Бертольт Брехт
Многосторонний талант немецкого драматурга и режиссёра, поэта и прозаика, публициста и критика Бертольта Брехта (1898-1956) проявился в поисках новых форм искусства.
В начале своего пути юноша изучал естественные науки и философию, учился на медика, был санитаром военного госпиталя. Но страстная любовь к театру победила, он стал сочинять рецензии на спектакли, пробовал писать пьесы.
Брехт по-своему боролся с модными явлениями в современном искусстве — экспрессионизмом и декадентством. Его теория ‘эпического театра’ основывалась на предпочтении разумных начал над тёмными инстинктами человека. Книги драматурга, как и многих других писателей, пришедшие к власти фашисты, эти воинствующие варвары, предали огню. Он оказался в вынужденной эмиграции.
Критическое отношение Брехта к миру нашло своё выражение в приёме ‘отчуждения’ — таком изображении действительности, когда с неожиданной стороны выявляется скрытое социальное зло, герой становится ‘рупором идей’, а исполнитель роли ‘отчуждается’ от образа, соблюдая дистанцию между собой и героем.
Свой метод необычного построения пьес драматург воплотил на практике: сольные песни — ‘зонги’ — обращены к залу, поёт хор, стихи чередуются с прозой, появляются маски, меняется оформление сцены при открытом занавесе.
Условность и абстрактность спектаклей, по мнению писателя, помогали с большим эффектом добиться типичности характеров и ситуаций. Символика его пьес лишена какой бы то ни было мистики, а гротеск всегда подчинён политической идее.
И неважно в общем-то, что он берёт знакомые сюжеты и перерабатывает их, меняя место действия, но сохраняя имена действующих лиц и некоторые ситуации. Цель автора: в броской, парадоксальной, иногда притчевой форме поставить острый вопрос и предложить свой вариант решения, а задуматься над выбором, оценить проблему должен сам зритель.
События всемирно известной пьесы ‘Трехгрошовая опера’ происходят в Лондоне, оказавшемся во власти монополии нищих под управлением старика Пичема и его противника — молодого бандита Мэкхита, основателя треста воров разных специальностей. В конфликт двух главарей втянуты фирмы, банки, чиновники. А заканчивается он достижением полного согласия на родственной и коммерческой основе, а также организацией нового синдиката: нищенство и грабёж, успешные спекуляции и дневная выручка калек приносят гораздо больше средств, чем честный труд.
‘Что такое налёт на банк по сравнению с основанием банка? Что такое… убийство человека по сравнению с использованием его как рабочей силы?’ — рассуждает будущий зять Пичема. Его стараниями чётко организованный преступный мир проникает во властные структуры государства и искажает их до неузнаваемости.
Теме войны посвящена историческая хроника ‘Мамаша Кураж и её дети’. Действие пьесы разворачивается в Германии в годы Тридцатилетней войны.
Анна Фирлинг изведала все пути-дороги со своей повозкой и скудным скарбом, она торгует всякой всячиной, даже оружием и боеприпасами, извлекая из всего, что только попадётся, свою выгоду. Война обеспечивает её скромным доходом, но что он в сравнении с тем, который получают люди, повинные в разжигании войны.
Обыкновенная женщина из народа, она привыкла сама справляться с трудностями, закалилась в горниле войны и, наконец, обрела свою философию:
— Если в ход идут высокие добродетели, значит дело дрянь.
— Если какой-нибудь командующий или король — дурак набитый и ведёт своих людей прямо в навозную кучу, то тут, конечно, нужно, чтобы люди не боялись смерти, тут нужна добродетель.
— Если он скряга и набирает слишком мало солдат, то солдаты должны быть сплошными Геркулесами.
— А если он бездельник и не хочет ломать себе голову, тогда они должны быть мудрыми, как змеи, иначе им крышка.
Мамаша Кураж скептически относится к высоким словам и призывам, всё продаётся — такова жизнь: судьи выносят мягкие приговоры, ибо берут взятки, и суровые законы можно обойти, только приспосабливаясь. Мир несёт ей бедность, война даёт прибыль. Никакие, кажется, жертвы не способны переубедить расчётливую старуху Фирлинг. Погибают её сыновья и дочь, она остаётся одна, измождённая, обессиленная, но по-прежнему тащит свой фургон с товарами, стараясь догнать ушедший полк.
Как мать, она готова на всё, чтобы спасти своих детей, как маркитантка, приносит их в жертву богу войны. Сколько страданий терпит она! Но ничему не учится. Участь мамаши Кураж — горькое предостережение всем тем, кто видит в войне возможность нормального существования. Материнство и война несовместимы. Одно отрицает другое, а компромисс ведёт к смерти.
Старший сын Эйлиф, став бравым солдатом, жаждет подвигов, а его храбрость, проявленная на грабительской войне, карается расстрелом.
Честный Швейцеркас, выполняя обязанности полкового казначея, попадает в плен и прячет казну, чтобы она не досталась врагам, но за верность присяге его расстреливают.
Даже немая Катрин, униженное, бессловесное существо, совершает героический поступок — предупреждает горожан барабанным боем о нападении: ‘Камень заговорил’ — такова ремарка автора.
Словно статуя, замирает в молчаливом крике Анна Фирлинг, когда видит мёртвого сына, и поёт колыбельную, оплакивая дочь.
В 1948 году Брехт возвращается на родину и создаёт подлинно новаторский ‘Берлинский ансамбль’. Ему удаётся сочетать работу руководителя и режиссёра театра с общественной деятельностью. Кипучая натура писателя проявляется и в активной борьбе за мир:
‘Три войны вёл великий Карфаген. Ещё могущественный после первой, он сохранил лишь своих жителей после второй. После третьей от него не осталось и следа’.
Литература
1. История зарубежной литературы ХХ века/ Под ред. доц. З.Т. Гражданской. — М., 1963. — С. 311-323.
2. Зарубежная литература/ Под ред. С.В. Тураева. — М., 1972. — С. 279-285.
3. Бент М.И. Бертольт Брехт. ‘Мамаша Кураж и её дети’ (К обзорной теме ‘Из современной зарубежной литературы’ в Х классе)/ Литература в школе. — 1984. — № 2. — С. 60-63.
4. Синицына Л.А. Материнство и война. Драма Б. Брехта ‘Мамаша Кураж и её дети’. Материал к уроку. Х класс/ Литература в школе. — 2003. — № 3. — С. 44-45.