«Солдат республики, борец»
Виктор Мари Гюго… Это имя знают и любят читатели во всём мире. Стоит только назвать романы Гюго: Собор Парижской богоматери, Человек, который смеётся, Труженики моря, Отверженные, 93-й год…
Сразу вспоминаются красавица Эсмеральда и несчастный звонарь Квазимодо, беглый каторжник Жан Вальжан и его фанатичный преследователь инспектор Жавер, отважный смельчак Мариус и его возлюбленная Козетта, добрый моряк Жильят и благородный Гуинплен.
Виктор Гюго пережил и громкую славу, и жгучую ненависть врагов, и пылкую дружбу друзей. Судьба преподносила ему то счастье, то горе (он трагически лишился сыновей и дочерей, но горячо привязался к внуку Жоржу и внучке Жанне). Он посвятил им многие стихи, вошедшие в его книгу Искусство быть дедом. Жорж был серьёзным мальчиком, Жанна весёлой шалуньей, а Виктор Гюго добрым и справедливым дедушкой. Внуки с самого раннего детства понимали это и платили ему любовью и преданностью.
Около собора Парижской богоматери Жорж с гордостью говорил:
― Дедушкины башни!
А шестилетняя Жанна стыдила свою расшалившуюся подружку:
― Марта! Виктор Гюго смотрит на тебя!
В зрелые годы Гюго столкнулся со скрытой оппозицией сыновей из-за запутанных отношений со своей женой, а их матерью, а потом в пору изгнания из-за того, что он заставлял их, уже взрослых, делить с ним его одиночество на скале в океане, на одном из островов Ламаншского архипелага. Но они, хоть и уважали его непримиримость к империи Бонапарта, мечтали о Париже и самостоятельной жизни.
В 1843 году он пережил гибель своей любимицы дочери Лепольдины, после замужества утонувшей на опрокинувшейся яхте, а через пятнадцать лет тоже в пору изгнания душевную болезнь другой дочери, Адели.
Виктор был третьим, последним сыном наполеоновского офицера Леопольда Гюго и бретонки Софи Требюше, сочувствовавшей безнадёжному сопротивлению повстанцев Вандеи республиканским войскам. Затухающие вспышки этого сопротивления (о разгаре которого Гюго рассказал в романе Девяносто третий год) как раз подавлял со своим батальоном её будущий муж.
Родительского дома как такового у маленького Гюго не было. Мелькали города, деревни, страны, куда заносила отца военная судьба. Родители решили расстаться, и Гюго с матерью и братьями поселился в Париже, а отец, вышедший в отставку генералом, остался в провинции.
Подростком Виктор ликовал, узнав о возвращении Бурбонов. Он рос в грозовой атмосфере сильных страстей, а на исторической сцене тем временем совершались события, день ото дня потрясавшие своим трагическим величием ум и сердце впечатлительного подростка…
Сочинять Гюго начал в пансионе Кордье, где вместе с братом Эженом получал образование. Генерал Гюго волновался об участи сыновей: Я думаю, что они погибнут, если останутся под плачевным влиянием матери. Но оба, как рассказывает Андре Моруа в книге Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго, организовали в пансионе театральные представления, Виктор сочинял пьесы и играл в них роль Наполеона. Их политические пристрастия не изменились: они ненавидели Революцию, испытывали ужас перед Буонапарте и любили Бурбонов, которые, по мнению Виктора, принесли Франции… свободу.
Впоследствии Гюго преодолел свой юношеский роялизм и даже культ Наполеона, став заклятым врагом любой формы монархического правления.
Гюго всегда бурно переживал то, что писал, творчество было для него самым глубоким способом понять себя. Романтическая эпопея жениховства Гюго длилась целых три года! В те годы жизнь была полна трудов, забот, честолюбивых замыслов. Он переживал своё чувство к невесте, Адели Фуше, с перепадами от блаженства до отчаяния, точно так же, как в Отверженных между Мариусом и Козеттой.
С отцом Гюго сблизился уже после смерти матери. Судьба отца и беседы с ним вынудили его по-новому посмотреть на недавнюю историю Франции и увидеть те факты, на которые он раньше не обращал внимания.
Виктор Гюго был свидетелем почти всех выдающихся событий французской и европейской истории девятнадцатого века. Он видел победы и поражения Наполеона. Он знал о победах и поражениях коммунаров на парижских баррикадах семьдесят первого года.
Этот писатель стал родоначальником и главой романтизма в мировой литературе прошлого века. Им было создано так много романов, пьес, критических статей и особенно стихов, что все они не успели выйти при его жизни и публиковались после смерти до 1902 года, когда жители страны праздновали столетие со дня его рождения.
Минул ещё один век, и в конце февраля 2002 года Франция в течение недели отмечала его двухсотлетний юбилей. А начались торжества с открытия мемориальной доски на доме, где в городке Безансоне он родился.
Национальный поэт Франции, солдат республики, борец. Ни титулы, ни привилегии (член французской Академии, пэр, граф!) не могли заставить его отступить от своих убеждений. Он открыто выступал против императора Луи Наполеона, который объявил награду в 25 тысяч франков за его поимку. Девятнадцать лет писатель жил в добровольном изгнании, отказываясь принять помилование того, кого считал преступником.
Благодаря Гюго в литературу пришла тема детства. Ему принадлежат слова: Кто говорит: ребёнок, говорит: будущее. Дети появляются у него в стихотворениях и романах. Весёлые и нарядные, они живут в уютной обстановке семьи (это в стихотворениях). Голодные и нищие, они влачат существование в огромном городе (это в прозе). Они бредут в лохмотьях по вечерней парижской улице, не зная, куда им пойти, где отыскать приют. И читатель чувствует, что нет на свете большего одиночества, чем у этих несчастных детей. Бедняжку Козетту тиранит негодяй трактирщик Тенардье, а отчаянный, великодушный Гаврош умирает на баррикаде, собирая патроны для повстанцев…
Но велика сила добра, и тот, кого отовсюду гонят, за кем охотятся, как за зверем, приходит на помощь страдающим и отверженным, заботясь о бедняжке Фантине и её маленькой дочке. Вереницы событий пройдут перед мысленным взором читателя, открывшего романы писателя. Можно увидеть, какой король сидел на французском престоле, как жестоки законы революции, можно понять, что бескорыстие и честность странны и нелепы в мире, где царит жажда денег и сиюминутного успеха.
Всю свою жизнь писатель отстаивал справедливость, заступался за обездоленных граждан своей страны. Мраку, злу, жестокости, уродству и насилию Гюго противопоставлял свет, добро, милосердие, красоту и любовь.
Литература
- Добин Е.С. История девяти сюжетов: рассказы литературоведа. Л.: Детская литература, 1990.
- Евнина Е.М. Виктор Гюго. М.: Наука, 1976.
- Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго: Пер. с фр. М.: Художественная литература, 1971.
- Шугрин Б. Лестница славы / Семья и школа. 1985. — №9.