Интегрированный урок в 5 классе
Учитель русского языка объединяется с педагогом ИЗО и показывает, как в простом предмете увидеть нечто замечательное, как записать свои впечатления, найти яркое, точное, нужное слово и оценить красоту и сложность текста.
Яркой особенностью данного урока становится возможность творчества: в помощь ученикам не только родной язык, но и… вкусное печенье.
Осложняющие компоненты простого предложения для пятиклассника довольно сложны, поскольку, кроме пунктуационного аспекта, следует понять способы выявления указанных конструкций, их выразительные возможности, нормы использования в речи, сферу употребления. На сдвоенном уроке мы успеем повторить изученное по русскому языку и научимся украшать предметы, используя традиции гжели.
Гжель — местечко, прославленное высококачественной белой глиной, добыча которой была налажена ещё в 17 веке. Сегодняшняя «Гжель» — это гордость страны, российская визитная карточка в сфере изобразительного искусства, народный промысел России.
Что такое талантливая вещь? Это когда смотришь и не замечаешь, как она создана: написана, нарисована, вылеплена — просто она вызывает яркую гамму чувств и ощущений. С этой точки зрения произведение искусства — художественный текст или художественное изделие — одинаково ценно на уроке.
Сценарий урока
Звучит музыка (русские проигрыши, Камаринская).
1. Сообщение целей. Постановка проблемы. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учителя РЯ и ИЗО:
– Здравствуйте, ребята. Сегодня первый день зимы… сегодня мы настраиваемся только на хороший лад.
Учитель РЯ:
– Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал «остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг. Помогают нам писатели и художники, чьё поэтическое видение мира и мастерство «находят друг друга», воплощаясь в достойные произведения искусства. Иногда говорят о диалоге искусств.
Учитель ИЗО:
– И наш урок объединяет два учебных предмета: изобразительное искусство и русский язык. Как художники, вы попробуете в простом предмете увидеть нечто замечательное, свойственное только ему.
Учитель РЯ:
– Записать свои впечатления, найти яркое, точное, нужное слово и оценить красоту и сложность текста вы тоже сможете. У вас всё получится.
Учитель ИЗО:
– В России есть незыблемые традиции, которые хранятся многие десятилетия и передаются из поколения в поколение. Эти традиции мы изучаем на уроках ИЗО. Прежде, чем начать работу по теме сегодняшнего необычного урока, вспомним, как говорили в стародавние времена, былое.
– О чём мы говорили на прошлых уроках ИЗО?
– О ДПИ, кожлянских игрушках, рушниках…
– Да, совершенно верно, русские народные промыслы любимы и легко узнаваемы, популярны и известны всему миру.
– Напомните, какие виды художественной росписи по керамике, вы знаете (на доске гжельская, дымковская, кожлянская, хохломская игрушки).
– Гжель.
– Правильно, посмотрите, у нас на уроке посуда, выполненная в технике гжель. Множество фигурок – это тоже гжель.
– Какой же будет тема сегодняшнего урока?
– Гжель.
– Да. Незабудковая гжель. Вы познакомитесь с новым для вас видом ДПИ.
– А как же русский язык? На доске есть подсказка, которая поможет вам найти тему. Рассмотрите схемы выделения осложняющих компонентов в простом предложении (вводные слова, обращение, обобщающее слово с рядом однородных членов, сравнительный оборот).
– Мы закрепим тему «Виды осложнения простого предложения». Переверните, пожалуйста, большие листы на ваших партах, прочитайте тему урока – «Виды осложнения простого предложения». 4 мин.
2. Введение в тему.
Учитель РЯ:
– Гжель… Мы говорим, что это исконно русский промысел, а что значит это слово? (варианты учеников). Сразу не поймёшь. Слово «экспертам».
Проверка домашнего задания:
1 ученик: Ремесло гжели родом из Подмосковья и названо в честь старинного села Гжель на берегу реки Гжелки, в 60 км от Москвы. Гжельский промысел появился на Гжельско-Кудиновском глиняном месторождении. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в так называемый «Гжельский куст». (Из Википедии).
2 ученик: Своё название деревня получила от слова «жгель», то есть «жечь» или «обжечь» — всё это слова из лексикона древних гончаров, ведь в этих местах располагаются богатейшие залежи глины и издавна жили гончары. Гончарное дело всегда развивалось там, где была глина. (Топонимический словарь-справочник Евгения Михайловича Поспелова).
3 ученик: Изделия народной художественной керамики [по названию села Гжель, где возник соответствующий промысел], отдельное такое изделие. (Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова). 1,5 мин.
— Ребята, сегодня за ответы вы будете получать жетончики. Они помогут нам в конце урока выставить оценки. И первые жетоны получают…
3. Основная часть урока. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся УУД.
А. Работа с текстом.
Учитель ИЗО:
— Гжель — это один из российских центров по производству фарфора и керамики высочайшего качества. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу.
Учитель РЯ:
— Истории древних времён народ часто сохранял в форме сказок. Я хочу предложить вашему вниманию одну из таких сказок (тексты на столах):
Жили-были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, весёлые, озорные. Хохотушки и мастерицы славные. Они, конечно, несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше? Поскакала Дымка и нашла себе узоры: точки, мазки, круги и полоски. Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала травку солнечным лучиком, а цветы-огоньки красной краской от зари. А Гжелька дольше всех искала. Устала и упала на землю. Увидела над головой синее небо с белыми облаками.
− Облака-облачка, словно белые лебёдушки, плывёте вы, − произнесла она.
И так понравилось синее небо с лебёдушками Гжельке, что решила она создавать сине-белые чудеса.
Учитель РЯ:
— О чём эта сказка? В чём отличие сказки от простого рассказа? (чудеса, иносказание).
— И сказку, и рассказ на уроке русского языка мы рассматриваем как текст. И в этом тексте есть свои синтаксические особенности. На какие особенности я хочу обратить ваше внимание? (На осложняющие конструкции).
— Назовите конструкции, осложняющие простое предложение:
— вводные слова,
— обращения,
— сравнительный оборот,
— однородные члены предложения, часто с обобщающим словом.
Учитель РЯ:
— Давайте найдём их в тексте (подчеркнуть, подписать, объяснить, схемы на доске).
Проверка. ЖЕТОНЫ. 10 мин.
Б. Творческая работа.
Учитель РЯ:
— В тексте говорится, что Гжелька увидела чудо в сочетании ярко-синего неба ослепительно белых птиц. А где ещё в природе мы можем встретить такое сочетание? (Ответы детей). Послушайте стихотворение, посмотрите на слайды и запишите, какое явление природы ярче всего в вашем сознании ассоциируется с гжелью. Начните так: «Мне кажется, что древние мастера увидели будущую гжель в…»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ, два ученика читают стихотворение:
Незатейливый узорИз оттенков краски,Глина белая, фарфор —Атрибуты сказки!Словно детская рукаНа кусочках глиныРисовала в три мазкаСиние картины,Чашек круглые бокаРасписав в колечки,В лепестки и облака —Изразцы для печки,Голубые кружева,Кобальтовый иней,Будто вьюга намелаЗавитушки линий.
Налепила для игрыСиние фигурки,Для забавы детворы —Зайцев и свистульки.Скрыта в лёгкости мазкаТайна чудо-глины.На Руси живёт векаПромысел старинный.Поколения мастеровБело-синей Гжели —Чародеи двух цветов,Наши Боттичелли!
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE Чтение предложений, ЖЕТОНЫ. 3 мин.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE
Физкультминутка:
Основной узор гжели – цветок, превратимся в гжельский цветок.
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок их слышит —
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
В. Групповая работа.
Учитель ИЗО:
– Красота Подмосковья воплощена в промысле гжели, но не всегда гжель выглядела привычным нам образом. МАЙОЛИКА… (слово учителя). Гжель – это не просто историческое наследие нашей страны. Это и наша современность. Нежные синие узоры на белой керамике – шедевры на века, искусство, рождаемое чистым сердцем и умелыми руками. Сегодня попробуете создать своё произведение из нетрадиционных для урока ИЗО материалов. (Схемы на доске заменяются на слова из рассказа учителя: керамика, майолика, фаянс, фарфор, изразцы, черепица).
ИНСТРУКТАЖ «Как работать в группах»: по очереди подходят к столу, на котором материалы для росписи, садятся, расписывают. В это время две другие группы получают задания по русскому языку, затем также получают инструкцию и материал для работы от учителя ИЗО.
Учитель ИЗО:
– Эти материалы потребуют соблюдения санитарных правил, поэтому прежде чем начать работу вам потребуется «нарядится» – надеваем нарукавники и одноразовые перчатки, так как наш материал …съедобен! По группам: 3, 2, 1.
– Но дорогие мои, не торопитесь его сразу же и съесть, потерпите хотя бы до перемены, а лучше и до дома, чтобы порадовать своих близких своим мастерством. Работать будем со стилизованным изображением.
Учитель РЯ организует работу группы 3: найдите в толковом словаре значение слов, записанных на доске, верно расставьте знаки препинания. Объясните постановку тире, составьте схемы предложений.
– Когда мы используем такие предложения?
– Когда хотим объяснить какое-то понятие, описать какое-либо явление.
Группа 2.
Вставьте в текст прилагательные, подходящие по смыслу, вспомните, как они называются (эпитеты), объясните, для чего используются (делают текст ярче, выразительнее).
Группа 1.
Исследовательская работа: объясните, почему гжельскую розу часто называют и по-другому — агашкой.
– История этого названия такова. Производством фарфоровых изделий, в том числе и изделий в стиле гжель, широко занимался Дулевский фарфоровый завод. Роспись по фарфору в основном выполняли наделённые художественным вкусом простые заводские работницы, из крестьянок. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространённым, — отсюда-то и пошло название «агашка»).
4. Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия.
– Повторили осложняющие конструкции в простом предложении на примере текстов и явлений, связанных с гжелью.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
– А ещё у нас получился съедобный сервиз в стилизованной технике гжель. На следующем уроке мы продолжим изучение этого народного промысла.
5. Домашнее задание.
Учитель ИЗО:
– Для этого вам понадобится гуашь, кисти № 6, 2, одноразовые белые бумажные тарелки.
Учитель РЯ:
– А задание по русскому языку у вас в индивидуальном конверте – письмо от Гжельки. Отправьте и вы свои письма Гжельке (конверт на доске).
Мне понравилось на уроке…
Мне было легко…
Мне было трудно…
Мне нужно обратить внимание на…
– Всем спасибо!
- Читаем задание Читаем задание
- Делаем росписи Делаем росписи
- Голубая гжель Голубая гжель
- Работа по группам Работа по группам
- Обсуждаем вместе Обсуждаем вместе
- Вот что получилось! Вот что получилось!
View the embedded image gallery online at: https://exam-ans.ru/masterskaya-uchitelya/uroki/382-integrirovannyj-urok-v-5-klasse#sigProId9d4c8d432b blogprogram.ru
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE