Олимпиада по русскому для 10 класса
В предложенном материале для проведения школьной олимпиады по русскому языку в 10 классе даны два этапа с 7-8 заданиями.
Олимпиада
РУССКИЙ ЯЗЫК
10 КЛАСС
1 этап
№1. Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях ХII – ХVI вв.: денегъ полудесята рубля, на полушестынадцати гривенки, полтретьядцать десятинъ.
Какие количества передавались этими числительными? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?
№2. В 1857 году в журнале «Экономический указатель» была опубликована статья, отрывок из которой приводится ниже:
«Отношение всех употребляемых букв к знаку … равно 17, то есть на всякие 17 букв причитается один …, на всякие 17 страниц, писаных или печатных, причитается одна страница для знаков…».
Далее следовали подсчёты, из которых вытекало, что это «…стоит ежегодно русскому народу 1 294 150 рублей». Какая буква так дорого обходилась российской казне и почему?
№3. В середине ХIХ века в России было сильным движение ревнителей чистоты русского языка – пуристов, которые провозглашали идею очищения отечественного языка от иноязычных заимствований и предлагали заменять в речи иностранные слова исконно русскими соответствиями. Их противники придумали анекдот, где ярким примером замены иноязычных слов может служить фраза:
Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах.
Определите значение этой фразы, дайте ее «перевод».
№4. Чем с точки зрения морфологии отличается слово страшно в приведенных ниже предложениях? Поясните ваш ответ.
Ему было страшно.
Ему было страшно интересно.
Выражение его лица страшно.
№5. Укажите значения и происхождение фразеологизмов:
1) Паче чаяния. 2) Альма матер. 3) Ничтоже сумняшеся. 4) Нота бене. 5) Погибоша аки обре.
№6. Перепишите, оформив числительные словами:
Альбом с 678 иллюстрациями.
Стеллаж с 1785 книгами.
Поход продолжался 22 суток.
325-миллионный вклад.
Переписка с 88 странами.
№7. В чём необычность предложения из поэмы А. Пушкина «Полтава»?
На холмах пушки присмирев
Прервали свой голодный рев.
В тексте сохранена пунктуация автора. А как бы вы расставили знаки препинания? Обоснуйте своё мнение.
№8. Истолкуйте лексическое значение слов.
Ноутбук, секьюрити, санация, фитнес.
2 этап
№1. А.С. Пушкиным был записан следующий исторический анекдот:
«Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить».
Объясните смысл ответа императрицы. О каком словаре, составлявшемся под патронажем Екатерины Великой,идет речь? Какими объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве П?
№2. Укажите источники приведенных ниже фразеологизмов. Дайте им толкование, придумайте с ними предложения.
Служить мамоне, метать бисер перед свиньями, отделить плевелы от пшеницы, на злобу дня.
№3. Сравните формы существительных во множественном числе: листы – листья, дерева – деревья, корни – коренья. Чем они различаются: значением, стилистической окраской, морфемным составом? Ответ аргументируйте. Проведите морфемный анализ слов листья, деревья, коренья.
№4. Докажите этимологическое родство слов препятствие, запятая, запинаться. А какой глагол может объяснить происхождение такого знака препинания, как точка?
№5. Чем объясняется комический эффект следующей фразы?
«На моём месте так поступил бы каждый», — сказал мастер спорта по самбо, успешно поступивший на филологический факультет.
№6. В данных ниже предложениях обозначена одна и та же ситуация: говорящий хочет, чтобы его собеседник ушел. Объясните, чем обусловлено многообразие использованных языковых средств – синтаксических, морфологических, лексических. Какие разряды односоставных предложений используются и решению каких задач они способствуют?
Не смею больше Вас задерживать. Мне нечего Вам больше сказать. По-моему, Вам пора идти. Вам, наверное, уже пора уходить? Прошу Вас, уйдите. Оставьте меня одного. Закрой дверь с той стороны. Уходи подобру-поздорову. Прочь с моих глаз! Убирайся вон!
№7. Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения. Выпишите из приведённых ниже конструкций все случаи использования инфинитива в роли:
а) определения, б) дополнения, в) обстоятельства. На что, кроме вопроса, вы опирались при определении члена предложения?
Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. Мне захотелось немедленно уехать. Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату. Я пришел поблагодарить вас за помощь. Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла. Его пригласили войти. Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день. Они отправились в магазин купить чего-нибудь к ужину.
Ответы