Какой сюжет оперы Князь Игорь?

В своем творчестве композитор неоднократно обращался к историческому жанру. В 1869 году по совету критика Владимира Стасова он начинает работу над новым масштабным произведением. Задолго до этого Бородин искал новую тему.

Он обращался к сюжетам русских былин и к драме Льва Мея «Царская невеста». Однако только произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» вдохновило его на создание новой постановки.

История создания

Опера

Это эпическое произведение послужило основой для либретто.

Опера

Во время работы над произведением композитор побывал в окрестностях Путивля, где разворачивались события, изучал летописи и литературные источники, документальные исследования о половецких племенах, слушал старинную музыку. Неоценимую помощь ему оказал Стасов — большой знаток отечественной истории и древнерусской литературы.

Создание текста и музыки к опере велось одновременно, но в марте 1870 года композитор неожиданно прервал работу над произведением. Мотивов для прекращения было несколько:

  • малый драматизм,
  • эпичность действия, не устраивавшая композитора,
  • отдаленность от современности.

В это время он начинает писать «Вторую Богатырскую симфонию». Погружение в былинный эпос заставили Бородина вновь вернуться к опере. Этому способствовала совместная работа с Римским-Корсаковым и Мусоргским над оперой-балетом «Млада», для которой Бородин предложил предварительные наброски, сделанные для оперы.

Работа над оперой «Князь Игорь» длилась в течение 18 лет, но произведение так и не было закончено. После смерти великого композитора Римский-Корсаков и Глазунов восстановили увертюру и дописали недостающую инструментальную часть.

Премьера оперы состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра.

Действующие лица

Опера

Главные герои музыкального произведения олицетворяют мужество, благородство русской души, верность и преданность. Опера воспевает защитников русской земли и людей, которые стойко переносят беду и радуются доброму и хорошему. Действующими лицами оперы Бородина являются:

  • Игорь Святославович — князь, правитель Северских земель,
  • Ярославна — жена Игоря во втором браке, ждавшая возвращения мужа,
  • Владимир Игоревич — княжич, сын Игоря, влюбленный в Кончаковну,
  • Владимир Ярославович — брат Ярославны, князь Галицкий,
  • Кончак — половецкий хан,
  • Кончаковна — дочь Кончака, в будущем жена Владимира Игоревича,
  • Овлур — половчанин, принявший христианство, который помог Игорю совершить побег,
  • Гзак — половецкий хан, совершивший поход на Путивль и привезший много пленных,
  • няня Яровлавны,
  • Скула и Ерошка — гудошники, трусы и предатели,
  • подруги Кончаковны,
  • бояре и боярыни,
  • старцы,
  • дружинники,
  • плененные русские ратники,
  • народ

Образы Игоря и Ярославны красивы и гармоничны. Они соединяют большую любовь друг к другу и патриотизм. В пьесе Игорь показан не только как любящий супруг, но и как воин.

Ярославна безраздельно предана своему мужу и тревожится за судьбу родного города. Она горюет при виде разоренной земли и смело противостоит князю Галицкому, защищая обездоленную девушку. Автор непросто создал описанные в «Слово о полку Игореве» образы, но и развил их и наполнил новыми красками.

Опера

Светлые образы раскрываются в прологе в хоре бояр, передающим тревогу и чувство надвигающейся опасности, а также в песнях поселян. Жителям Путивля противостоят темные силы:

  • половецкий хан Кончак,
  • князь Галицкий,
  • Ерошка и Скула

Для композитора образ Владимира Галицкого стал символом усобиц, насилия, предательства и измены. Веселый пир в его доме — это показательная сцена обличающее его пренебрежение чистотой и достоинством, и имеющая политический подтекст.

Бородин противопоставляет Игоря, Ярославну и русскую дружину восточному миру, который полон не только страсти. Неги и любви, но и жесткости, коварства и воинственности.

Образ хана Кончака стал новаторским в русском музыкальном искусстве. Автор не ограничился созданием отрицательного персонажа. Кончаку присущи такие человеческие качества, как благородство и уважение к плененному противнику.

Краткое содержание

Опера

Действие происходит в 1185 году в Путивле. Во дворе княжеского дома народ славит Владимира. Их веселят Ерошка и Скула. Галицкий любит повеселиться. Но ему не хватает власти и богатства. Он мечтает занять место Игоря. Пьяная челядь решают помочь князю и замышляют мятеж.

Ярославну тревожит долгое отсутствие вестей от мужа. Она полна тяжелых предчувствий. Княгиня очень любит Игоря. Ее сердце сжимают тоска и печаль.

Бояре приносят княгине дурную весть: дружина Игоря разбита, а Игорь и Владимир попали к половцам в плен. В это время половецкое войско приближается к городу. Начинается сильный пожар. Жители города готовы встать на его защиту и сражаться до последнего.

Девушки стараются развлечь песнями и танцами дочь хана — Кончаковну. Ее мысли заняты плененным молодым княжичем. Она с нетерпением ожидает встречи с ним. Под покровом ночи влюбленные признаются друг другу в своих чувствах и мечтают о будущем.

Князь Игорь томится в плену. Он тяжело переживает поражение. Его тревожат мысли о родной земле, порабощенной врагом и гибнущей в огне пожаров. Князь уверен, что сможет вновь собрать дружину и дать отпор половцам. С большой нежностью он вспоминает свою жену.

Тайком к князю пробирается Овлур. Половчанин предлагает ему совершить побег из плена. Гордость не позволяет Игорю бежать, и он отказывается от помощи.

Опера

Из похода возвращается Гзак. Он привез много сокровищ. За ним идут плененные русские. Половцы приветствуют его восторженными криками. Пленники рассказывают о разоренном Путивле. Они уговаривают Игоря бежать. Овлур приводит лошадей.

В этот момент появляется Кончаковна. Девушка умоляет Владимира остаться или забрать ее с собой. В отчаянии она поднимает тревогу. Игорь и Овлур успевают скрыться. Половцы требуют смерти для Владимира, но мудрый хан отдает ему в жены свою дочь.

В Путивле Ярославна оплакивает своего мужа. Сколько времени прошло, она не верит в его спасение. С тоской княжна смотрит на сожженную землю, разоренные села и заброшенные земли. Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них она узнает своего любимого. Ерошка и Скула, боясь наказания за предательство, колокольным звоном созывают народ, который приветствует князя.

Краткое содержание оперы «Князь Игорь» можно использовать для читательского дневника или сообщения.

Особенности музыкального сопровождения

Опера

Литературное произведение, положенное в основу оперы, повествует о походе князя Игоря Святославовича на половцев. Он хотел добиться победы без помощи других князей, но потерпел поражение. Автор «Слова» призывал русских правителей к прекращению кровопролитных междоусобных войн и объединению земель для борьбы с общим врагом.

Композитор не акцентирует внимание на политическом подтексте. Для него важно эпическое содержание. Образы русских князей он приближает к былинным русским богатырям. Им противопоставлен князь Галицкий, который является символов княжеских раздоров и междоусобиц.

Очень часто оперу называют народной. По духу она близка к произведению Глинки «Руслан». Эпичность образа северского князя складывается в неторопливом былинном действии, масштабных формах, богатырском музыкальном образе.

Особое внимание следует уделить развитию музыкального сопровождения сюжета. Главная увертюра, в основе которой лежат мелодии всей оперы, противопоставляет характеры русских и половцев.

Хор пролога напоминает древние песнопения. Он обрамляет оркестровое исполнение в сцене затмения и делает образы испуганных бояр, встревоженной Ярославны, сильного и мужественного Игоря более яркими.

С ним контрастирует ария Галицкого и хор разгулявшейся челяди. В этом действии музыка похожа на русскую пляску и песни скоморохов, а песни девушек схожи с жалобными причитаниями.

Картины, посвященные половецкому стану, наполнены призывами Кончаковны и любовной неги. Исполнение партии Владимира передает очарование юношеской любовью и прелесть южной ночи.

Хан Кончак предстает перед зрителем властным и великодушным. При изображении половцев автор на первое место ставит их жесткость и воинственность. В заключительном действии музыка развивается от трагически-скорбной к глубокой и ликующей. Народный плач в песне поселян сменяется торжественным финальным хором.

Кратко анализ музыкальных особенностей произведения можно использовать для доклада о творчестве композитора.

Интересные факты

Опера

Опера является достоянием национальной классической музыки. С ее созданием связано несколько интересных фактов:

  • Александр Порфирьевич Бородин, обладая композиторским талантом, по образованию был врачом и химиком. Он написал более 40 научных работ по химии. Одна из химических реакций носит его имя.
  • Партии князя Игоря и хана Кончака неоднократно исполнял великий русский певец Федор Шаляпин. Благодаря своему мастерству он создал уникальные и неповторимые образы.
  • Для попевок оперы Бородин переработал русскую народную песню «Горы Воробьевские».
  • Записи половецких песен композитор получил от путешественника и исследователя П. Хунвальди. В настоящее время они считаются утраченными.
  • «Слово о полку Игореве» не содержит народных сцен, но подразумевает мысль о народе. Бородин выводит на первое место поселян. Для этого он использует большое количество хоровых сцен.

Музыкальное произведение, созданное в народно-эпическом жанре, посвящено страницам русской истории. Его отличает масштабность, красочность и неповторимый национальный колорит. Несмотря на то что опера написана более века лет назад, она интересна зрителю и сегодня.

Опера Князь Игорь: краткое содержание и история создания

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) — один из наиболее выдающихся русских композиторов и учёных, член содружества «Могучая кучка» под предводительством композитора Милия Алексеевича Балакирева. Он является основоположником русского эпического симфонизма.

История создания оперы

Писать оперу по сюжету «Слова о полку Игореве» Бородин стал по совету критика Владимира Стасова. Композитор с энтузиазмом принял эту замечательную идею. Героические образы русской истории помогали ему познавать современность. Поэтому неудивительно, что в творчестве композитора они занимали центральное место.

Желая ощутить старину и проникнуться её духом, Бородин ездил под Курск в окрестности Путивля. Там он принимался за изучение летописей, старинных повестей, исследований, музыки, былин и эпоса.

Либретто оперы Князь Игорь захватывает своим неповторимым колоритом. Для своей оперы либретто композитор писал сам, создавая его вместе с музыкой. Из истории создания оперы Князь Игорь становится понятным, почему он сделал образ князя Игоря похожим на образы богатырей из старинных былин.

Он работал над оперой 18 лет, но не успел её закончить, так как неожиданно скончался. Работу над «Князем Игорем» завершили его друзья композитор Римский-Корсаков вместе с Глазуновым. Основываясь на материалах Бородина, они смогли сделать партитуру оперы, обработать некоторые эпизоды и дописать неоконченные сцены.

Первая постановка оперы Бородина Князь Игорь состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра.

Опера

Пролог

Либретто оперы Князь Игорь насыщено драматическими событиями. Площадь города Путивля. Войско во главе с князем Игорем готовится идти войной против половцев. Простой люд и бояре, собравшиеся на площади, почтительно встречают князя и его сына Владимира. Но неожиданно происходит полное солнечное затмение.

Люди видят в этом дурное предзнаменование. Только не князь Игорь. Он полон решимости и не верит в приметы. Войско отправляется в поход. Лишь Скула и Ерошка местные гудошники потихоньку сбегают, испугавшись сражения и смерти на поле брани.

Князь прощается с супругой Ярославной. Тяжёлые предчувствия и мольбы безутешной жены не могут остановить Игоря. Он поручает Ярославну князю Галицкому, ее брату. Игорь вместе с дружиной отправляется в путь. Из краткого содержания оперы Князь Игорь очевидно, что предзнаменование было действительно зловещим.

Опера

Первое действие

В Путивле теперь правит князь Галицкий. Он использует временно доставшуюся ему власть себе в удовольствие. Галицкий пирует. Он мечтает стать князем, а Ярославну планирует удалить в монастырь. К свите князя примкнули и Скула с Ерошкой.

В княжеский терем приходят девицы. Они умоляют вернуть им подругу, которая была похищена слугами Галицкого. Тот прогоняет девушек прочь. Веселье продолжается.

Княгиню, полную тяжелых дум и беспокойства за мужа, отвлекают от горьких мыслей девицы, которые пришли жаловаться на творящиеся беззакония Галицкого. Княгиня возмущена. Но брат, не проявляя ни малейшего раскаяния, ведет себя вызывающе.

Он нагло говорит Ярославне, что в скором времени захватит в Путивле власть. Краткое содержание оперы Князь Игорь демонстрирует, насколько могут ослабнуть семейные узы, связывающие брата и сестру, если их омрачает зависть и жажда власти.

Бояре приходят к княгине с плохими вестями. Дружина наголову разбита. Князь с сыном находятся в половецком плену. На Русь движется вражеское войско.

Опера

Второе действие

Степь, стан половцев. Сын князя, Владимир, влюблён в дочь хана Кончака. Дождавшись ночи, он спешит к ней на свидание. Князь Игорь же в плену страдает. Он мечтает вырваться на свободу и искупить свой позор, вернув былую славу и честь. Краткое содержание оперы Князь Игорь показывает, насколько глубоко уязвлено его самолюбие.

Игорь планирует бежать, воспользовавшись помощью половца Овлура. Хан Кончак обращается с князем Игорем как с дорогим другом. Он уважает князя за отвагу и честность, предлагает дружбу. Игорь наотрез отказывается от предложения. Хан относится к отказу князя с пониманием. Чтобы поднять настроение князю, он призывает молодёжь пуститься в безудержный пляс.

Третье действие

Опера

Хан Гзак возвращается к половцам с добычей. Вид плененных соотечественников и разграбленного имущества толкают князя на решение бежать, воспользовавшись помощью Овлура. Оставив влюбленного в Кончаковну сына, князь Игорь бежит. Краткое содержание оперы Князь Игорь показывает, что он совершил ошибку, оставив сына в стане врагов.

Четвертое действие

Опера

В либретто оперы Князь Игорь показана настоящая любовь и преданность. На городской стене Путивля княгиня оплакивает любимого мужа и землю, разорённую врагами. Но Ярославна вдруг замечает всадников, которые скачут вдали. Она узнаёт князя Игоря. Её радости нет предела.

Скула и Ерошка, не догадываясь о возвращении князя, подшучивают над ним. Его неожиданный приезд их ошеломляет. Хитрые гудошники, желая избежать наказания, возвещают о возвращении князя биением в колокол. На звон сбегаются люди, населяющие город. Они горячо приветствуют вернувшегося любимого князя.

Опера Бородина Князь Игорь учит мужеству, благородству, смелости и верности, любви к своей родной земле, умению постоять за неё. Герои оперы Князь Игорь достаточно разнохарактерные, они воплощают в себе качества, свойственные русскому человеку.

Композитор Бородин сумел создать удивительно прекрасную музыку, которая характеризует каждого из них. Эта опера до сих пор остаётся одной из самых лучших в русской и мировой музыкальной культуре.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий