Лингвистическая секция юных инноваторов

Лингвистическая секция юных инноваторов

В школе юных инноваторов

В МБОУ Лицей № 21 уже второй год работает лингвистическая секция проектной школы юных инноваторов.

Научная деятельность школьников помогает самореализации в общественно значимом деле, стимулирует читательский интерес и активную гражданскую позицию обучающихся.

Поддержка и развитие детского и юношеского чтения обозначены как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства в Национальной программе поддержки и развития чтения, Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года N 1155-р). Отмечается, что будет разработана соответствующая подпрограмма государственной программы Российской Федерации Информационное общество (20112020 годы). Таким образом, проблема развития читательской активности официально объявлена на государственном уровне. Безусловно, в первую очередь, её решение связано со школьниками как активно обучаемой и воспитываемой части населения.

В 2016 году на базе МБОУ Лицей №21 открылась Городская образовательная проектная школа юных инноваторов UNIINNOVSCHOOL. Лингвистическая секция Школы юных инноваторов предполагает исследовательскую работу по двум направлениям: первое охватывает вопросы межкультурной коммуникации и позволяет открывать новые подходы и приёмы в изучении иностранного языка, второе ищет эффективные средства формирования коммуникативной компетенции через стимулирование читательской активности обучающихся 8-11 классов.

Оба направления отражают давние и очень важные методические и психолого-педагогические проблемы образования, влияющие на успешное освоение материала в любой предметной области как школьной, так и вузовской программы. Этот круг проблем связан с коммуникативными навыками учеников. Сформулированы следующие цели Программы лингвистической секции:

  • развитие творческих способностей,
  • углубление научных знаний в лингвистической области,
  • выработка навыка самостоятельно мыслить и решать задачи нестандартным путём,
  • реализация созидательных возможностей,
  • стимулирование мотивации к инновационной деятельности,
  • совершенствование коммуникативных навыков,
  • стимулирование читательской активности.

Реализация Программы производится посредством проведения занятий два раза в месяц по 45 минут каждое, всего 9 занятий.

Результатом работы лингвистической секции стало выступление обучающихся лицея на ежегодном Фестивале науки в Юго-Западном университете с проектами Книги вместо спасения, Интерес к чтению у современных подростков: исследование отношения к чтению обучающихся 5-8 классов МБОУ Лицей №21.

Актуальность и выбор тем исследования определялись рядом факторов. Во-первых, проблемы стимулирования читательской активности, т.е. интереса к чтению, формирование правильного круга чтения, повышения эрудиции с помощью книг очень актуальны в наше время. Во-вторых, падение интереса к чтению и необходимость его возрождения требует активных мер в этой области. Целенаправленная и скрупулёзная исследовательская работа по этому направлению выявила, однако, что многочисленные утверждения СМИ о падении интереса к чтению и необходимости его возрождения, по нашему мнению, устарели, журналисты и общественные деятели голословны или ссылаются на источники не позже 2012 года.

За прошедшие годы ситуация значительно изменилась, требуются новые исследования. В-третьих, изучение общественного мнения работа нужная и интересная: она поможет увидеть реальную картину в выбранном направлении исследования. В-четвёртых, обращение к лицеистам с вопросами об их читательской активности позволило узнать реальные интересы ровесников юных учёных, заинтересовало более широкий круг школьников поднятой проблемой, помогло найти единомышленников. Наконец, обращение к трудным, но героическим страницам нашей истории в первом исследовании, безусловно, в значительной степени не только усилит интерес к проблеме чтения, но и поспособствует гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи.

В результате проведённых исследований было доказано, что значение книг и чтения очень велико, книги были актуальны во все времена и даже в страшные военные годы оставались важной духовной составляющей жизни людей. Лицеисты сделали вывод, что чтение книг необходимейшая составляющая человеческого существования, книги образовывают, увлекают, отвлекают от жизненных невзгод.

Важным моментом в аналитической работе юных инноваторов стало выявление перспектив развития, дальнейших исследований по данной теме в следующих направлениях:

  1. исследование других возрастных и социальных групп (младшая, старшая школа, учителя, родители),
  2. обращение к историческому анализу проблемы развития читательской активности с целью выявления закономерностей, положительного примера.

В 2017-2018 учебном году основным направлением работы юных инноваторов лингвистической секции стало именно историческое. Заявлены две темы научных исследований в этом направлении:

  1. Читательская активность: прошлое и современность (сравнительный анализ сочинений начала XX и начала XXI веков,
  2. Чтение на рубеже XIX — XX и XX — XXI веков (сравнительный анализ работы библиотек).

На первом этапе работы ребятам было важно найти параметры для сравнения (возрастная категория, род занятий, жанры произведений (темы, конкретные названия), авторы, количество читающих за конкретный период, отношение к чтению и др.). Активная работа ещё ведётся, но уже выявляются интересные факты, подтверждающие гипотезы о сходном отношении к чтению в переломные исторические моменты, об огромном влиянии (и в наши дни!) книг и периодики на умы молодёжи.

Ещё одна работа, заявленная для реализации в 2017-2018 учебном году, Роль феминитивов в современном обществе. Юные исследовательницы хотят доказать, что введение феминитивов в массовое употребление не только и не столько желание представительниц женского пола стать значимыми в социуме, сколько следствие определённых тенденций развития общества в целом и грамматики русского языка в частности.

Таким образом, работа проектной школы юных инноваторов открывает широкие перспективы для обучения школьников умению аналитически и творчески мыслить, позволяет обеспечить самореализацию и общественную значимость будущего полноправного члена общества. Добровольное желание учащихся постигать новое, быть полезным обществу становится важным подспорьем при осознанном стимулировании читательской активности как со стороны педагогов, так и со стороны лицеистов, воспитывает активного гражданина.

Малыхина Ольга

Список литературы

  1. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах, 20082016. Режим доступа: http://refru.ru/culture.html (дата обращения 23.01.17).
  2. Малыхина О.Н. Формирование читательской активности в современной школе: сборник теоретических и практических работ : учеб. пособие 2-е изд., исправ. и доп. Курск: ЗАО Университетская книга, 2017 г., 59 с.
  3. Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/436739637 (дата обращения 27.01.18).
  4. Российская книжная палата опубликовала статистические данные за первое полугодие 2016 г. Режим доступа: http://www.bookchamber.ru/statistics.html (дата обращения 08.01.17).
Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий