Ибсен

Ибсен

Генрик Ибсен

Приморский городок Скиен, где родился будущий автор ‘Пер Гюнта’, норвежский поэт и драматург Генрик Ибсен (1828-1906), ничем особенным среди других не выделялся.

В центре большой площади — церковь с папертью и колокольней, налево городской совет, камеры для арестантов и палаты для душевнобольных, справа школа и гимназия.

Отец — богатый судовладелец — разорился, когда Генрику было 8 лет, и сразу почувствовалось равнодушие и презрение окружающих к семье бывшего коммерсанта. Мальчик с детства любил рисование и литературу, но не мог мечтать об университете, ему пришлось работать учеником аптекаря в соседнем маленьком городке Гримстеде, в часы досуга сочинять эпиграммы, рисовать карикатуры на местных богачей и влиятельных чиновников.

Двадцатилетний юноша пишет свою первую драму ‘Катилина’, переезжает в столицу, посещает курсы для подготовки в университет, работает в газетах, преподаёт в воскресной школе. Настоящий патриот и романтик, он мечтает об освобождении своего отечества от владычества Швеции, живо интересуется революционными настроениями. В течение пяти лет Ибсен возглавляет театр в Бергене, исполняя обязанности режиссёра и драматурга.

Первые пьесы обозначили глубокий интерес автора к истории своей страны — древним норвежским сагам и легендам, смелым героям прошлого. Он также пристально изучает творчество Шекспира, Генриха Гейне, Гюго, Байрона. Создавая исторические драмы, Ибсен находит свой стиль: особое внимание к духовной жизни и мировоззрению человека, столкновение житейских конфликтов, распутывание заветной тайны-предыстории героев и их исповедь-расплата за содеянное, герои-бунтари, яркая символика, иносказания, подтекст, открытый финал, отсутствие реплик ‘в сторону’.

Разочарование в норвежской политике и ожесточённая критика пьес вынудили драматурга покинуть родной край и тридцать лет провести на чужбине, в Италии и Германии. За это время он приобретает широкую известность по всему миру, под его влиянием складывается творчество Бернарда Шоу, Герхарта Гауптмана, Мориса Метерлинка, ставятся спектакли на русской сцене, композитор Эдвард Григ пишет музыку к пьесе ‘Пер Гюнт’.

Мировое признание Ибсену принесли философские и реалистические драмы ‘Бранд’, ‘Пер Гюнт’, ‘Кукольный дом’, ‘Привидения’, ‘Враг народа’, в которых он остался верен национальной специфике: мы узнаём суровую природу крайнего Севера, норвежские селения и города, норвежских крестьян, купцов, мещан, интеллигентов.

С особой выразительностью драматург говорит о жестоком современном мире, всегда готовом принести в жертву одинокого бескорыстного борца за правду. Такими борцами становятся пастор Бранд и доктор Стокман. Но как различаются они! Первый не способен ни на какие компромиссы (‘всё или ничего’), его страстная проповедь, похожая на героику Дон-Кихота, приводит к гибели близких, чьи призывы о милосердии он не слышит, ведь для него превыше всего долг. Другой, наивный и честный человек, выступает за закрытие курорта, когда узнаёт о заражении лечебных источников сточными водами, и продолжает борьбу в одиночестве, при поддержке только свой семьи.

Самовлюблённый эгоист Пер Гюнт противопоставлен и Бранду, и Стокману. Он мечтает лишь о славе и богатстве, живёт ради собственного наслаждения и счастья, поступает согласно девизу — ‘будь самим собой доволен’. Вот путь самого, кажется, обыкновенного человека от юности до старости: мечтает о благородных поступках и совершает подлые, любит прекрасную девушку и предаёт её, жертвует чужими жизнями и утрачивает свою душу. Презирая добропорядочных крестьян, Пер Гюнт подчиняется законам троллей (уродливых, злых духов гор, по скандинавским поверьям), не замечая их самодовольства и ограниченности, соглашается забыть дневной свет и даже нацепить себе хвост.

Послушайте фрагмент сюиты Э. Грига ‘Танец троллей’ к драме ‘Пер Гюнт’. Композитор познакомился с Ибсеном в Риме и получил предложение написать музыку к пьесе. Григ сумел оживить народные верования, сумел выразить эхо, горные раскаты, тревожное содрогание ущелий, топот шествующих троллей.

Деревенский парень, хвастун и весельчак, словно вышедший из сказки, верящий, что впереди его ждёт удача, сначала кажется обаятельным молодым человеком: любит свою мать и скромную девушку Сольвейг. Но потом герой отрекается от всего того, что было дорого ему, выбирает ‘кривую дорожку’, которая приводит к долгожданному богатству и развлечениям. Потеряв всё нажитое, состарившийся и опустошённый, Пер Гюнт возвращается на родину, а спасает его душу от полного забвения ослепшая, преданная Сольвейг: ‘Ты песнью чудной сделал жизнь мою!’

Послушайте фрагмент сюиты Э. Грига ‘Песня Солвейг’ к драме ‘Пер Гюнт’. Музыка композитора зовёт искать в жизни хорошее, светлое, заставляет верить, что равновесие и гармония, даже грубо нарушенные, обязательно воссторжествуют.

Тему сложных семейных отношений поднимает Ибсен в социально-психологических драмах ‘Кукольный дом’ и ‘Привидения’. Здесь бунтуют против неравных отношений в семье, против сложившихся общественных представлений, против фальши и лицемерия женщины, следующие принципу ‘быть самим собой’, — Нора Гельмер и фру Алвинг.

Куклой, игрушкой ощущает себя Нора, ей не позволено иметь своё мнение, свои вкусы. Поступок во имя любви, совершённый ею, нарушает закон. Ожидая расплаты, она ещё надеется на порядочность и благородство мужа. Увы, она скоро убеждается, что их брак был основан на лжи и неравенстве. Нора покидает дом, оставляет детей. Сумеет ли она самостоятельно построить свою дальнейшую жизнь или вернётся в семью, но будет по-иному вести себя, так и остаётся неясно.

Узнать исход подобных отношений драматург предлагает в пьесе ‘Привидения’: из-за предрассудков и людской молвы фру Алвинг в своё время осталась в постылом доме с нелюбимым мужем, скрывала от всех его пороки, отстаивала доброе имя, при этом избавила от дурного влияния сына, но теперь она в отчаянии от горя — сын унаследовал от отца неизлечимую болезнь.

Драмы Ибсена заставляют размышлять вместе с героями и автором, даже после падения занавеса зритель продолжает домысливать финал пьесы. Глубокие обобщения и острые конфликты, максимальная простота и отсутствие эффектов — всё это только подчёркивает значительность содержания пьес норвежского драматурга.

 

Литература

 

1. Гражданская З.Т. Г. Ибсен / История зарубежной литературы ХХ века. — М., 1963. — С. 364-386.

2. Храповицкая Г.Н. Ибсен Генрих /Зарубежные писатели. Биобиблиогр. слов. В 2 ч. Ч. 1. А — Л / Под ред. Н.П. Михальской. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. — С. 325-333.

3. Адмони В. Ибсен. — М., 1956.

4. Беляева В. Волшебная сила Грига / Уроки литературы. — 2002. — № 2. — С. 4-6.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий