Гимназисты
По-моему, в каждом человеке — и в восторженном юноше, и в седовласом старце — живёт память детства.
Многое вспоминается, когда листаешь давние альбомы с фотографиями, находишь свою первую прочитанную книжку с весёлыми картинками.
С волнением смотришь фильмы, где озорные мальчишки и девчонки творят смехотворные и трогательные дела.
Вспоминаешь и тогда, когда видишь собственных детей или внуков, в повадках и разговорах которых улавливаешь что-то поразительно похожее на себя, не сегодняшнего, а того, давнего. Все это заставляет вновь и вновь мысленно окунаться в мир собственного детства.
Высокое это чувство — ожившая память детства! Писатели, посвящающие своё творчество детям, не могут обойтись без него. Через всю жизнь несут они в незамутненной чистоте и свежести воспоминания о школьных годах, воскрешают правду о них в своих произведениях.
Валентин Петрович Катаев учился в XIX веке, когда учебные заведения имели свои ‘кондуиты’, законы и гимны, мальчики и девочки носили форменную одежду и учились отдельно.
В очерке Б. Сарнова ‘Как я учился в 5-ой Одесской гимназии’ речь идёт о любимом писателе, о своём восприятии книги ‘Белеет парус одинокий…’ Этот дополнительный биографический материал будет полезен и нынешним ученикам, и учителям, поможет им лучше подготовиться к урокам по творчеству В.П. Катаева.
Б. САРНОВ
Как я учился в 5-й Одесской гимназии
Все сидели и скучали. Разговор постепенно увядал. И вдруг кто-то задал вопрос, который словно бы подлил керосину в угасающий костер. Вопрос был такой:
— Если бы вам предложили разделить всех людей по какому-нибудь одному признаку, какой признак стал бы для вас решающим?
Сразу оказалось, что у каждого было на этот счёт своё особое мнение. Один сказал, что он всех людей разделил бы на смелых и трусливых. Другой — на умных и глупых. Третий — на тех, кто любит животных, и на тех, кто к ним равнодушен…
Самый оригинальный принцип разделения человечества предложил писатель Юрий Карлович Олеша.
— Всех людей, — сказал он, — я давно уже делю на тех, кто учился в 5-й Одесской классической гимназии, и на тех, кто в ней никогда не учился.
Это, конечно, была шутка. Но шутка довольно грустная. Сколько их всего осталось на земле — бывших учеников 5-й Одесской гимназии? Человек, может быть, шесть или семь, не больше!
Шутка говорила о старости, об одиночестве, о том, что среди «племени младого, незнакомого» он, Олеша, чувствует себя чуть ли не человеком другой эпохи.
Но вот что удивительно! Едва только я представил себе, что мир в самом деле разделился по этому странному признаку на две неравные части, как мне сразу же стало ясно, что я окажусь в числе тех, кто некогда учился в 5-й Одесской гимназии.
Это было совершенно невероятно хотя бы потому, что я родился в советское время, когда никаких гимназий уже не существовало. И тем не менее я очень ясно, до мельчайших подробностей помню тот день, когда я выдержал вступительный экзамен и меня приняли в приготовительный класс. Помню, как мне покупали гимназическую фуражку с гербом. Герб состоял из двух скрещенных колючих веточек с вензелем Одесской 5-й гимназии между ними: «0.5.Г.». У фуражки новый кожаный, блестящий лакированный козырек, а внутри у неё был тонкий стальной обруч, распирающий дно. Его можно было вынимать и вкладывать обратно. Кроме того, внутри фуражки имелась черная сатиновая подкладка с напечатанной золотом подписью: «Бр. Гуральник». Если эту подкладку немножко отодрать, за неё можно было прятать разные мелкие вещи — ни за что никто не найдет!
Странное дело! Эту фуражку, которую я не то что в руках не держал, но даже и видеть-то не мог, я помню гораздо лучше, чем все головные уборы, когда-либо побывавшие у меня в моей реальной жизни.
Может быть, все дело тут в том, что с ЭТОЙ фуражкой у меня связаны совсем особые воспоминания…
…Была поздняя осень 1905 года. Уже третий день в городе стреляли. Улица была оцеплена войсками и полицией. Там, в одном из домов этой оцепленной улицы, находился штаб боевиков. Они отстреливались. С каждым часом все теснее сжималось кольцо. У восставших уже кончались патроны. Во что бы то ни стало надо было пробраться туда, к ним, и передать им мешочки с патронами. В этих маленьких тяжелых мешочках таилась жизнь и свобода многих людей. Но во всем городе не нашлось бы человека, который смог бы пробраться сквозь оцепление.
Маленький гимназист-приготовишка в длинной шинели, сшитой на вырост, с телячьим ранцем за плечами подошел к начальнику заставы и, размазывая слезы по замурзанным щекам, умоляюще заныл:
— Господин офицер, пожалуйста, пропустите, я живу тут недалеко, на Александровском проспекте, в большом сером доме, мама очень беспокоится: наверное, думает, что меня убили…
Офицер имел строжайший приказ никого не пропускать в подозрительный район. Но все дело решила гимназическая фуражка с серебряным гербом и вензелем «0.5.Г.». Она придавала мальчику такой простодушный и приличный вид. Разве мог офицер заподозрить, какой груз был спрятан в телячьем ранце, оттягивавшем плечи маленького гимназиста!..
Разумеется, не я был этим гимназистом. Все это случилось задолго до моего рождения — в городе, в котором я ни разу в жизни не бывал, даже проездом. Случилось не со мной, а с мальчиком, которого звали Петя Бачей — героем повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий». Просто однажды в детстве я прочел эту книгу, и вот с тех пор не могу отделаться от обманчивого впечатления, что всё, что случилось с её героем, было и в моей жизни.
До встречи с этой книгой я прочёл много других. Я глотал приключенческие романы и повести, торопился, судорожно листал страницу за страницей, движимый только одним желанием: скорее узнать, что дальше, чем кончится, окажется герой победителем или побежденным! Дочитав до конца и убедившись, что с героем все в порядке, я отбрасывал книгу в сторону, чтобы никогда больше к ней не возвращаться. Впрочем, иногда я возвращался к ней. Но лишь потому, что по прошествии каких-нибудь нескольких месяцев я уже успевал напрочь позабыть, чем там все кончилось у её героя.
С книгой Катаева все было совсем иначе. Едва успев дочитать её до конца, я начал читать и перечитывать ее снова и снова. А потом я открыл для себя еще одну особенность этой книги: её можно было раскрыть и начать читать на любой странице. Потому что удовольствие, получаемое от чтения, состояло тут совсем не в том, чтобы узнать, «чем кончится». Главное удовольствие состояло в чем-то другом — в том, чтобы ещё раз окунуться в ту жизнь, которой жили ее герои, пожить вместе с ними этой их упоительной жизнью.
Позже я понял, что в этом-то как раз и состоит чудо настоящей литературы. Настоящий писатель какими-то одному ему подвластными средствами заставляет тебя испытывать те чувства, которые испытывал он, заставляет тебя ощутить и пережить их как твои собственные. В результате обстоятельства и события, описанные в книге, входят в твое сознание как часть твоего собственного жизненного опыта, становятся как бы страничкой твоей биографии.
С. Я. Маршак однажды — уже в глубокой старости — с удивлением заметил:
— Почему-то детство, которое продолжается всего каких-нибудь полтора десятка лет, кажется половиной жизни.
Человеку трудно расставаться со своим детством. Вероятно, именно по этой причине Валентин Катаев не мог расстаться с героями своей повести «Белеет парус одинокий». Маленькие герои этой повести — Петя и Гаврик — продолжали жить в других его повестях: «Электрическая машина», «Хуторок в степи». И даже в самых последних произведениях Катаева то и дело снова появляется маленький гимназист в сшитой на вырост шинели, с телячьим ранцем за плечами, в фуражке с серебряным гербом и вензелем «О.5.Г.».
Все люди, читавшие книги Катаева, могли бы, ничуть не покривив душой, сказать, что они тоже принадлежат к той, вероятно, меньшей, но все-таки довольно многочисленной части человечества, которая вместе с ним училась в 5-й Одесской гимназии.