Пунктуация при чужой речи

Пунктуация при чужой речи

Рыбачок на мосту

Знаков препинания при оформлении на письме прямой речи очень много: парные кавычки, тире, двоеточие, запятые, точки, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки.

Когда в диктанте встречается предложение с прямой речью, ученики часто допускают ошибки при выборе знаков. Вместо двоеточия появляется тире, теряются парные кавычки.

Нужно точно понимать, что предложение с прямой речью – это чаще всего сложное предложение, которое распадается на две части: авторскую и чужую речь.

Чужая речь может занимать по отношению к авторским словам любое место: стоять в начале или в конце. Чужую речь часто называют прямой. Её, как и цитаты, мы всегда заключаем в кавычки. Это главный закон!

Существует три варианта группы знаков, которые используются для выделения прямой речи. Покажем их в схемах, где П/п – это прямая речь, А/а – слова автора. Большая буква – это прописная буква, маленькая – строчная буква.

Первая группа включает кавычки, тире, запятую, вопросительные и восклицательные знаки, точку. Обратим внимание на то, что вопросительный и восклицательный знаки ставятся до закрывающих кавычек в отличие от запятой, которая стоит после них.

‘П’, — а.

‘П?’ — а.

‘П!’ — а.         

После прямой речи, стоящей перед словами автора, обязательно ставим тире. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то перед тире нужна запятая или многоточие, в остальных случаях возможны восклицательный или вопросительный знаки.

1)«Сок – берёзкины слёзы»,— сказал дедушка.

2)«Поползень хозяйничает, сад к зиме в порядок приводит…» – заметил дедушка.

3)«Чего такой весёлый?» – спросила меня на почте тётя Надя.

4)«Антоновка – осеннее солнце!» – сказал дедушка.

Встречаются в конце прямой речи и сочетания двух знаков препинания, например:

«Живые огни?!» – Слава поправил съехавшую на глаза кепку, усмехнулся и безнадежно махнул рукой.

«Спорим, что нет!..» – возразил Вова.

Если слова автора вообще не содержат глагола речи, то они начинаются с прописной буквы:

‘П!’ — А.

«А этот – Царевна-лягушка!» – Он показывает мне жёлтый в зелёных крапинах лист тополя.

«Вон, гляди…» – Внук берёт деда за руку, осторожно ведёт по улицам города.

Вторая группа знаков препинания – это двоеточие, парные кавычки, точка, восклицательный или вопросительный знаки. Здесь нет никаких тире и запятых!

А: ‘П’.

А: ‘П?’

А: ‘П!’

Только точка в конце прямой речи стоит за закрывающими кавычками в отличие от многоточия, вопросительного и восклицательного знаков.

1)Физрук сердился: «Не торопись, Маркелов, а то стекла дрожат».

2)Соседка приложила палец к губам: «Ш-ш… к Анне Ивановне нельзя…»

3)Анна Ивановна взглянула на притихших детей: «Ребята, кто хочет пойти?»

4)Вместе со всеми он увлечённо тянул под баян: «Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца!»

В художественной литературе вместо кавычек вполне уместно открывающее тире:

Ветеринар долго осматривал зверя и развёл руками:

– Тут уж медицина бессильна!

Когда персонаж участвует сразу в двух речевых ситуациях, одна из которых явная, а другая скрытная, то возможна комбинация знаков препинания, как в примере:

– Ты думаешь? – встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: «А ведь он прав!»

Встречается и такая ситуация, когда два глагола в авторской речи разграничивают реплики или относятся к нескольким адресатам:

– Нет, – коротко бросил Петька и, глянув на малыша, добавил: – Тебе… Тебе так отдам…

Третья группа предполагает наличие кавычек, парных тире, парных запятых, точек, восклицательного или вопросительного знаков, многоточия.

‘П, — а, — п’.

‘П, — а, — п!’

‘П, — а. — П’.

‘П… — А. — П?’

‘П! — а. — П’.

Слова автора разрывают прямую речь и стоят в её середине. Тогда вторая часть прямой речи может быть оформлена по-разному. Обязательно после слов автора ставят запятую или точку.

1)«Знаешь, – сказал отец, – для охотника это лучшая песня».

2)«Лёнька, Лёнька, – улыбнулась Анна Ивановна, – сорвиголова, а душа – подснежник!»

3)«Всё шутки шутишь, – осекла его дочь. – А одежонку давно уж сменить пора».

4)«Всё о пустом толкуете… – Мать подала сыну тарелку с ягодами. – Лучше расскажи, как вы там живы-здоровы?»

5)«Пират – это ещё куда ни шло! – ответил дед. – Пёс молодой да трусливый».

В первом примере прямая речь состоит из одного предложения, его начало с обращением «Лёнька» оторвано от остальной части. Слова автора отделяются не только тире, но и запятыми.

В третьем предложении прямая речь состоит из двух самостоятельных предложений, поэтому вторая её часть начинается с заглавной буквы, а после слов автора стоит точка.

В четвёртом примере видно, что в словах автора нет глагола речи, поэтому эта часть пишется с большой буквы.

Пятый пример показывает, что точка всегда ставится после закрывающей кавычки.

При цитировании знаки препинания расставляются так же, как и при прямой речи:

1)«Унылая пора, очей очарованье», – ещё раз произнёс Слава.

2)В толковом словаре Даля сказано: «Помни праотцев: заповедного не тронь!»

3)«Вчера ездил в лес, – вспоминал П.И.Чайковский. – Что за чудесный вечер, что за восхитительная прогулка!»

Когда в качестве цитаты берётся стихотворный текст, то кавычки не нужно ставить.

Больной Славка полулежит на кровати и читает вслух стихи:

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса –Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса…

Однако если стихотворение цитируется без соблюдения строфики, то ставим как обычно кавычки:

Алёша продекламировал: «На Арбате, в магазине, за окном устроен сад, там летает голубь синий, снегири вокруг кричат!»

При оформлении эпиграфа кавычки не нужны, а имя автора не заключается в скобки:

Как грустный взгляд, люблю я осень.В туманный, тихий день хожуЯ часто в лес и там сижу –На небо белое гляжуИ на верхушки тёмных сосен.

И. Тургенев

Основные правила предъявлены. Пора приступать к выполнению проверочного задания.

ЗАДАНИЕ: расставьте пропущенные знаки препинания в предложениях.

1)«Почему, почему – повторял я себе – осталась у человека эта жестокая, пагубная страсть?!»

2)Да разве дедушка скажет!  махнул рукой Петька. Это ж его тайна!

3)– Тайна? Дед Макар брови нахмурил и приказал – А ну, ступайте за мной!

4)И тут дедушка выручил меня – Помнишь, на прошлой неделе гроза прогремела?

5)– Как муравейник весну встречает – спросил я.

6)– Снимает с макушки снежную шапку – ответил дедушка – Солнышко выглянет – он шапку долой.

7)Вспомнились мне трогательные слова Чехова:  Точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре.

8)Имя наше забудется, – как говорит премудрый Соломон, – никто не вспомнит о делах наших, и жизнь наша пройдет, как облако, и рассеется, как туман.

9)– Одевайсь!..  Н/нам вручили по железному заступу.

10)– Ты бы лучше помалкивал бы…  Н/нахмурился другой.

11)Перед отходом ко сну, земно кланялись друг другу, обнимались и говорили «Простите, Христа ради», и на это отвечали «Бог простит».

12)Меня драли за вихры, но я утешал себя тем, что пострадал за правду, и вспомнил пословицу: За правду и тюрьма сладка!

 

САМОПРОВЕРКА

1)«Почему, почему, – повторял я себе, – осталась у человека эта жестокая, пагубная страсть?!»

2)– Да разве дедушка скажет! – махнул рукой Петька. – Это ж его тайна!

3)– Тайна? – Дед Макар брови нахмурил и приказал: – А ну, ступайте за мной!

4)И тут дедушка выручил меня: – Помнишь, на прошлой неделе гроза прогремела?

5)– Как муравейник весну встречает? – спросил я.

6)– Снимает с макушки снежную шапку, – ответил дедушка. – Солнышко выглянет – он шапку долой.

7)Вспомнились мне трогательные слова Чехова: «Точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре».

8)«Имя наше забудется, – как говорит премудрый Соломон, – никто не вспомнит о делах наших, и жизнь наша пройдет, как облако, и рассеется, как туман».

9)– Одевайсь!.. – Нам вручили по железному заступу.

10)– Ты бы лучше помалкивал бы… – нахмурился другой.

11)Перед отходом ко сну, земно кланялись друг другу, обнимались и говорили: «Простите, Христа ради», и на это отвечали: «Бог простит».

12)Меня драли за вихры, но я утешал себя тем, что пострадал за правду, и вспомнил пословицу: «За правду и тюрьма сладка!»

 

Литература

 

1. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М.: Просвещение, 1996.

2. Селезнёва Лариса. Знаки препинания в предложении с прямой речью / Русский язык и литература для школьников. – 2010. – №4.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий