Эно Рауд

Эно Рауд

Эно Рауд

К эстонскому детскому писателю Эно Рауду (1928-1996) известность пришла в 70-е годы двадцатого века. Скромный человек, занимавшийся издательской деятельностью, стал сочинять для детей.

Сказки Эно Рауда не содержат явной морали, но обладают больной воспитательной силой. Они учат преданной дружбе, умению прощать ошибки, совершать героические поступки, соблюдать экологическое равновесие в природе. Их герои — Моховая Борода, Муфта, Полботинка.

Популярные маленькие человечки — накситралли — чем-то похожи на гномов, но ничего волшебного в них нет. Чем же интересны эти герои? Своей неповторимостью и серьёзностью намерений. Их трое, это уже немало, и они отличаются друг от друга манерами, внешностью, характером.

Видимо, самый старший из них — это Моховая Борода. И не потому только, что у него есть густая мягкая моховая чудо-борода, в которой растёт вкусная брусника, а по здравым рассуждениям, чем-то смахивающим на выводы взрослых людей. Он философ от природы. Его замечания всегда по делу и кстати:

— даже самая горячая любовь должна иметь предел,

— работа греет посильней, чем муфта,

— вообще в животном мире инстинкты имеют огромное значение,

— дрожь унижает чувство собственного достоинства,

— если не замечаешь собаку, она вскоре прекратит всякое тявканье,

— раз наградили, придётся быть отважным,

— чувства важнее, чем вещи,

— в жизни могут наступить такие дни, когда мать-земля откажет тебе в пропитании,

— никогда нельзя терять веру в свою звезду.

Больше всего он любит мир природы, ценит природное равновесие, любит спать на улице, презирая внешние удобства, не боится холода и от простуды спасается целебным отваром из оленьего мха. Моховая Борода — добрый друг и надёжный попутчик, поделится даже тем последним, что имеет, например ягодкой бруснички. С большим интересом наблюдает он за изменениями в природе, великолепно знает повадки птиц, помнит народные приметы.

Имеет визитки, водительские права и собственную машину другой накситралль — Муфта. О его детстве и родителях мы узнаём только в последней, четвёртой истории. Но такая подробная родословная, однако, не спасает его от глубокого одиночества. Герою приходится даже писать самому себе письма — по 20 штук! — и отправлять их по почте до востребования, а в каком-нибудь другом городе получать.

Превыше всего он ценит удобство в одежде: от макушки до пят его скрывает муфта с молнией посередине. И ещё с уважением относится к чужому пространству — предельно вежлив, боится быть навязчивым, а от волнения путает то названия сладостей, то слова, то пословицы. Ему не нравится обсуждать товарища за спиной и делать вид, что всё замечательно.

Аккуратность Муфты, кажется, не знает границ! Никакого мусора где  попало не разбрасывает, а в фургончике от каждой мелочи так и веет теплом и основательностью: кровать застелена, цветы стоят в вазе, на стенке висит собственный портрет, а на кухоньке есть холодильник с запасом продуктов, имеется даже кипятильник и сверло, мало ли что может приключиться в дороге.

Муфта — серьёзный и опытный водитель, всегда соблюдает правила дорожного движения, умеет ездить по лесным тропинкам, по дну озера и только один раз попадает в ДТП, когда узнаёт о предательстве друга. Тут уж с управлением машины выходит казус — он умудряется застрять между двумя близко растущими деревьями. Прочные небьющиеся стёкла и заклинившие двери не дают возможности выйти из фургончика на свежий воздух и пополнить запасы воды. Казалось бы, близок финальный аккорд жизни, но, слава богу, приходит долгожданное спасение, и все обиды прощены.

Нет-нет, да и скажет что-нибудь примечательное и даже поэтическое наш Муфта:

— нет ничего ужаснее, чем злой ум,

— лесной воздух уже сам по себе действует успокаивающе,

— нет такого поступка, за который можно наказывать одиночеством.

По своему неразумному поведению самым младшим можно считать Полботинка. Вот уж кто поддаёт жару! Заболевает после третьего мороженого, становится задиристым и несговорчивым, когда Моховая Борода приютил у себя в кармане гадюку Матильду, покидает друзей, поверив в сущую нелепицу о том, что Муфта — ‘волчий выкормыш’.

Как все накситралли, он маленького роста и предпочитает удобную обувь с открытым носом, чтобы можно было без всяких помех шевелить пальцами. Гостеприимен, но не имеет дома, с детства путешествует, первый предлагает объединиться: вместе веселей, а на машине  так приятно ездить.

Как память о детстве, хранит маленькую деревянную мышку на колёсиках, великодушно жертвует ею в минуту опасности, предлагает интересные идеи (например, как освободить старушку от нашествия бродячих наглых котов), любит давать указания, великолепно стреляет из рогатки, мечтает стать героем и совершить какой-нибудь хороший подвиг.

И он тоже умеет говорить красиво и вполне разумно:

— гораздо интересней представлять себе вещи, которых на самом деле не бывает,

— ты сам углубился в своё одиночество, никто тебя туда не гнал,

— нельзя переоценивать значение всяких значков и медалей,

— не знаю ничего, что пахнет так сладко, как свобода,

— радость труда — это всё-таки самая большая радость,

— как ужасно быть в плену на проспекте Свободы,

— волки, конечно, страшные звери, но в них нет ничего противоестественного, такого, что можно заметить у двуногих волков,

— ни одно живое существо нельзя превращать в игрушку.

Если определять основную тему сказки о накситраллях, то, на мой взгляд, нелепо её сужать до экологической тематики. Здесь речь идёт о дружбе троих маленьких человечков. А ведь принято считать, что третий всегда лишний. Только в четвёртой части они по-настоящему ссорятся, и повод находят какой-то нелепый и смешной.

Каждая часть посвящена одной идее: например, в первой наши герои знакомятся друг с другом и спасают город от нашествия кошек. Конечно, кошки надоедливы, но не до такой же степени! И всё-таки автор раскрывает секрет этой странной ‘операции’: без кошек, оказывается, нельзя спокойно жить — сразу найдутся те, кто воспользуется положением и город возьмёт без приступа, как делают это крысы, отправившиеся покорять новые ‘съестные’ пространства, покинув развалины древнего замка.

Во второй части герои восстанавливают нарушенный порядок жизни: кошки оставляют островок посреди озера и уничтожают расплодившуюся армаду крыс, в лес возвращаются певчие птицы и спасают деревья от гусениц. А кроме этого, они обнаруживают сорочью кладовую в дупле и преподносят музею в дар новые экспонаты для выставки.

Третья часть посвящена анализу таких понятий, как слава и свобода. Наши герои убеждаются в тяжести и переменчивости славы и выносят убеждение, что лучше свободы ничего нет. Нелегко спасти друзьям из плена Моховую Бороду, которого похитили, чтобы превратить в домашнего ‘любимца’. Его сытно кормят, выгуливают, как собачку, на поводке и в ошейнике, развлекают и оберегают от друзей. Сообразительные Полботинка и Муфта не оставляют друга в беде и вместе отправляются к морю.

В последней части накситралли вместо отдыха у моря борются за своё выживание, потому что попадают в трудные жизненные обстоятельства: Муфту похищает волк, а Полботинка и Моховая Борода идут ему на выручку и оказываются ‘вкусной дичью’. Тут и проверяется подлинность настоящей дружбы. Как странно, что в конце повествования исчезает непосредственность в их общении, а из-за предательства ощущается скованность и натянутость в словах и поступках Муфты и Полботинка. Однако финал, к счастью, иной: великодушие торжествует. Славно, что в конце концов маленькие человечки преодолевают свои обиды и заблуждения и мирятся.

Как видим, персонажи сказок Эно Рауда вполне состоявшиеся литературные герои. Читать о них — истинное наслаждение. С книгой о Муфте, Полботинке и Моховой Бороде нужно обязательно познакомить и малышей, и дошкольников, тем более что в ней прекрасные иллюстрации, много полезного и нет ничего скучного.

Проверить себя или своих учеников можно, сохранив на своём компьютере тест по сказке Эно Рауда. Никакой программы для этого устанавливать не нужно!

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий