Диктанты в 7 классе

Диктанты в 7 классе

Дождь в лесу

Тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием для обучающихся 7-х классов рассчитаны на весь учебный год.

В 1 четверти проверяем сформированные умения обучающихся по разделу ‘Повторение изученного в 5-6 классах’. Во 2-3 четвертях усвоение нового материала. В 4 четверти выясняем качественные показатели изучения курса в целом.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Волки

О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.

В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей.4 Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль.4 Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных. (По И. Соколову-Микитову.)

(92 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей.4 (1 вариант), Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль.4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: пустынных, заболевают, находящиеся(1 вариант), копытной, погибают, преследовавшие (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: растерзанных (1вариант), заболевших (2 вариант).

Пёстрая лента

Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев.4 Работая из любви к своему искусству, этот сыщик никогда не брался за расследование будничных преступлений. Вот одно из таких дел.

Проснувшись в одно апрельское утро, я увидел, что Шерлок Холмс стоит у моей кровати. Обычно он поднимался с постели поздно, но сейчас часы на камине показывали лишь четверть восьмого. ‘Весьма сожалею, что разбудил вас, Уотсон’, — сказал он. Я удивленно спросил: ‘Что случилось?’. Оказалось, что к нам пришла клиентка и ждёт в приемной. Я быстро оделся, и через несколько минут мы спустились в гостиную.

Дама, одетая в чёрное, поднялась при нашем появлении.4 Она подняла вуаль, и мы увидели её посеревшее лицо. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах блестела седина. (По А.К. Дойлу.)

(126 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев.4 (1 вариант), Дама, одетая в чёрное, поднялась при нашем появлении.4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: апрельское, проснувшись, разбудил (1 вариант), будничных, просматривая, блестела (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: посеревшее (1 вариант), одетая (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам II четверти

Снег

Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.

Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами.

В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег. (126 слов.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 2 причастия с разными орфограммами и объясните их: действительные (1 вариант), страдательные (2 вариант).

2. Морфологический разбор слова: не успевшую (1 вариант), нарушаемая (2 вариант).

3. Морфемный разбор слов: озарённое, потерявшие (1 вариант), накрывшее, блестящую (2 вариант).

4. Синтаксический разбор предложения: Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. (1 вариант)

В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. (2 вариант)

Карта Острова Сокровищ

Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широты и долготы, обозначены заливы, бухты. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Cтивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги.

Вначале Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рождённому фантазией Стивенсона. (По Р.С. Белоусову.)

(122 слова.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 2 причастия с разными орфограммами и объясните их: действительные (1 вариант), страдательные (2 вариант).

2. Морфологический разбор слова: оказавшийся (1 вариант), раскрашена (2 вариант).

3. Морфемный разбор слов: затерянной, неослабевающим (1 вариант), придуманного, напоминавшего (2 вариант).

4. Синтаксический разбор предложения: Cтивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. (1 вариант)

Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги. (2 вариант)

Контрольный диктант по итогам III четверти

В лесной глуши

Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.

Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья неба.4 Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идёте по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, падающее косыми полосами сверху.

Как-то немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдёшь в густую тень вековых елей.

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.4 В настоящую лесную глушь забираются только белка да пёстрый дятел. Изредка ухает филин, вдалеке надрывается кукушка. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку.)

(123 слова.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте морфемы в словах: сверху, где-нибудь, немного (I вариант), изредка, кое-где, вдалеке (II вариант).

2. Выполните морфологический разбор наречия: кое-где (I вариант), как-то (II вариант).

3. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые входит наречие, объясните его правописание: из 1-2 абзаца (I вариант), из 3-4 абзаца (II вариант).

4. Произведите синтаксический разбор предложения:

Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья неба. (I вариант),

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях. (II вариант).

Короткое северное лето

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки, под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.4

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. Играла на солнце берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой.4 (По Ф. Абрамову.)

(123 слова.)

Грамматическое задание

1. Выпишите три словосочетания ‘глагол + существительное с предлогом’, укажите значение предлогов (из двух первых абзацев I вариант, из последних абзацев II вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: клубясь, курящимся, перекликались (I вариант), разрастаясь, отжившим, носились (II вариант).

3. Обозначьте орфограммы в словах: в течение (лета), неуверенно, вдали(I вариант), из-за мути, медленно, несмотря на ливень (II вариант).

4. Произведите синтаксический разбор предложения:По лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома. (1 вариант), Играла на солнце берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой. (2 вариант)

Бескорыстные помощники

Во время Первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пёс по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.

Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время Второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.4

Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребённых под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.

В мире немало памятников собакам. Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой.4 (По Б. Волынкиной.)

(119 слов.)

Примечание. Эскадра — крупное соединение военных судов. Эскадренный — входящий в эскадру.

Грамматическое задание

1. Выпишите словосочетания, в которые входит предлог с пространственным, временным, объектным значением.

2. Обозначьте морфемы в словах: разыскивать, заваленных, заслышав (1вариант), улавливали, отличавшийся, разыскивая (2вариант).

3. Найдите сложное предложение с деепричастным оборотом, подчеркните оборот как член предложения: в 1 абзаце (1вариант), во 2 абзаце (2вариант).

4. Произведите синтаксический разбор: Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах. (I вариант), В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (2 вариант).

Беседа за чаем

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в ещё не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной.4 Золочёная и посеребрённая посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из гранёного хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчёт поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.4 (По И.В. Сорокиной.)

(110 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполнить разбор слов по составу: по-летнему, распахнутыми, отражая (1 вариант),

посеребренная, по-праздничному, развеселившись (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. (1 вариант),

В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей. (2 вариант).

3. Обозначьте орфограммы в словах: в заключение чаепития, вследствие дождей, насчет поездки, вопреки опасениям (1 вариант), в течение часа, вдоль стен, несмотря на начало, в виде цветка (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам учебного года

Кто как спит

Рыбы, птицы, животные спят по-разному. Некоторые рыбы засветло опускаются на дно, уходят вглубь и стараются спрятаться в зарослях подводной растительности. Некоторые во время сна медленно начинают передвигаться вперед, вправо или влево. Иная рыбка плавает головой вниз или на боку, а то и переворачивается вверх брюшком.

Шимпанзе ежедневно устраивает новое ложе на дереве, на воле никогда нигде по-другому не спит. Залезает наверх и располагается поудобнее3 на ветке. В зоопарке им приходится жить по-новому. Волей-неволей они постепенно с трудом приучаются спать на деревянных кроватях, но иногда какая-нибудь из них начинает взволнованно кричать, цепляется за сетку и повисает на ней. Но висеть так неудобно, и обезьянка, чуть-чуть3 повисев, все-таки укладывается снова на отведенное ей место.

(112 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: чуть-чуть(1 вариант), поудобнее (2 вариант).

2. Выпишите служебные слова из предложений и определите их принадлежность (предлог, союз, частица): из1, 4 абзацев (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Некоторые рыбы засветло опускаются на дно, уходят вглубь и стараются спрятаться в зарослях подводной растительности. (1 вариант),

Шимпанзе ежедневно устраивает новое ложе на дереве, на воле никогда нигде по-другому не спит. (2 вариант).

В лесу

Выехать мы решили совсем налегке. Собрались все вовремя. Не спеша тронулись в путь. Был по-летнему тёплый день. Сначала справа и слева тянулись поля, но вскоре впереди засверкала речка. Наконец вдали показался лес, куда мы изредка ездили на прогулку. Потихоньку перебрались по старому мосту, который во время нашего переезда уже кое-где трещал.

Мало-помалу добрались до леса. На опушке было видимо-невидимо спелой земляники, а внутри леса кустики черники сплошь покрывали землю. Все разбрелись по лесу, а мы вчетвером стали собирать ягоды на опушке и по-приятельски болтать.

Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. Ему стало невтерпеж от укусов комаров. Вскоре вернулись и остальные, в чаще им почему-то было жутко.

Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. Домой вернулись засветло и потом долго вспоминали нашу поездку в лес. (129 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: кое-где (1 вариант), мало-помалу (2 вариант).

2. Выпишите 3-4 наречия с разными видами орфограмм и графически их объясните: из 1 и 4 абзацев (1 вариант), из 2-3 абзацев (2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор: Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. (I вариант),

Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. (II вариант).

Летний вечер

Тих и ласков тёплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Ещё не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звёзды, ещё не успевшие разгореться.

Присмиревший ветерок изредка прошумит над землёй, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника.

На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, всё радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще3, заметнее. На тёмном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звёзды. Далёкие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы. (130 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: непрерывно (1 вариант), гуще (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: разгореться, присмиревший, радостно(1 вариант), залюбоваться, неведомом, незаметно (2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор: Присмиревший ветерок изредка прошумит над землёй, повеет в лицо неожиданной прохладой. (1 вариант), О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. (2 вариант).

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий