Дополнение как член предложения
Дополнение обозначает предмет (объект), на который направлено действие.
Между дополнением и дополняемым словом возможно наличие отношения субъекта к действию.
Если определение обладает способностью распространять члены предложения, выраженные именами существительными, то дополнение чаще всего зависит от сказуемого и распространяет именно его.
Все предложения для примеров мы нашли в рассказах Евгения Ивановича Носова «Зимородок», «Живое пламя», «Забытая страничка», «Хитрюга».
В качестве дополнения используются существительные и разные разряды местоимений с предлогами и без них. Напомним вопросы косвенных падежей, на которые отвечает дополнение:
КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?
У каждого рыболова (У КОГО?) есть (ЧТО?) на реке любимый уголок. Здесь он строит (КОМУ?) себе (ЧТО?) приваду. Забивает (ЧТО?) в дно реки у берега полукругом колья, оплетает (ЧТО?) их (ЧЕМ?) лозой, а (ЧТО?) пустоту внутри засыпает (ЧЕМ?) землёй. Получается что-то вроде маленького (ЧЕГО?) полуострова. Особенно когда рыбак обложит (ЧТО?) приваду зелёным (ЧЕМ?) дёрном, а забитые колья пустят (ЧТО?) молодые побеги.
Приведём примеры дополнений, выраженных личными, возвратными, указательными, относительно-вопросительными, определительными, неопределёнными, отрицательными местоимениями: давал мне, строит себе, вижу это, в чём дело, всем хотелось, нашёл что-то, ничем не испугать.
К тому же дополнением могут быть и другие части речи, если они приобретают значение существительного. Например, прилагательные, причастие, числительное, наречие, междометие: живому рад, об удачном расскажем, разделите сорок на два, не мечтайте о завтра, донеслось «ау».
Редко в роли дополнения выступают инфинитивы, неделимые словосочетания и фразеологизмы. Например: не догадался расспросить, жил дед с бабушкой, принести два ведра, решил больной вопрос.
Выделяют два вида дополнений – прямое и косвенное. Прямое дополнение выражается существительным в Винительном падеже без предлога, существительным в Родительном падеже с отрицанием, а также существительным со значением части предмета в Родительном падеже. Прямые дополнения распространяют переходные глаголы и слова категории состояния.
Примеры прямых дополнений:
Он вскинул на плечи (ЧТО?) рюкзак, поправил сбитую лямкой (ЧТО?) кепку…
Иногда разыгравшаяся мальва задевала (ЧТО?) поплавки, они вздрагивали, заставляли (КОГО?) меня насторожиться.
Я затаился и стал разглядывать (КОГО?) незнакомку.
Я попросил у тети Оли небольшой грибной (ЧТО?) кузовок, перекинул через плечо (ЧТО?) двустволку и зашагал в лес.
Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную (ЧТО?) тень.
А потом, возвращаясь домой, я собрал ещё (ЧТО?) несколько разных цветков и связал из них маленький (ЧТО?) букетик.
Косвенные дополнения употребляются с предлогами в Винительном и Родительном падежах, а также в Творительном и Предложном падежах.
Примеры косвенных дополнений:
Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой (ЧЕМ?) лейкой.
От свежевымытого (ЧЕГО?) пола тянуло (ЧЕМ?) прохладой.
Я вышел посмотреть на (ЧТО?) цветы.
Дожди сменились (ЧЕМ?) ветрами.
Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошел к (КОМУ?) товарищу.
Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую (ЧЕМ?) лямкой кепку…
Я попросил у (КОГО?) тёти Оли небольшой грибной кузовок, перекинул через плечо двустволку и зашагал в лес.
Нередко ученики путают дополнения с несогласованными определениями и обстоятельствами. Нужно помнить, что существительное в роли несогласованного определения можно заменить прилагательным.
Например:
Поздно вечером улеглись и долго еще не спали, прислушиваясь, не зашлепают ли по полу лапки (ЧЬИ?) беглеца.
Поплавки недвижно белели среди темно-зелёных лопухов (КАКИХ?) кувшинок.
После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик (ЧЕЙ?) тёти Оли.
Не забудем, что к обстоятельству, в отличие от дополнения, можно задать два вопроса: один из них падежный, а другой – смысловой.
Например:
Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за (С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЗА ЧЕМ?) окунями.
Я открыл глаза и ахнул (ПОЧЕМУ? ОТ ЧЕГО?) от изумления.
Я наклонился поближе и окончательно убедился, что волшебный музыкант спрятался в (ГДЕ? В ЧЁМ?) раковине.
Литература
1. Ильченко О.С. Урок на тему «Дополнение» в VIII классе /Русский язык в школе. — 2003. — №4.
2. Носов Е.И. Кукла: сборник рассказов. — М., ООО «Издательство «Эксмо», 2015.