Олимпиада по литературе для 9 класса

Олимпиада по литературе для 9 класса

Олимпиада для школьного этапа для 9 класса состоит из двух этапов. В каждом по 5-6 заданий. Задания рассчитаны так, чтобы обучающиеся могли опираться на уже известные им литературные произведения.

 

ЛИТЕРАТУРА

9 КЛАСС

1 этап

 

№1. Сравните подстрочный перевод с немецкого стихотворения  Г. Гейне и оригинальный перевод этого стихотворения, сделанный М.Ю. Лермонтовым.

Г. Гейне

СОСНА

Сосна стоит одиноко

На севере на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают её лед и снег.

 

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале.

М.Ю. Лермонтов

* * *

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

 

И снится ей всё, что в пустыне далёкой –

В том крае, где  солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

 

 №2. Укажите авторов крылатых выражений.

В минуту жизни трудную, лёгкость в мыслях необыкновенная, и в воздух чепчики бросали, пошла писать губерния, такали-такали, да и протакали.

 

№3. Верите ли вы, что 1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей, 2) панночка была ведьмой, 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму, 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии, 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе, 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин, 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом, 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин, 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов, 10) Ася гуляла по Бежину лугу?

 

№4. Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».

 

№5. Назовите подлинное имя героев.

Мисюсь, пиковая дама, капитанская дочка, мечтатель, человек в футляре, Ася, автор повестей – Белкин, соперник купца Калашникова, два кавказских пленника, герой по прозвищу Хамелеон.

 

№6. Соотнесите годы жизни и имена писателей.

1809-1852       А.С. Пушкин

1826-1889       Н.В. Гоголь

1799-1837       М.Е. Салтыков-Щедрин

1818-1883       М.Ю. Лермонтов

1814-1841       И.С. Тургенев

 

    

ЛИТЕРАТУРА

9 КЛАСС

2 этап

 

№1. Дайте интерпретацию стихотворения Ивана Бунина «Детство», используя следующие вопросы и задания или предложив свой путь анализа.

1) Каков облик лирического героя в этом стихотворении?

2) Какими способами автор выражает его чувства и настроение?

3) Как элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его содержание?

4) В чём философский подтекст стихотворения?

 

Детство

 

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

 

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.

 

Кора груба, морщиниста, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

1903-1906

 

№2. Найдите ошибки в определении термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Возникла в ХIХ веке и нашла отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева. Напишите исправленный вариант определения  термина.

 

№3. Определите, что означают крылатые выражения. Укажите их авторов.

—  Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

—  Ещё одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя…

—  Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

— Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

 

№4. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Я хочу рассказать вам» (монолог незавёрнутого крана).

 

№5. Допишите фамилии героев, а также укажите автора и произведение, в котором о них рассказывается:

—  Николенька И…

—  Алёша П…

—  Маша М…

—  Петруша Г…

—  Акакий Акакиевич Б…

—  Самсон В…

—  Тарас Б…

Ответы

 

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий