Гёте
Великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) родился в городе Франкфурт-на-Майне в семье доктора права, человека зажиточного, считавшего упорство и работоспособность высшими качествами в воспитании и образовании своих детей.
Именно отец приучал сына к напряжённому труду, к постоянному поиску знаний. Иоганн с равным успехом изучал юриспруденцию, медицину, литературу, и геологию, и минералогию, и оптику, и естественные науки. В юности он увлекался немецким фольклором, собирал старинные песни, читал произведения Уильяма Шекспира, сочинял стихотворения и статьи, разделял идеи движения «Буря и натиск», выступая с защитой прав личности на свободу.
В лирике молодой поэт сосредоточил своё внимание на внутреннем мире человека, способного радоваться и страдать, любить и ненавидеть, мечтать и действовать. Его пейзажи осязаемо связаны с родной природой, согреты живым чувством единения с миром полей, лесов и гор. Лирический герой с восторгом приветствует созидательные силы человека и протестует против всякого гнёта и произвола.
Мировую славу принёс Гёте роман в письмах «Страдания юного Вертера». Исповедальная форма книги дала возможность увидеть переживания человека «изнутри». Разочарованный в любви и сломленный несправедливостью судьбы герой не находит в себе сил бороться и добровольно покидает мир. Поступок Вертера оказался примером для многих неустойчивых молодых людей, которые стали подражать ему и решали свою драму тем же способом, что и юный герой.
Почти десять лет Гёте жил в маленьком герцогстве Веймар, исполняя обязанности министра и проводя практические реформы. Он написал здесь баллады «Рыбак», «Лесной царь», «Певец». Но оставил свои обязанности и уехал в Италию, где изучал античное искусство и памятники древности. Здесь он работал над элегиями, балладами, драмами, в том числе и «Фаустом».
Отношение к французской революции у Гёте было противоречивым: с одной стороны, он признавал величие выдвинутых идей, восхищался переменами, но, с другой, не мог согласиться с разрушением основ патриархального уклада жизни.
Старинный сюжет о маге и чернокнижнике Фаусте, заключившем сделку с самим дьяволом, был известен Гёте с детства. Но поэт переосмыслил средневековую легенду, показав трагедию мятежной личности, полагающейся на силу разума. Его «Фауст» — это притча о долге, призвании и ответственности человека, ищущего истину. Путь к ней лежит через ошибки, утраты, потери, отказ от иллюзий и самообмана. В поисках идеала Фауст отвергает «сухую теорию» Вагнера, весёлый разгул Мефистофеля, неосторожно губит Маргариту и продолжает свой путь за пределами маленького немецкого города. Долго и трудно Фауст идёт к заветной цели. И вот уже столетним старцем он обретает, наконец, истину:
Лишь тот достоин жизни и свободы,Кто каждый день за них идёт на бой!
(Перевод Н. Холодковского).
Биография и творчество Гёте стало предметом пристального изучения во всём мире. Существует много интерпретаций его произведений. В школе изучаются стихотворения, баллады, трагедия «Фауст». Расширить и углубить свои представления о жизни поэта можно с помощью очень интересной статьи Н. Жулановой.
Н. Жуланова
‘И не смелό веков теченье следа, оставленного мной…’
Звон разбитой посуды
«Раз начав какое-либо дело, надо иметь мужество и терпение довести его до конца», — эти слова маленький Гёте слышал от папы с самого рождения. Его отец — юрист, имперский советник — добился всего в жизни сам. И очень этим гордился, потому что его предки были простыми портными, небогатыми и незнатными. Малыш Иоганн Вольфганг тоже отличался исключительным упорством и настойчивостью во всем. Став взрослым, Гёте с улыбкой вспоминал свой первый «подвиг».
Случилось это после горшечного торга — праздника, на котором все жители города закупали для себя глиняную посуду. Иоганну Вольфгангу и его младшей сестре родители подарили детский кухонный набор. Играя на деревянной веранде дома, малыш решил попробовать подарок на крепость, и с размаху бросил глиняный кувшинчик на булыжники мостовой. Весёлый звон очень понравился юному испытателю. Соседи, видя восторг ребенка, стали со смехом его подзадоривать. Не прошло и минуты, как вся детская посуда, разбитая вдребезги, валялась у ступеней веранды. Но малыш не успокоился на достигнутом, сбегал в кухню и принес новый запас тарелок — уже настоящих. Вскоре вся посуда, до которой он мог дотянуться, превратилась в черепки. Мама поймала малыша, когда он карабкался на табурет, чтобы опустошить верхние полки кухни. Наказания не последовало — ребёнка очень любили. Только папа проворчал что-то об излишней пылкости юной натуры. А в памяти малыша остался весёлый праздник глиняного салюта.
Дом с привидениями
Дом, в котором жил Гёте, находился на улице под названием Олений ров. Когда-то это была окраина города, здесь располагался заповедник, где обитали королевские олени. Мальчик жалел, что не застал это удивительное время. Но и сам старый двухэтажный дом был интересен — большой, таинственный, полный загадочных шорохов. Спать в таком доме было страшновато.
Маленький Иоганн Вольфганг, взяв за руку сестрёнку, отправлялся по темным коридорам на поиски родителей. И вдруг… из сумрачного угла выскакивало с криками жуткое привидение. Дети, истошно визжа и путаясь в длинных рубашонках, неслись назад в свою спальню, откуда до утра боялись даже нос высунуть. А привидением был папа. В белом ночном колпаке и вывернутом наизнанку халате. Он считал, что детей с малолетства нужно приучать к храбрости и самостоятельности. Поэтому и проделывал такие шутки. Мама не разделяла его смелые педагогические воззрения и добивалась результатов лаской. Если дети всю ночь спали в своих кроватках и ничего не боялись, то утром на подоконнике их ждали вкусные спелые персики. А ещё мама любила рассказывать им добрые сказки. Особенно ей нравилось, когда сынишка включался в игру и сам начинал сочинять истории. Позднее поэт Гёте напишет: «Отцу обязан ростом я, серьёзной в жизни целью, от матери любовь моя к рассказам и веселью».
Старый город
Франкфурт-на-Майне, где родился Гёте, был «вольным имперским городом». Он не зависел от феодальных князей, а подчинялся одному императору. Жители очень гордились этим. Город был окружён со всех сторон двойными крепостными стенами. На одной из стен висел череп казнённого в 1616 году вождя восставшей городской демократии. Отец, указывая на череп, часто повторял, что главное в стране — порядок и закон.
Маленький Гёте любил в одиночку бродить но узким средневековым улочкам города, где оживали старинные легенды о Карле Великом. Город славился ярмарками и праздниками. Особенно нравился мальчику праздник «Суд дудошников», посвященный освобождению города от уплаты пошлин. По улицам шла праздничная процессия, во главе которой шествовали ряженые — дудошники, облаченные в золотые плащи. Дед Гёте, отец его мамы, принадлежал к городской аристократии, и мальчик наблюдал за действием с самых лучших мест. А после праздника он бежал обедать к бабушке, которая его просто обожала.
Театр
Бабушка всячески баловала внука. Маленький Гёте один из всей семьи внешне был похож на нее. Как-то на Рождество она устроила настоящее кукольное представление. Тогда-то Иоганн Вольфганг впервые узнал историю доктора Фауста, продавшего душу дьяволу. В 22 года Гёте начнет писать трагедию на эту тему, и работа над ней продлится целых 60 лет. А тогда он был просто потрясен театром. Бабушка, видя произведенное впечатление, подарила любимцу кукол. Мальчик сам делал декорации, сам шил костюмы, сам сочинял пьесы и показывал их местной детворе. Сестра целиком разделяла увлечения брата. Некоторые пьесы, идущие в настоящих театрах, они знали наизусть.
Однажды дети чинно сидели за перегородкой и ждали отца. По воскресеньям перед церковной службой папу приходил брить брадобрей. Пока отцу намыливали щеки, дети решили разыграть сценку низвержения Сатаны в преисподнюю. Их зловещие голоса, доносившиеся из-за перегородки, насмерть перепутали цирюльника. От испуга он случайно опрокинул на папу чашу с горячей водой. А после поклялся никогда больше не переступать порог этого дома.
Обращение к Богу
1 ноября 1755 года в Лиссабоне произошло страшное землетрясение, оно унесло жизни 60 тысяч человек. Летом следующего года над Франкфуртом грянула сильная гроза — молния и ветер разбили все стекла в доме Гёте. Дети, которых перепуганная челядь утащила в тёмную кладовую, испытали настоящее потрясение. После этих несчастий маленький Гёте всерьёз задумался, так ли уж справедлив Бог в своем гневе на человечество?
Отец мальчика собирал коллекцию минералов. Из папиных камней малыш выложил полукругом алтарь. Прямо на статике, покрытом красным лаком и украшенном золотыми цветами. Мальчик собирался поговорить с Богом начистоту. Он положил на стол свечи и зажёг их. Огонь, ярко вспыхнув, моментально уничтожил и лак, и золотые цветы. Малыш не растерялся: выбрав самые крупные минералы, он прикрыл ими отвратительные подпалины. Отец долго ничего не замечал, искренне радуясь увлечению сына минералогией.
Роман на шести языках
Воспитанием сына отец руководил лично. В его учебном плане были все основные дисциплины, включая естественные науки, рисование, музыку, верховую езду и фехтование. Будущий поэт изучал несколько иностранных языков. Уже в 13 лет он написал роман на 6 языках, состоящий из переписки братьев с сестрой. Брат-путешественник писал по-немецки, брат-богослов — по-латыни и по-гречески, братья-коммерсанты — по-английски и по-французски, брат-музыкант — по-итальянски, а самый младший брат — по-древнееврейски. Сестра отвечала всем на верхненемецком наречии. Для написания такого романа требовались знания природоведения, географии, истории, литературы и мифологии.
«В каждое мгновение должно быть что-то сделано», — говорил отец. И мальчик старался изо всех сил. Уроки он усваивал без труда. Многие учебники были написаны в стихах. Например, в учебнике по географии можно было прочесть: «В Обер-Исселе — трясина, неприглядная картина». А учитель музыки для каждого пальчика ученика придумал смешные названия: «дылда», «указка», «цапалка». Уроки проходили весело, играючи. Только Библия казалась мальчику суховатой. Тогда он решает сам написать библейскую эпическую поэму в прозе. Произведение разрасталось с каждым днём и конца ему не было. Юный сочинитель хотел всё бросить, но отец потребовал завершения труда. Как бы ни было скучно, как бы ни надоело — дело нужно доводить до конца! Так считал отец.
Школьные товарищи
После смерти бабушки отец занялся перестройкой дома и отправил детей на обучение к своим друзьям. Домашний любимец вдруг оказался «среди необузданной юной толпы». Пришлось привыкать к новым порядкам. Мальчик отличался от ровесников начитанностью и творческой фантазией. Он часто рассказывал детям сказки, которые сочинял сам. Дети слушали, раскрыв рты: и верили каждому его слову! Это казалось Гёте странным, ведь свои фантазии он рассказывал от первого лица, но никого не удивляло, что в столь юном возрасте он сумел совершить множество подвигов и побывать во множестве стран. Мальчик впервые почувствовал силу искусства и поверил в волшебство слова.
Но у детей были популярны и другие развлечения. Особенно игры в выносливость. Нужно было терпеть, когда тебя щекотали или били по пальцам до онемения рук. Однажды на Гёте навалились сразу трое и стали хлестать его по ногам розгами. Мальчик стойко сносил боль, но в нём постепенно закипала ярость. Неожиданно он прижал одного обидчика к полу, поймал за штанину и опрокинул второго, и ловко уронил третьего. На крики поверженных врагов сбежались взрослые, и совместные занятия были прекращены. Зато наконец-то можно было вернуться домой.
Первые стихи
В 16 лет отец отправляет Гёте учиться в Лейпциг на юридический факультет университета. Мальчика захватывает стихия поэзии. Вокруг пишут все. Кто не может сочинять сам, заставляет гувернеров. И каждый считает себя гением. Гёте тоже чувствовал себя талантом. Но глядя на товарищей, начал сомневаться. «Не кажусь ли я моим приятелям таким же полоумным, каким они кажутся мне?» — запишет он в дневнике. Тогда же мальчика целиком захватило чтение. Вместо сластей на все деньги он покупал книги. Но учение длилось недолго.
Началась эпидемия оспы. Гёте лежал с высокой температурой, плотно укутанный по требованиям медицины тех лет, а лицо его было закрыто холодной мокрой тряпкой. Тяжёлая болезнь заставила его вернуться домой. Он поправился, но на лице остались следы перенесённой оспы. Родная тётушка, которая любовалась им в детстве, теперь морщилась и говорила: «Фу, чёрт, до чего же ты, братец, стал противный!» Чувствительный мальчик тяжело переживал из-за её слов. А ещё он с грустью понял, что люди черствы и жестоки.
И снова — театр
Но тут снова в его жизни возник театр. Мама, видя увлечения сына, выпросила у деда даровой билет на все спектакли. И мальчик не пропустил ни одной пьесы. Даже начал писать драматические произведения сам. На одном спектакле, правда, с ним случился конфуз. Глядя на юного артиста, выступавшего на сцене, Гёте громким шёпотом сказал товарищу: «Вот этот мальчик, щеголяющий в роскошном костюме, быть может, ложится спать голодным и в рваной рубашонке». Сидящая рядом дама вспыхнула и в антракте разбранила Гёте на чём свет стоит. Маленький артист оказался её сыном. «Перед смертью равны и бедные и богатые», — невпопад пробурчал смущенный Гёте. И к ужасу своему спустя несколько дней узнал, что юный артист тяжело болен и находится на грани смерти. Гёте вспомнил, что его дед обладал даром предвиденья, и больше никогда уже не относился к слову беспечно.
Но главное — стихи
В те годы про него говорили: «Премилый, преталантливый юноша, но слишком легкомысленный». Действительно, так могло показаться, потому что Гёте брался за всё: собирал коллекцию минералов, рисовал географические карты и проекты домов, выращивал и изучал растения, увлекался учением о цвете, разводил шелковичных червей, изучал погоду. Успевал всё, и всё доводил до конца. Не случайно, став взрослым, он был избран членом 30 научных обществ, ему принадлежит целый ряд открытий в самых различных областях. В юности он долго думал, кем стать: художником или поэтом. Рисовал он великолепно — предком Гёте был художник Лука Кранах. Но в мировую историю Гёте вошёл как гениальный поэт, создавший бессмертные творения. «Страдания молодого Вертера», «Рейнеке-Лис», «Эгмонт», «Фауст», лирические стихотворения и баллады — всё это предстоит вам прочесть в будущем. А если вы захотите узнать больше о самом Гёте, то советуем вам познакомиться с его автобиографией, которая называется «Поэзия и правда».
Литература
1. Жуланова Н. ‘И не смелό веков теченье следа, оставленного мной…’ (К 250-летию со дня рождения И.В. Гёте) / Костёр. — 1999. — № 8.
2. Тураев С.В. Литература эпохи Просвещения. Иоганн Вольфганг Гёте / Зарубежная литература. — М.: Просвещение, 1972.
3. Фауст: пять веков осмысления / Литература. — 1996. — № 24, июнь.