Ремарк
Эрих Мария Ремарк (первоначально Эрих Пауль), немецкий писатель с нетипичной для немцев фамилией, родился 22 июня в Оснабрюке (1898-1970).
Небольшая книжная лавочка отца стала для будущего писателя местом знакомства с удивительным миром литературы. Ещё в школе юноша начал сочинять, посещал местный поэтический кружок, поступил в учительскую семинарию, но не успел закончить — все мечты развеяла Первая мировая война.
Наивный юноша уходит на войну добровольцем, познаёт окопные будни на Западном фронте, теряет лучших друзей и теперь по-новому воспринимает политическую риторику военных. Пять раз раненный, с подорванным здоровьем, он навсегда оставляет в солдатском прошлом свои романтические представления о войне. Отныне к этой теме он будет возвращаться вновь и вновь, пытаясь рассказать трагическую правду о молодёжи, прошедшей войну и оказавшейся за ‘бортом жизни’, — о потерянном поколении.
Решив вернуться к учительской деятельности, Ремарк заканчивает курсы и преподаёт в маленьких городках, но полностью разочаровывается в профессии. С этих пор он меняет одну работу за другой (каменотёс, бухгалтер, коммивояжёр, шофёр-испытатель, репортёр, театральный критик, редактор), не находя для себя настоящего дела.
‘Роман о войне никто читать в Германии не будет’, — так объясняли в издательствах отказ печатать роман ‘На Западном фронте без перемен’. Но просчитались! Роман, вышедший в 1929 году, разошёлся миллионным тиражом, был переведён на несколько десятков языков, выдержал многочисленные переиздания.
Чем же захватил читателей военный роман, показавшийся издателям неинтересным? Своей правдивостью, искренностью, глубоким психологизмом, проникновенным лиризмом, сожалением о поколении, уничтоженном войной.
Как трагична жизнь молодых людей, которых научили только убивать и ненавидеть! Ремарк с болью пишет о бесцельности жертв, о гибели простых солдат, о мародёрстве, о страхе смерти, о перемене мировоззрения, о нежелании следовать безжалостным законам милитаризма.
«Он говорит за всех нас, за нас, серую скотину, служивых, лежавших в окопах, завшивевших и покрытых грязью, обстрелянных и расстрелянных, видевших войну не из генштаба, кабинета или редакций, переживших её как повседневность, как страшную и монотонную повседневность».
Ежедневно наблюдает ужасы окопной жизни и по-своему очень чувствительно переживает увиденное на фронте молодой немец Пауль Боймер. Он сам и его товарищи: Мюллер, Кропп, Кеммерих, Леер — действуют по инерции, как автоматы. Привыкшие к опасности и постоянному риску, внешне цинично равнодушные, они ещё не растеряли человечность, а простые чувства — товарищество, доверие, взаимовыручка, солидарность, любовь — объединяют их ‘окопное братство’.
Непосильный груз впечатлений о войне, лишённой фанфар и парадных мундиров, не в силах затмить даже отпуск и поездка домой. Герой ощущает огромную пропасть между собой и семьёй, между отчаянием солдата и безмятежной юностью гимназиста. Перед нами сломленный человек, не нашедший в хаосе войны никаких иных добродетелей, кроме фронтовой дружбы: «Всё равно, ведь от этого ничего не изменится!»
На родине этот роман подвергся публичному сожжению, потому что к власти пришли воинствующие нацисты, не терпящие свободы слова и истинной человечности. Лишённый гражданства, Ремарк находит пристанище в Швейцарии, в Порто Ронко, где продолжает работать над созданием своих произведений, избегая шумихи, визитов журналистов и посетителей. Поездки в США, Европу, сотрудничество с голливудскими кинокомпаниями, переговоры с издательствами не становятся поводом к перемене его места жительства.
О судьбах вернувшихся с войны солдат и офицеров Ремарк напишет в ‘Возвращении’. Распадается ‘солдатское братство’, непригодное для мира с его тягой к наживе, обогащению любой ценой, отныне разные интересы и социальное неравенство разделяют фронтовых товарищей, утративших бескорыстные, чистые отношения друг с другом. Кто-то из них сводит счёты с жизнью, кто-то сходит с ума, кто-то попадает в тюрьму. После долгих метаний герой-рассказчик находит смысл существования в учительстве, обучая детей новому, формируя у них истинное понятие родины, любовь к родной земле. Но иллюзия обретённого покоя скоро растает — впереди надвигаются грозные события Второй мировой войны.
О предчувствии надвигающихся перемен в жизни Германии, об эпохе отчаяния, о верных друзьях, настоящих мужчинах, о жертвенной любви расскажет Ремарк в романе ‘Три товарища’: «Наш брат живёт постоянно на изломе. Это теперь так привычно, таково время».
Герои честно трудятся, бескорыстно помогают друг другу, не стыдятся бедности, ненавидят сытых и богатых. Они молоды, довольствуются малым, мечтают о счастливом будущем, но вынуждены бороться за место под солнцем.
Что было в тридцатилетней жизни Роберта Локампа? Детство, как у всех, школа, а настоящая жизнь началась только на войне, когда повсюду ураганный огонь, удушающий газ, тяжёлые ранения, стоны умирающих друзей. С таким багажом шагнули в шаткий мир и его товарищи. Есть ли у них будущее? Кестер продаёт мастерскую и свой автомобиль, чтобы спасти безнадёжно больную Пат, Ленц трагически погибает, и сам Роберт бессилен что-либо изменить.
«Мир снова хочет иметь вещи, в которые он сможет поверить…» По словам Ремарка, это, как всегда, самые простые вещи — человечность, понимание, готовность помочь, подлинная любовь. Без идеалов не может существовать человек, а отсутствие нравственных ценностей развращает человеческое общество.
Все романы писателя посвящены самым сложным проблемам двадцатого века: отрицанию войны, обличению преступных деяний фашизма, протесту против насилия над личностью.
Сайт, посвящённый творчеству Ремарка:
http://www.em-remarque.ru