П. Чехова. Горький работал над драмой с конца 1901 года по начало 1902-го.
Устами действующих лиц пьесы Горький затрагивал важные вопросы, выражал свой взгляд на жизнь. События в ночлежке происходят на фоне экономического кризиса конца 19 века, отразившегося на судьбах людей, поэтому драма приобретает социальное звучание.
- Литературное направление пьесы «На дне» — критический реализм.
- Тема пьесы: люди, оказавшиеся на дне социальной иерархии — отверженные.
Человек может оказаться на дне жизни по личной вине или по объективным причинам. Ему можно помочь подняться, если только он сам этого захочет настолько сильно, что не позволит себе быть слабым, то есть быть рабом своих грешков и страстишек.
Всегда кто-то даст правильный совет, но последовать ему обычно что-то мешает. В сущности, Лука сделал правильный ход в попытке помочь Актёру, даже если лечебницы на самом деле не было. Он сказал ему, что перед лечением надо потерпеть, т. е. не пить какое-то время. Актёр начал, но по слабости сорвался.
Пеплу тоже следовало, по совету Луки, не медля сбежать с Наташей. Поверь они в своё спасение — непременно бы получилось.
Основные проблемы:
- Утешительная ложь и горькая правда. Утешения Луки считаются ложными. Его называют мякишем для беззубых. Для сильного человека иллюзии не нужны. Здесь Горький излагает свою точку зрения. Что он называет ложью? А что — правдой? Под ложью Сатин подразумевает христианство, которое, по его мнению, нужно рабам для утешения и хозяевам для прикрытия. Обманывал ли Лука Анну, когда обещал ей облегчение после смерти? Сатин, а значит и Горький, называет человека правдой и ставит его выше всего. Верно ли это? Для христианина безусловная правда — Христос, а не падший и погрязший в страстях человек.
- Проблема выбора. Каждый герой верит, что способен изменить свою жизнь к лучшему. Советы Луки для них как подсказки свыше. Но никто не делает решительного шага. Актёр покончил с собой, потому что это проще и легче, чем держать себя в руках и долго лечиться. Настя мечтает о любви, ненавидит Барона, но никуда от него не уходит. Пеплу опротивела воровская жизнь, но он продолжает красть и сбывать краденое Костылеву.
- Люди везде люди. И на самом дне жизни они любят, страдают, рассуждают на темы высокие, мыслят глубоко. Социальное дно было, есть и будет, оказаться там может любой человек.
Композиция пьесы — линейная, так как события развиваются в хронологическом порядке. Завязка: появление Луки среди обитателей ночлежки в первом акте. Развитие событий занимают второй и третий акты.
На четвёртый акт приходится кульминация и развязка. Кульминация — диалог о правде и лжи.
Развязка — самоубийство Актёра как знак безнадёжности для обитателей ночлежки, которые не просто не могут, но и не имеют желания выбраться со дна.
Жанр произведения: социально-философская драма. Действие в пьесе статично, всё происходит в ночлежке от первого до последнего акта. Сюжет развивается за счёт конфликта противоположных точек зрения, пьеса наполнены философскими размышлениями и спорами.
Д.В. Философов считает драму «На дне» вершиной творчества Горького, после которой началось падение. Адрианов С. А. назвал Луку М. Горького одной из попыток создать тип «мудрого сердцеведа», взывающего к человеческой совести. Великие русские писатели стремились создать такой образ. У Толстого это Аким («Власть тьмы»), у Достоевского — старец Зосима («Братья Карамазовы»). К ним примыкает и Лука Горького.
И. Ф. Анненский сравнивал точки зрения Горького и Достоевского: «…у Горького… всё для человека и всё в человеке… И если для Достоевского девизом было — смирись и дай говорить Богу, то для Горького он звучит гордым…».
Постановки за рубежом проходили в Берлине, Гельсингфорсе, Кракове, Париже, Токио, Нью-Йорке, Лондоне и многих значимых городах Запада и Востока.
Кратко «На дне» М. Горький
Действия разворачиваются в ночлежке, в которой коротают свой век люди социального «дна». Жилище это больше похоже на пещеру, чем на дом.
Посередине комнаты стоит старый стол, вокруг которого собираются её обитатели: Квашня, торгующая пельменями, падшая женщина Настя, читающая потрёпанную книгу, обнищавший аристократ Борон, воришка Пепел и картузник Бубнов.
Неподалёку умирает Анна, а её муж столярничает в сторонке. На печи залёг Актёр, находящийся в состоянии постоянного запоя. На нарах расположился бывший телеграфист.
А бразды правления в ночлежке принадлежат Костылёву и его супруге Василисе, сестра которой, Наташа, проживает тут же. К компании только что прибился странник Лука. Постояльцы активно общаются между собой, ругаются и спорят. Никто не хочет замечать умирающую в страданиях Анну, даже её супруг.
Слова утешения для несчастной находит лишь добрый Лука. Жена Костылёва положила глаз на вора и злится, что тот влюблён в её сестру. За это бедную Наташу постоянно избивают и мучают.
Анна умирает, продав весь инструмент, её муж остаётся ни с чем. Странника вышвыривают на улицу. Вор уговаривает Наташу бежать вместе и обещает бросить свой преступный промысел. Девушка соглашается с условием, что Пепел никогда не будет её бить. Узнав о плане сестры, Василиса жестоко её избивает. В потасовке Пепел убивает Костылёва.
Даже лишившись части постояльцев, ночлежка продолжает существовать по привычному сценарию. Даже печальная весть о самоубийстве актёра, не заставила этих людей свернуть с дороги в местный трактир.
Главные герои и их характеристика:
- Андрей Клещ – когда-то был слесарем, но потерял работу и попал в ночлежку. Не желает примириться со своей участью.
- Сатин – некогда был телеграфистом, попал в тюрьму за убийство (вступился за сестру). В тюрьме научился играть в карты, стал шулером. Один из главных философов ночлежки.
- Васька Пепел – профессиональный вор. Родился и вырос в тюрьме. Недоволен своей жизнью – его постоянно подбивают на недобрый поступок, убийство. В конце третьего акта ударил хозяина ночлежки, но не рассчитал силы, и получилось убийство. Результат – тюрьма.
- Бубнов – некогда был картузником и семьянином. Когда жена изменила ему, отправился в ночлежку. Ленив, любит пьянствовать.
- Актёр – некогда блистал на сцене, позже спился и попал в ночлежку. Не помнит своего имени, ибо умудрился потерять его. В конце пьесы повесился.
- Барон – некогда был дворянином, но разорился, и попал «на дно». Время от времени барские замашки дают о себе знать. Неудачливый шулер.
- Лука – загадочный странник. Всегда готов поддержать обитателей ночлежки добрым словом. Его философия понравилась Сатину.
- Алёшка – сапожник, любитель играть на гармошке и устраивать пьяные дебоши («Давай мне миллион – не хочу!»).
- Кривой Зоб и Татарин – рабочие-крючники, неумелые картёжники.
- Анна – жена Клеща, больная чахоткой. Умирает во время второго акта пьесы.
- Михаил Иванович Костылев – хозяин ночлежки. В третьем акте погибает от руки Пепла.
- Василиса Карповна – жена Костылева. Жаждет избавиться от мужа чужими руками, подбивает на убийство Ваську Пепла и добивается своего. Едва не убивает сестру, затем попадает в тюрьму.
- Настя – девица, мечтающая о настоящей любви.
Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам
Акт первый
В подвале ночлежки между постояльцами разгорается нешуточный спор. Причина проста и логична – кто займётся подметанием пола. Начинается серьёзная перепалка, в коей участвуют вор по имени Васька Пепел, Барон, картёжник и шулер Сатин, слесарь с диковинной фамилией Клещ, а также Актёр (этот товарищ умудрился потерять… собственное имя).
Максим Горький
В разгар перепалки Клещ недовольно отмечает, что у людей вообще нет ни чести, ни совести. Пепел презрительно возражает, что честь и совесть – только для богатых или высокопоставленных людей.
Вскоре в подвале ночлежки появляется странник по имени Лука. Старик напевает немного заунывную песню, что не нравится Пеплу («Когда хорошо поют – люблю…»). Затем на глазах Луки разворачивается комичная сцена: ехидный вор в разговоре с обедневшим бароном неожиданно предлагает ему по-собачьи лаять.
Лука спокойно философствует, и вскоре появляется Алёшка, парень-сапожник. Он заявляется навеселе, и начинает дурачиться. Хозяйка ночлежки Василиса ужасно недовольна, и прогоняет буйного выпивоху.
А подметанием занялся Лука.
Акт второй
Картузник Бубнов играет в шашки с полицейским Медведевым. Сатин и Барон играют в карты с двумя крючниками – Татарином и Кривым Зобом. Картёжники играют на деньги, и уже дважды шулер Сатин выиграл.
Татарин видит, что соперник удумал хитрить, и высказывает своё недовольство. Чуть позже сжульничал и Барон, и тогда крючник скандалит, заявляя «надо играть честна».
Меж тем Лука говорит с Анной, женой слесаря Клеща. Оказалось, что от побоев и недоедания женщина подцепила опасную болезнь, чахотку. И ночлежка стала последним пристанищем, где Анна и умерла.
Акт третий
Постепенно завязывается серьёзная интрига. Оказалось, что Василиса вовсю подталкивает Ваську Пепла к ужасному поступку – он должен убить её мужа, Костылева.
И в финале третьего акта вор бьёт хозяина ночлежки. Удар оказался смертельным. И Васька решил, что стоит прикончить и Василису, однако вдова ускользает.
Акт четвёртый
А где же странник Лука? Он как-то незаметно исчез после третьего акта. И в ночлежке вновь начинаются споры обитателей. Особенно усердствуют Барон, вспоминающий, как хорошо жил его дед, и шулер Сатин, коему философия Луки понравилась.
Позже собирается вся честная компания, вспоминает о том, что за беда получилась у полицейского Медведева: одна племянница в тюрьме, другая – покинула больницу и невесть где ходит.
И когда крючник Кривой Зоб вместе с картузником Бубновым начинают петь любимую песню, появляется Барон. Он сообщает о самоубийстве Актёра. Сатин не скрывает недовольства – зачем портить песню такой новостью.
История создания произведения
Великий русско-советский писатель Алексей Максимович Пешков, также известный под псевдонимом Максим Горький, создал много прозаических произведений.
Он не был профессиональным драматургом, и написанная в декабре 1901 – январе 1902 года пьеса «На дне» стала своего рода экспериментом.
Интересно, что шумиха, получившаяся вокруг Горького после постановки пьесы в Московском Художественном театре, не понравилась Л.Н. Толстому – он усмотрел в этом фальшь.
Краткое содержание «На дне»
Появившееся в 1902 году произведение было новаторским по жанру. В этой социально-философской драме нет традиционного сюжета, действие развивается в диалогах персонажей. Место событий – ночлежка для «бывших» людей, оказавшихся «на дне» жизни.
Максим Горький определил основной вопрос пьесы так: «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?». Проблематика драмы многообразна: место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность существования утешительной лжи, возможность изменить собственную жизнь.
Прочитав краткое содержание «На дне» по действиям, можно получить представление о героях и основных конфликтах пьесы. Пьеса включена в программу литературы 11 класса.
- Костылев Михаил, 54 лет, хозяин ночлежного дома.
- Василиса – супруга Костылева, 26 лет, любовница Пепла.
- Наташа – сестра Василисы, 20 лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.
- Лука – странник, 60 лет, проповедует утешительную ложь.
- Васька Пепел – вор, 28 лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.
- Клещ Андрей Митрич – «рабочий человек», слесарь 40 лет, надеется вернуться к прежней жизни.
- Бубнов – картузник, 45 лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
- Барон – бывший аристократ 33 лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом».
- Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.
- Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.
- Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден: «человек должен вести себя смирно».
- Анна – жена Клеща, 30 лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.
- Алешка – сапожник, 20 лет.
- Татарин, Кривой Зоб – грузчики.
- Настя, девица легкого поведения, 24 лет, мечтает о настоящей любви.
- Квашня – женщина лет 40, торгует пельменями.
Акт первый
Действие происходит утром ранней весны в подвале ночлежки, похожей на пещеру.
Сидя возле одной из стен, Клещ подбирает ключи к старым замкам. В центре у большого грязного стола «хозяйничает» Квашня, Барон ест хлеб, Настя читает истрепанную книжку. За нестиранной занавеской на кровати в углу кашляет Анна. На печи ворочается Актер. Расположившись на нарах, собирается шить кепку Бубнов.
Обращаясь к Барону, Квашня утверждает, что, побывав замужем, больше никогда не расстанется со своей свободой. Клещ поддразнивает женщину словами о том, что она врет и рада будет идти замуж за Медведева, сделавшего ей предложение. Квашня же в ответ говорит, что он довел жену до полусмерти.
Барон, выхватывая у Насти книжку и, прочитав название – «Роковая любовь», – хохочет.
Анна просит перестать кричать и ссориться, дать ей спокойно умереть. Сатин, Бубнов, Актер и Клещ ведут неспешный разговор. Сатин говорит, что прежде был культурным человеком. Бубнов припоминает, что его профессия скорняк и когда-то он имел «собственное заведение». Актер думает, что главное в жизни не образование, а талант.
Появляется Костылев, разыскивает жену. Стучит в дверь комнаты Пепла (комната отгорожена тонкими досками в углу ночлежки), собираясь поговорить, но Пепел прогоняет его. Костылев уходит.
Из дальнейшего разговора обитателей подвала становится ясно: у Пепла роман с женой хозяина ночлежки Василисой.
Сатин просит деньги у Пепла, тот дает, и Сатин рассуждает о деньгах и работе. Он считает: жизнь хороша, когда труд – удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство.
Актер и Сатин уходят. Появляется Наташа, с ней – новый постоялец, Лука. Пепел заигрывает с Наташей, но та не принимает ухаживаний.
Входит выпивший Алешка, он не может понять, чем он хуже других, почему его везде гонят.
Пепел, обращаясь к Клещу, говорит, что тот «зря скрипит». Клещ возражает, что вырвется отсюда, не хочет жить, как все здесь – «без чести и совести». Пепел же считает, что люди в ночлежке не хуже Клеща. Пепел с Бароном уходят.
Появляется Василиса, она выгоняет пьяного Алешку, ругает постояльцев за грязь. Потом интересуется, заходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Уходит. В сенях слышен шум и крики: Василиса бьет Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бегут разнимать сестер.
Акт второй
Действие пьесы происходит в той же обстановке. Несколько постояльцев заняты игрой в карты, за ними наблюдают Актер и Клещ. Медведев с Бубновым играют в шашки. Лука сидит возле кровати Анны.
Беседуя с Лукой, Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее, обещая рай и отдых после смерти.
Актер собирается «продекламировать куплеты» Луке, но обнаруживает, что забыл стихи. Он сокрушается о том, что для него все кончено: он «пропил душу». Лука отвечает, что не все в жизни Актера потеряно: есть бесплатные лечебницы для пьяниц, только не помнит, в каком городе. Он уговаривает Актера потерпеть и воздержаться от пьянства. «Человек – все может… лишь бы захотел»,- считает Лука.
Заходит угрюмый Пепел. Он обращается к Медведеву, спрашивая, сильно ли избила Василиса сестру. Тот отказывается говорить, замечая, что это не его, вора, дело. Пепел в ответ угрожает рассказать следователю о том, что «Мишка Костылев с женой» его на воровство подбил и краденое купил.
Лука пробует вмешаться в их разговор, но Пепел спрашивает, зачем Лука врет, говоря всем, что везде хорошо. Лука же убеждает Василия, что вместо поисков правды ему нужно идти в «золотую сторону», Сибирь, именно там он сможет найти свой путь.
Входит Василиса. Она говорит с Пеплом, и тот признается, что Василиса надоела ему – в ней «души нет». Василиса предлагает Пеплу убить её надоевшего мужа, аргументируя тем, что и сам Васька дважды из-за Костылёва в тюрьме сидел, и Наташу он притесняет.
Входит Костылев, между ним и Василием вспыхивает ссора, но драку предотвращает Лука. Он советует Пеплу не иметь дела с Василисой, а уходить прочь из ночлежки с той, которая вору по душе – с Наташей.
Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она умерла. Постепенно все жители ночлежки собираются у кровати Анны.
Акт третий
Действие – на «пустыре», захламленном и заросшем бурьяном дворе ночлежки.
Настя рассказывает слушателям историю своей любви. Бубнов и Барон посмеиваются над ее рассказом, не веря, а девушка страстно доказывает, что она пережила настоящую любовь. Она плачет. Лука успокаивает ее, говорит, что раз сама она верит, то любовь такая была, а сожители ее смеются, потому что в их жизни не было ничего настоящего.
Обитатели «дна» рассуждают о правде и лжи. Наташа говорит, что и она выдумывает и ждет кого-то «особенного» или чего-то «небывалого». Хотя, чего ждать, она не понимает, «всем плохо жить».
Бубнов считает, что люди часто обманывают, чтобы «душу подкрасить», сам он не видит смысла врать, ему лучше «валить всю правду, как она есть! Чего стесняться?»
Клещ людей ненавидит, и правда ему ни к чему. Сказав об этом, он убегает. Появляется Пепел, включается в разговор. Спрашивает Луку, зачем тот обманывает, говоря, что везде хорошо. Лука отвечает, что «не всегда правдой душу вылечишь», поэтому человека стоит пожалеть. Говорит, что скоро покинет ночлежку.
Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, признается в любви, обещает бросить воровство. Он чувствует, что надо изменить жизнь, «так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать». Наташа в раздумье, но все-таки решается поверить ему.
Подходят Костылев с женой. Василиса (она слышала беседу Пепла и Наташи) старается столкнуть Пепла и мужа, но Лука успокаивает Василия.
Костылев разговаривает с Лукой, говорит, что человек должен жить по правилам, а все хорошие люди имеют паспорт. Лука открыто говорит, что думает: Костылеву никогда не измениться, ведь он как непригодная для урожая земля, ни на что не годен.
Хозяева ночлежки прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью. Бубнов говорит Луке, что «вовремя уйти всегда лучше», и рассказывает свою историю.
Сатин и Актер, о чем-то споря, заходят в подвал. Сатин говорит, что никуда Актер не уйдет и требует сказать, чего Лука наобещал Актеру. Странник спрашивает, каким образом мог оказаться в ночлежке Сатин. Тот с неохотой рассказывает, что попал в тюрьму из-за сестры: «убил подлеца в запальчивости и раздражении», а после тюрьмы все дороги закрыты.
Входит угрюмый Клещ: он вынужден был продать все инструменты, чтобы похоронить Анну, и не понимает, как жить дальше.
Из квартиры Костылевых слышен крик Наташи: «Бьют! Убивают!». Актер и Сатин выходят, чтобы разобраться, что происходит. Звучат отдельные голоса, по репликам понятно, что постояльцы пытаются разнять Василису и Наташу.
Появляются Квашня и Настя, помогают идти Наташе: она избита и ноги ее обварены кипятком. За ними идут Костылев, Василиса, обитатели ночлежки. Появившийся Пепел видит Наташу и бьет с размаху Костылева. Тот падает. Василиса кричит, что убили мужа, указывает на Пепла. Василий же говорит, что сама Костылева подговаривала его убить мужа.
Наташа в истерике обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, почти теряя сознание, просит забрать ее саму в тюрьму.
Акт четвертый
Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки. За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На печи – Актер. В углу, где была комната Пепла (теперь перегородки сломаны), лежит Татарин.
Обитатели подвала вспоминают о Луке, который исчез во время суматохи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понимал и все видел. Клещ соглашается: старик хороший, жалостливый. Татарин считает, что Лука жил по закону «Не обижай человека».
Для Сатина «старикан» «как мякиш для беззубых», к тому же Лука смутил умы обитателей ночлежки.
Барон называет Луку шарлатаном. Настя, которой стали противны и жизнь, и люди, хочет уйти «на край света». Барон, предлагая девушке взять с собой Актера, издевается над его мечтой вылечиться.
Клещ замечает, что странник Лука «поманил куда-то, а сам дорогу не сказал». По его мнению, он «очень против правды восставал. Верно, и без нее дышать нечем».
Сатин в возбуждении приказывает «молчать о старике»: тот, в отличие от всех, понимал, что «правда – это человек», а обманывал из жалости к людям. Странник влиял на его отношение к миру как «кислота на старую и грязную монету».
Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму точно.
Сатин рассуждает о том, что человека нужно уважать, а «не унижать его жалостью». Барон признается, что живет, как во сне, не видя и не понимая смысла жизни.
Актер вдруг слезает с печки и выбегает из подвала. Входят Медведев с Бубновым, за ними – другие обитатели ночлежки. Кто-то устраивается на ночлег, несколько человек поют. Распахивается дверь. Барон кричит с порога, что на пустыре повесился Актер.
Сатин произносит: «Эх, испортил песню, дур-рак!» Пьеса «На дне» Горького живет и находит своих читателей и зрителей больше века, привлекая неоднозначностью поставленных вопросов, побуждая вновь и вновь задумываться, что есть в жизни человека вера, любовь и каковы возможности человека. Давая только общее представление о пьесе, краткий пересказ «На дне» предполагает дальнейшую работу читателя с полным текстом драмы.
«На дне» за 9 минут. Краткое содержание пьесы Горького
В ночлежку для нищих, потерявших надежду на будущее, пришёл странник, вернул им эту надежду и исчез. Надежды оказались несбыточными, а люди — не готовыми к переменам. Ничто не вытащит их со дна жизни.
Названия актов — условные. Конец 19-го века. Тёмная и грязная ночлежка для нищих с нарами вдоль стен. В центре — стол с самоваром.
В ночлежке было много людей, каждый занимался своим делом.
Квашня хлопотала у самовара и рассуждала о своём ухажёре. Пожив с мужем-тираном, она не хотела снова выходить замуж. Квашня — торговка пельменями, около сорока лет, вдова, сильная женщина, любит свободу и независимость
Рядом работал за верстаком Клещ, его тяжело больная жена Анна лежала на кровати за занавеской. Клещ был груб с умирающей женой, считая, что оказался в ночлежке из-за неё.
- Андрей Митрич Клещ — слесарь, 40 лет, работящий, грубый, угрюмый, мечтает вырваться из нищеты
- Анна — жена Клеща, 30 лет, тяжело больна, несчастна, раздавлена жизнью и никому не нужна
- С печи слез Актёр.
- Актёр — алкоголик, бывший актёр, около сорока лет, безобиден, способен на сочувствие, настоящее имя – Сверчков-Заволжский
- Помогая Анне выйти на свежий воздух, он столкнулся с Костылёвым, который искал свою молодую жену Василису.
- Михаил Иванович Костылёв — хозяин ночлежки, 54 года, богат, жаден, готов отобрать у своих постояльцев последнюю копейку, ревнует свою молодую жену Василису
- Василиса Карповна — жена Костылёва, 26 лет, безнравственная, скандальная, жестока к сестре, жадна до денег
- Костылёв оценил доброе отношение Актёра к умирающей, но отказался скостить ему половину долга.
- Василиса была любовницей Пепла, жившего в отгороженном углу, но Костылёв не мог поймать их вместе и побаивался вора.
- Васька Пепел — потомственный вор, 28 лет, любовник Василисы, хочет стать честным
- Пеплу Василиса надоела, он ухлёстывал за её сестрой Наташей, но та отвергала его.
- Наташа — сестра Василисы, 20 лет, тихая, добрая, мечтательная
Пепел воровал с детства, никогда не работал. Клещ же считал неработающих людей рванью «без чести, без совести». По мнению Пепла, честь и совесть нищим без надобности, они тем нужны, «у кого власть да сила есть».
В ночлежку вошёл странник — старик Лука. Лука — странствующий проповедник лет шестидесяти, мудрый, ласковый, внимателен к людям
Вслед за ним — Василиса. До неё дошла сплетня, что Пепел хочет бросить её из-за Наташи. Вора в ночлежке не было, и Василиса ушла, ещё сильнее разозлившись.
Появился Медведев. Абрам Иванович Медведев — полицейский, 50 лет, дядя Василисы и Наташи, ухаживает за Квашнёй
Лука ввёл в комнату еле живую Анну. В это время в сенях Василиса начала бить Наташу. Все, кроме Луки и Анны, бросились их разнимать.
Вечер. Лука сидел у постели Анны, та жаловалась, что муж бил и обижал её, она всю жизнь голодала, ходила в отрепьях. Лука утешал несчастную, обещая ей отдых после смерти.
Сжульничав, нищий Барон выиграл в карты и предложил Актёру и Луке пропить выигрыш. Старик отказался.
Барон — обнищавший аристократ, 33 года, сожитель Насти, умный, образованный, живёт прошлым и не надеется на будущее
Актёр из-за постоянного пьянства забыл свои любимые стихи, которые собрался прочесть Луке. Старик предложил Актёру лечиться от пьянства в бесплатной лечебнице для пьяниц, Актёру только надо не пить несколько дней.
Сперва Актёру понравилась идея начать жизнь сначала, но потом он называл Луку чудаком и ушёл. Анна позвала Луку. Клещ хотел поговорить с женой, но той уже было не до него. Больше никому не было дела до умирающей, только Бубнов радовался, что Анна больше не будет кашлять ночью.
Пепел спросил Медведева, сильно ли Василиса избила сестру. Медведев ответил, что семейные дела вора не касаются, и пригрозил арестовать его. Тогда Пепел пообещал выдать Костылёвых, которые скупали у него краденное. Медведев отступил.
Лука начал убеждать Пепла, что в Сибири можно начать новую, честную жизнь. Пепел заявил, что старик врёт, Лука ответил, что правда не всем нужна, для многих она смертельна.
На вопрос Пепла, есть ли Бог, Лука ответил: «Коли веришь, — есть, не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть». Пепел почти догадался, кто Лука такой, но тут Василиса вызвала вора на разговор. Пепел признался, что никогда не любил Василису, а она предложила ему деньги и Наташу в жёны, если он убьёт её мужа. Лука подслушал разговор.
Костылёв застал жену с Пеплом и устроил скандал. Пепел напал на Костылёва, но Лука посоветовал вору не слушать Василису, а брать Наташу и уходить. Умерла Анна. Лука с Пеплом пошли сообщить Клещу о смерти жены, а в комнату вошли пьяный Актёр и Наташа. Актёр всерьёз собрался вылечиться от пьянства и вернуться на сцену.
Клещ пропил все деньги и не мог похоронить жену. Жители ночлежки пообещали собрать, кто сколько может, и спокойно легли спать — присутствие мёртвого тела их не волновало.
На пустыре позади ночлежки сидели Наташа, Лука, Барон, Настя и Клещ. Настя — сожительница Барона, проститутка, 24 года, романтичная и обидчивая, мечтает о любви
В окно выглядывал Бубнов. Настя рассказывала о влюблённом в неё красавце-студенте. Барон снова поссорился с ней, сказав, что история взята из бульварного романа. Лука увёл Настю, ласково утешая. Наташа призналась, что ждёт особенного человека, который спасёт её от сестры и Костылёва.
Барон ушёл мириться с Настей. Вернувшийся Лука рассказал, как на дачу, где он служил сторожем, в поисках еды залезли двое беглых каторжников. Лука пожалел их и прожил с ними на даче всю зиму.
Бубнов сказал, что врать не умеет и предпочитает говорить правду. Лука ответил, что «не всегда правдой душу вылечишь», и рассказал о человеке, верившем, что есть на свете праведная земля, где все уважают друг друга. Однажды учёный доказал человеку, что праведной земли не существует, и тот повесился.
Лука заявил, что скоро уйдёт «в хохлы», где, по слухам, открыли новую веру — «кто крепко хочет — найдёт», надо только помогать людям и уважать их.
Пепел предложил Наташе уйти с ним, пообещав с её помощью измениться, бросить воровство. Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать…
Девушка не верила Пеплу и не любила его. Наконец, она согласилась, но пообещала повеситься, если Пепел её ударит. Лука подбодрил девушку — «ты ему нужнее, чем он тебе». Василиса подслушала их разговор и начала насмехаться над сестрой и Пеплом.
Костылёв узнал, что Лука собрался уходить. Он считал, что долг человека — не бродяжничать, а приносить пользу. Странник же не должен вмешиваться в чужие дела, жить отшельником и молиться «за все мирские грехи». Лука возразил: есть люди, как урожайная земля, «что не посеешь на ней — родит», а таких, как Костылёв и бог не исправит. Разозлённый Костылёв выгнал Луку из ночлежки.
Бубнов считал, что «вовремя уйти всегда лучше», он «от каторги спасся тем, что вовремя ушёл». Жена Бубнова с любовником хотели его извести. Бубнов передумал убивать жену и ушёл, оставив свою кожевенную мастерскую.
Появились Сатин и Актёр, который целый день не пил. Сатин — нищий, около 40-ка лет, образованный, раньше работал на телеграфе и много читал, чем и теперь любит блеснуть
Сатин рассказал Луке, что в молодости «убил подлеца», защищая сестру. Пока сидел в тюрьме, сестра умерла, а Сатин стал игроком. Пришёл Клещ. Он продал весь инструмент, чтобы похоронить жену, и ему нечем работать, а бездельничать стыдно.
Тут все узнали, что Василиса искалечила сестру, ошпарив ей ноги. Разъярённый Пепел толкнул Костылёва, тот упал и умер. Василиса назвала вора убийцей, а он крикнул, что это Василиса его подговорила мужа убить. Наташа решила, что они заодно и изувечили её, чтобы не мешала. Находясь в полубеспамятстве, она прокляла Пепла.
Ночь. За столом Клещ, ставший нищим, чинил гармонь, а Сатин, Барон и Настя выпивали. На печи кашлял Актёр.
Все обсуждали исчезнувшего Луку. Настя, решившая уйти от Барона, сожалела о добром и понимающем старике. Сатин сравнил Луку с мякишем для беззубых, а Барон — с пластырем для нарывов. Клещ считал старика хорошим — он «закон в душе имел». Актёр всё ещё собирался в мифическую лечебницу для пьяниц.
Сатин считал, что старик врал из жалости к ближним. Такая ложь нужна тем, «кто слаб душой, и кто живёт чужими соками», но не тому, кто сам себе хозяин.
Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! Тем не менее, на Сатина старик подействовал «как кислота на старую и грязную монету». Его поразили слова Луки о том, что люди на самом деле живут не ради себя, а ждут рождения лучшего человека. Поэтому каждого человека уважать надо — вдруг именно он родился на счастье и для большой пользы.
Барон вспомнил своё семейство — выходцев из Франции. Его предки служили русским царям, занимали высокие посты. Чтобы обидеть Барона, Настя крикнула, что ничего этого не было. Сатин посоветовал ему всё забыть.
Настя рассказала, что Наташа сбежала из больницы и бесследно исчезла. Девушка считала, что хитрая Василиса вывернется, а Пепел попадёт на каторгу.
Сатин начал рассуждать, что в Человеке — совокупности всех людей на земле — «все начала и концы», а окружающий мир — «дело его рук и его мозга». Его надо не унижать жалостью, а уважать, ибо «человек — это звучит гордо».
Барон так рассуждать не умел и боялся. Он всю жизнь плыл по течению и менял одежду. Учился — носил форму студента, женился — примерил фрак, разорился — надел серый пиджак и рыжие брюки, служил чиновником — облачился в мундир и фуражку, украл казённые деньги — получил арестантский халат, теперь носит отрепья, а зачем родился — так и не понял.
Актёр выпил стакан водки и выбежал из комнаты. Вошли выпившие Бубнов и Медведев с водкой и закуской, начали всех угощать. Все смеялись над Медведевым — его уволили из полиции, теперь он подчинялся Квашне, а та, по слухам, его била. Собутыльники, весело распевая, собрались в трактир.
Тут испуганный Барон сообщил, что Актёр повесился на пустыре. Сатин негромко сказал: «Эх… испортил песню… дур-рак!».