Фонарщик с астероида 329

Фонарщик с астероида 329

Образ Фонарщика в книге Экзюпери

Можно ли «нарисовать» мысли? Можно попробовать!

И в этом нам поможет интеллект-карта! С её помощью удаётся не только увидеть, как люди думают, но и научить делать это более эффективно, отобразить мыслительную деятельность графическими средствами. Тогда деятельность становится наблюдаемой, а значит, и управляемой.

В основу урока ‘Загадка астероида 329’ (по повести-сказке А. де Сент-Экзюпери ‘Маленький принц’) положены принципы проблемного обучения.

Это урок практической направленности, его основная задача — научить детей работать с интеллект-картой, развить внимание к слову, формировать навыки активного слушания, чтения.

В результате дети научились строить интеллект-карту и использовать её в качестве ‘помощника’ для наблюдения за поступками героев, сумели дать самооценку своей деятельности. Были достигнуты не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные.

С этим уроком я участвовала в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов ‘Мой лучший урок’ и получила диплом победителя.

Диплом Гусенцовой Л.Д.Диплом победителя Гусенцовой Л.Д.

 

ЭТАПЫ УРОКА

1. Актуализация ранее полученных знаний. Словарная работа (философия, символ, афоризм), выразительное чтение.

2. Конструирование проблемной ситуации. Ученики самостоятельно сформулировали проблему урока.

3. Планирование действий. Выработка последовательности действий, выдвижение и проверка версий.

4. Планирование решений. Выбор источников получения новых сведений для решения проблемы: работа с наглядным материалом, текстом, таблицей, схемой.

5. Открытие нового. Составление интеллект-карты. Выведение понятия, закономерной связи между явлениями, поиск ответа на вопрос: «Чем необычен образ Фонарщика?»

6. Применение нового знания. Задания  имеют проблемный характер,  нацеливают учеников на  поисковую и  исследовательскую деятельность, пред-полагают индивидуальную, групповую, парную работу.Каждая группа получила своё задание, результатом выполнения которого должно было стать создание основы для построения будущей интеллект-карты.

Первая группа искала в тексте главы № 14 ключевые слова, имеющие  отношение к характеристике Фонарщика. Вторая  группа сосредоточила внимание на отзывах Маленького принца о герое главы. Третья группа должна была определить авторское отношение к герою и найти в тексте афоризмы. Весь собранный материал заносился в рабочие листы обучающихся.

Форма: урок «открытых» мыслей (построение интеллект-карты)

Цели урока:

• выявление особенности образа Фонарщика, • ознакомление с составлением интеллект-карты,• закрепление умения строить логическую цепочку, • составление  образной схемы, • развитие умений извлекать информацию и обрабатывать её, • развитие  навыков  самоконтроля, адекватной  самооценки,• формирование ценностных ориентиров, активной  личностной позиции.

 

ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Выставка рисунков Сент-Экзюпери, Ники Гольц, заготовки для интеллект-карты, символы планет-астероидов, доска и маркеры, текст главы 14, рабочие листы с заданием, цветные карандаши, аудиозаписи:

а) фрагмент 14 главы «Фонарщик» в исполнении К. Хабенского и М. Ефремова,

б) песни о Маленьком принце в исполнении А. Фрейндлих и А. Дольского.

 

Урок литературы в 6 классе

Загадка астероида № 329

Авторы  УМК:  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Год после детства. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 3-х кн. – М.: Баласс, 2014.

Пятая планета была очень занятная…                                                          Антуан де Сент-Экзюпери

Сценарный план урока

 

I. Мотивация к уроку. Оргмомент.

(Звучит песня в исполнении А. Фрейндлих. Продолжительность 03:29, размер 7,99 МБ.)

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Учитель:

— Ребята! Я надеюсь, что вы успели привести в порядок свою планету, «выпололи все баобабы». Сегодня мы продолжим разговор о книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».  

II. Формулирование темы и цели урока.

Учитель:

— Эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю взять слова из сказки «Маленький принц». Вам знакомы они? О чём они?

Обучающиеся:

— О планете,  на которой живёт Фонарщик.

Учитель:

— Почему Маленький принц называет её занятной? Подберите к этому определению синонимы.

Обучающиеся:

— Странная, непонятная, интересная, загадочная.

Учитель:

— Помогите сформулировать тему урока.

Обучающиеся:

— Загадки пятой  планеты.

Учитель:

— Чтобы не было повтора в теме и эпиграфе урока, назовите иначе пятую планету.

Обучающиеся:

— Астероид № 329.

III. Актуализация знаний.

Учитель:

— Загадок в книге Экзюпери очень много. Трудно ли читать «Маленького принца»?

Обучающиеся:

— Трудно.

Учитель:

— Почему?

Обучающиеся:

— Наверное, потому, что это не просто сказка. Это сказка для взрослых. В ней много мудрых советов. Такие сказки называют философскими.             

Учитель организует словарную работу. Обучающиеся записывают словарные слова.

Словарная работа: философия — наука об общих законах развития человека и мира.

Обучающиеся:

— Слово ‘философия’ часто используют как синоним слову ‘мудрость’.

Учитель:

— Как называются мудрые изречения?

Словарная работа: афоризм — крылатое выражение, которое основано на метафоре.

Учитель:

— Один мудрец так сказал об этом: ‘Афоризм как пчела: в нём и золотистый мёд, и ядовитое жало’ (Кармен Силова).

— Назовите те афоризмы, которые вы выписывали дома.

Обучающиеся перечисляют выписанные афоризмы (‘Зорко одно лишь сердце’, ‘Все дороги ведут к людям’, ‘Среди людей тоже может быть одиноко’, ‘Ты в ответе за тех, кого приручил’, ‘Слова только мешают понимать друг друга’ и др.).

III. Пробное учебное действие и фиксирование затруднений.

Учитель:

— С мудрым Лисом, с Розами Маленький принц встретился уже на планете Земля. А с кем он познакомился до путешествия на Землю? Какова роль этого путешествия в книге?

Обучающиеся сообщают информацию о героях (Он познакомился с жителями шести астероидов, которые были очень разными, но у них было что-то общее).

Учитель:

— Есть ли в книге портреты этих героев? Что оставляет автор вместо портретов?

Обучающиеся называют детали (У каждого можно найти только отличительную деталь-символ).

Словарная работа: символ — вид иносказания, знак, примета.

Учитель:

— Подберите подходящий символ к каждому из шести героев, с которыми познакомился Маленький принц. Объясните его значение.

Обучающиеся объясняют свой выбор, прикрепляют каждый символ-картинку к шести планеткам на доске.

Учитель:

— Почему автор оставляет жителям шести планет-астероидов только одну деталь-символ, не называет  имени, не описывает внешности?

Обучающиеся:

— Они этого не заслуживают, их жизнь бессмысленна.

Учитель:

— Ко всем ли этим героям вы относитесь одинаково? А Маленький принц? Почему?

Обучающиеся:

— Фонарщик не похож на других жителей астероидов, и Маленький принц ему сочувствует, хочет с ним подружиться.

Учитель:

— Неужели среди нелепых персонажей случайно, по ошибке,  попал симпатичный герой? Как понять загадку Экзюпери? Книга прочитана, а вопросы остаются.

V. Исследование (решение проблемы). Работа с текстом главы 14.

Учитель:

— Образ Фонарщика — загадка для читателя. Попробуем её разгадать. У вас на партах лежат рабочие листы, которые вы будете заполнять в течение урока. И начнём мы прямо сейчас.

Обучающиеся знакомятся с рабочими листами, готовятся к активному слушанию.

Учитель:

— Запишите слова, сочетания, афоризмы, имеющие отношение к героям повести-сказки. Послушайте фрагмент из радиоспектакля ‘Маленький принц’ в исполнении актёров К. Хабенского и М. Ефремова (Продолжительность 05:18, размер 4,30 МБ).

 

Обучающиеся делают выписки: 1 группа наблюдает за Фонарщиком, 2 группа — за Маленьким принцем.

Физкультминутка. Маленький принц очень беспокоился о тех, кто ‘ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звёзды, никого никогда не любил’. Такой человек похож на гриб. А мы похожи?

— НЕТ-НЕТ-НЕТ!

VI. Реализация проекта.

Учитель:

— Прочитайте собранный материал. Давайте выберем самое главное и перенесём это на доску. Обратитесь к своим интеллект-картам. Используйте цветные карандаши.

Обучающиеся вместе с учителем одновременно составляют интеллект-карту. Предлагают и обсуждают идеи.

VII. Социализация, афиширование результатов.

Интеллект-карта

Учитель:

— Итак, почти все линии, идущие от Фонарщика, тянутся к ‘минусу’. Способен ли герой видеть красоту?

Обучающиеся анализируют смысловые связи, делают выводы (Нет. Для него работа — тяжёлое ремесло, он не замечает закатов и рассветов, живёт однообразно и скучно, в его жизни нет места даже для дружбы. Он не способен видеть красоту).

Учитель:

— Случаен ли  Фонарщик  среди других жителей астероидов?

Обучающиеся:

— Он такой же, так как делает бесполезную работу, тратит свою жизнь на суету и нелепость.

Учитель:

— Бессмысленность жизни всех этих персонажей очевидна.

(Учитель поочерёдно  снимает символы-картинки с планеток на доске.)

Учитель:

— Зачем власть, если нет подданных?

— Зачем слава, когда нет поклонников?

— Зачем жизнь, если стремиться к забвению?

— Зачем богатство, когда его некуда девать?

— Зачем работа, если она бессмысленна?

— Зачем наука, когда она не основана на фактах?

И снова вопросы и загадки. Можно ли на эти вопросы дать ответы, разгадать загадки?

VIII. Включение нового в систему знаний и повторение.

Учитель:

— Давайте обратимся к главе 22. Найдите подсказку автора.

(Звучит афоризм ‘Одни только дети знают, что ищут’.)

Учитель:

— Ребята, подскажите, что же нужно человеку, чего хотят люди?

Обучающиеся предлагают разные варианты, аргументируют свой выбор (СЧАСТЬЯ!)

Учитель:

— Давайте выведем ‘формулу счастья’.

Обучающиеся предлагают слова, и запись на доске расширяется (Любовь + дружба + забота + красота + ответственность + искренность…).

Учитель:

— Антуан де Сент-Экзюпери так определил сущность человека: ‘Человек — всего лишь узел отношений, и только отношения важны для человека’. Жил писатель недолго, написал немного. Но он успел сказать людям самое главное: ‘Прежде чем получить, надо отдать’. В полночном небе расцветают звёзды, и среди них есть та, где живёт Маленький принц, где звучит его смех…

(Звучит песня в исполнении А. Дольского. Продолжительность 02:49, размер 3,87 МБ.)

IX. Рефлексия.

Учитель:

— Урок подошёл к концу. Подведите его итоги. Оцените свою работу. Для этого воспользуйтесь символами звезды (было интересно), фонарика  (было непонятно) и платка (было трудно).

Обучающиеся оценивают свою работу, выбирая картинку-символ.

X. Домашнее задание.

1. Дочитать повесть до конца.

2. Письменный ответ на вопрос: ‘Хотел бы я, чтобы Маленький принц был моим другом?’

 

Приложение

Глава 14

 

Фонарщик. Рис. Ники ГольцПятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: ‘Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе всё-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво’.

И, поравнявшись с этой планеткой, он почтительно поклонился фонарщику.

— Добрый день, — сказал он. — Почему ты сейчас погасил фонарь?

— Такой уговор, — ответил фонарщик. — Добрый день.

— А что это за уговор?

— Гасить фонарь. Добрый вечер.

И он снова засветил фонарь.

— Зачем же ты опять его зажёг?

— Такой уговор, — повторил фонарщик.

— Не понимаю, — признался маленький принц.

— И понимать нечего, — сказал фонарщик, — уговор есть уговор. Добрый день.

И погасил фонарь.

Потом красным клетчатым платком утёр пот со лба и сказал:

— Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться…

— А потом уговор переменился?

— Уговор не менялся, — сказал фонарщик. — В том-то и беда! Моя планета год от году вращается всё быстрее, а уговор остался прежний.

— И как же теперь? — спросил маленький принц.

— Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.   

— Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!

— Ничего тут нет забавного, — возразил фонарщик. — Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.

— Целый месяц?!

— Ну да. Тридцать минут. Тридцать дней. Добрый вечер!

И он опять засветил фонарь.

Маленький принц смотрел на фонарщика, и ему всё больше нравился этот человек, который был так верен своему слову. Маленький принц вспомнил, как он когда-то переставлял стул с места на место, чтобы лишний раз поглядеть на закат. И ему захотелось помочь другу.

— Послушай, — сказал он фонарщику, — я знаю средство: ты можешь отдыхать, когда только захочешь…

— Мне всё время хочется отдыхать, — сказал фонарщик.

Ведь можно быть верным слову и всё-таки ленивым.

— Твоя планетка такая крохотная, — продолжал маленький принц, — ты можешь обойти её в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью, чтобы всё время оставаться на солнце. Когда захочется отдохнуть, ты просто всё иди, иди… И день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.

— Ну, от этого мне мало толку, — сказал фонарщик. — Больше всего на свете я люблю спать.

— Тогда плохо твоё дело, — посочувствовал маленький принц.

— Плохо моё дело, — подтвердил фонарщик. — Добрый день.

И погасил фонарь.

‘Вот человек, — сказал себе маленький принц, продолжая путь, — вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе’.

Маленький принц вздохнул.

‘Вот бы с кем подружиться, — подумал он ещё. — Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих…’

Он не смел себе признаться в том, что больше всего жалеет об этой чудесной планетке ещё по одной причине: за двадцать четыре часа на ней можно любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз!

Перевод Норы Галь.

 

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий