Сочинение по картине
Школьники делают первые шаги в мире живописи, учатся постигать невероятно загадочный и увлекательный мир красок и впечатлений.
Трудно добиться, чтобы изобразительное искусство завладело чувствами детей, открыло для них новые, неповторимые в своей красоте горизонты.
На уроках развития речи, посвящённых описанию картины, ученики рассматривают художественное полотно, собирают необходимый материал, по плану пишут сочинение. Учителю нужно органично соединить обучение навыкам письменной речи и воспитание интереса к искусству.
Чтобы написать сочинение по картине, нужно внимательно её рассмотреть и определить:
1. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).
2. Что на ней изображено? Общее впечатление.
3. Композиция картины: передний, задний план.
4. Настроение, вызываемое картиной.
5. Выразительные средства (формат, свет, колорит).
6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
Советы для подготовительной работы
1. Подбирая материал для написания сочинения по картине, обращайтесь к фактам, чтобы сформировать своё представление о картине.
2. Познакомьтесь с личностью художника, историей создания картины.
3. Не забудьте об особенностях жанра: пейзажа, бытовой зарисовки, портрета, натюрморта.
4. Найдите особые детали, определите цветовое решение и творческую манеру автора.
5. Определите, что изображено на переднем, заднем плане полотна, что является фоном, уточните детали.
6. Не забудьте подробно описать цветовую гамму, использованную художником.
7. Постарайтесь написать так, чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе её и захотел познакомиться с творчеством художника.
8. Составьте план сочинения.
Простой план:
1. Вступление (слово о художнике)
2. Основную часть (описание картины)
3. Выводы (Чем понравилась и запомнилась картина? Почему?)
Подробный план:
1. Жанр картины, автор, название.
2. История создания произведения.
3. Кто или что изображено на картине?
4. Детали.
5. Использование художником выразительных и композиционных средств.
6. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.
7. Впечатления от картины, оценка, настроение.
Давайте познакомимся с творческими работами обучающихся.
Сочинение по картине
В.Д. Поленова ‘Московский дворик’
Личность художника В.Д. Поленова была окружена славой и восторженным поклонением молодежи. Современники воспринимали его картины как живописное откровение. Теперь многие полотна художника хранятся в Третьяковской галерее. Яркостью и необычностью привлекает к себе картина ‘Московский дворик’.
С первого взгляда может показаться, что перед нами небольшой деревенский дворик, совсем не похожий на современные московские дворы и площадки. Он зарос зелёной травкой, лопухами, репейником и ромашками, исчерчен тропинками. Перед покосившимся забором стоит накрытый крышкой старый погреб. Часть сада выходит во дворик, сквозь ветви можно рассмотреть белый дом с колоннами. На ветхой крыше сарая растут кустики, а справа на верёвке сушится бельё.
На картине дворик чистый и уютный. От него веет спокойствием и тишиной. Здесь беззаботно играют ребятишки, женщина несёт ведро, квохчут куры, дремлет на солнце запряжённая в телегу лошадка. А вдалеке видны крыши невысоких московских домов и белокаменный храм с пятью главами и колокольней. По ясному голубому небу плывут затейливые облачка. Полдень. Солнце не жгучее, а ласковое. Всем хорошо на солнышке!
Картина словно насыщена воздухом и теплом. Радостно на душе, когда наблюдаешь гармоничный мир тихого московского дворика. Художник изобразил вроде бы обычный будний день, повседневные дела людей, но сумел передать всё очарование старой купеческой Москвы.
Сочинение по картине
И.Э. Грабаря ‘Февральская лазурь’
Художник И. Э. Грабарь прожил долгую жизнь, создал замечательные пейзажи, натюрморты, портреты. Он очень любил нашу северную зиму. У него есть картины о сентябрьском, мартовском снеге. Но один из самых известных его пейзажей — ‘Февральская лазурь’.
Когда смотришь на полотно художника, испытываешь какое-то особое волнение. Какая удивительная красота! Сколько солнца и воздуха! А ведь кажется, что ничего особенного на ней не изображено — стоят деревья, обычные русские берёзы. Без листьев даже. Вот летом деревья одеты в зелёный наряд, а сейчас-то зима!
Снизу по-особенному выделяется одна из берёз. Она изображена близко, но так, что вся поместилась на полотне. Видны все цвета сразу — и стволов берёз, и ветвей, и неба.
Художник задался целью показать удивительную красоту февральского дня, хотел взволновать этой красотой других. Он словно говорит: посмотрите, какие красивые берёзки, полюбуйтесь ими. Да, хорошо зимой, когда светит солнце и сияет снег, когда переливается голубой эмалью лазоревое небо и стоят во всей своей красе высокие белые берёзы.
Сочинение по картине
И.М. Прянишникова ‘Порожняки’
Одним из талантливейших мастеров бытовой картины был И.М. Прянишников. Ему не чужды были сюжеты, подсказанные русской литературой. На первой передвижной выставке художник представил свою картину ‘Порожняки’, которую назвали лучшей среди всех других полотен.
На картине изображено семь пустых подвод, возвращающихся из города в деревню без поклажи, без груза. Извозчики сидят на дне саней, пряча от холода лица и руки. Но привлекает внимание зрителя семинарист, одетый в чёрное пальтишко, полосатые брюки и совсем не зимние сапоги. Пытаясь согреться, он надвинул на самый лоб форменную фуражку, спрятал руки в рукавах не спасающего от холода пальто, а шею обмотал тонким красным шарфом.
Одежда юноши помогает определить, что герой картины учится в семинарии, его жизнь связана с лишениями и бедностью. Всё достояние семинариста — стопка книг. По его исхудалому лицу видно, какой ценой даётся нелёгкий путь к знаниям.
Немалую роль в замысле художника играет пейзаж. Перед глазами открывается широкая белая равнина: стая ворон кормится на обочине дороги, за санями увязалась собака, в глубоком снегу она ищет полёвок. На горизонте жёлтым пятном выделяется полоса заката, туманная дымка обещает ветер и крепкий мороз.
Художнику удалось изобразить не только состояние природы, но и ощущения и переживания героя, мечтающего о лучшей доле. Видно, с какой глубокой симпатией автор полотна относится к человеку, который готов бескорыстно нести знания людям.
Воспользуйтесь презентацией «Как написать сочинение по картине».
Литература
1. Верещагина Л.Н. Сочинение по картине В. Поленова ‘Московский дворик’ / Уроки литературы. — 2000. — № 3.
2. Картины И. Э. Грабаря http://igor-grabar.ru/kartiny.php
3. Картины В.Д. Поленова http://www.museum-online.ru/peredvizhniki/Vasiliy_Dmitrievich_Polenov
4. Картины И.М. Прянишникова http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70156.htm
5. Колокольцев Е.Н. Бытовая картина на уроках литературы / Уроки литературы. — 2006. — № 2.
6. Федькина Л.В. Формирование художественного мышления на уроках развития речи (Урок по картине И.Э. Грабаря ‘Февральская лазурь’) / Русский язык в школе. — 1985. — № 1.